Войне вопреки. Как археологи в ДНР исследуют памятники времен Золотой Орды
Эти находки представляют большой интерес, поскольку таких крупных многослойных объектов в Приазовье известно очень мало.
Ничего обычного
На первый взгляд памятник казался обычным, но уникальность его в том, что здесь сохранились следы построек из самана эпохи средневековья, позволяющие утверждать, что перед нами оседлое поселение, а это является редкостью для степного региона Приазовья.
Постройки носят наземный характер и представляют собой камышовую конструкцию, облепленную сверху глиной. Естественно все они очень хрупкие и легко повреждаются глубокой вспашкой во время сельскохозяйственных работ. Поэтому зачастую на момент исследования памятник оказывается значительно поврежденным. Аналогичный памятник был раскопан в 1992 году экспедицией Донецкого краеведческого музея под Мариуполем — это так называемая Ляпинская балка, где археологам достались лишь кусочки чугунных котлов и фрагменты керамики, характерной для золотоордынского времени, но никаких следов сооружений и построек выявлено не было, поэтому его рассматривали как стоянку кочевников.
С самого начала раскопок ученые выявили следы различных эпох, верхний — XIX века, а ниже слои средневековья XIII — XIV — золотоордынского времени, а так же слои Хазарского времени VIII — X веков, и все это подстилается слоем эпохи поздней Бронзы, то есть около тысячи лет до нашей эры.
— Самое интересное в наших раскопках то, что мы обнаружили крупные населенные пункты, то есть ни о каком Диком поле здесь не может быть и речи. Эта территория была заселена практически во все периоды истории, и иногда заселена настолько густо и интенсивно оседлым населением, что говорить о ней как о кочевой степи будет не особенно верно, — рассказывает старший научный сотрудник Донецкого краеведческого музея Эдуард Кравченко.
По его словам, у памятников оседлого населения Приазовья есть своя интересная особенность, большинство из них датируются второй половиной XIV века. Это период смуты в Золотой Орде, который в наших летописях назван «Великая Замятня». После смерти хана Бердибека в 1359 году за 20 лет на престоле сменилось 25 ханов. Государство было разорено полностью, а вот именно этот участок территории оказался менее разоренным.
Дело в том, что в это время Приазовье находилось под властью темника Мамая, который фактически правил при помощи марионеточных князей из рода Чингизидов. Здесь он собирал мощный кулак, чтобы бороться за власть над всей Золотой Ордой.
Вполне возможно, что сюда шел приток населения с разоренных территорий, который стабилизировал усиление оседлой жизни. Особенно если брать территории таких крупных рек, как Северский Донец, Кальмиус, там поселений было огромное количество. На Северском Донце стояли крупные центры, самые известные из которых в Славянском районе — Маяки и Райгородок, а также Шепиловка в Луганской области.
Это поселения золотоордынского времени, там известны христианские и мусульманские погребения, а также языческие. В частности, найден христианский медальон с перегородчатой эмалью, а также находки христианских крестов, что говорит о наличии довольно большой христианской общины.
Археологи нашли большое количество фрагментов чугунных котлов, характерных для золотоордынского времени. Памятник у Обрыва в общем-то небольшой, и такое же количество чугуна донецким археологам попалось лишь при раскопках крупного золотоордынского центра под Славянском, так называемое Царицыно городище. Также много нашли фрагментов керамики, требующих реставрационных работ, и изделий из железа, большая часть которых представлена гвоздями, всевозможными заготовками, назначение которых ученым предстоит выяснить.
На пути к Бронзе
На месте поселения в Обрыве откопали также ров, наполненный горелыми костями животных, предположительно следы языческих жертвоприношений, характерных для культового места. К сожалению, он был поврежден еще в древности, более поздняя постройка золотоордынского времени снесла часть этого объекта.
На основании найденной возле села керамики и характерных для степной территории фрагментов котлов с внутренними ушками можно сделать вывод, что поселение на этом месте существовало со времен Хазарского Каганата. Вокруг находится еще немало таких, самым крупным является Сидоровское городище недалеко от Славянска. Площадь поселения оставляла 120 га, что по тем временам соответствовало крупному городу.
Есть и более древние поселения, времен скифов, на Северском Донце. Там и городище есть. Первое городище на Северском Донце появляется в эпоху великого переселения народов, даже перед ним. Не совсем ясно, что это были за люди. Ясно только одно — что пришли они из лесостепи.
Также донецкие археологи стремятся найти бесследно затерянный в степи легендарный город Балы-Сарай, ставший во времена смуты в Крымском ханстве в XVI веке базой мятежного хана Адиль Гирея и разрушенного до основания войсками его брата Мехмед-Гирея. О нем ходят легенды, пишут научные статьи, а местоположения никто не знает. Сейчас место его раскопок аккуратно засыпано землей и в будущем году археологи планируют продолжить работу на соседнем участке.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.