В библейском Уре археологи раскопали жилище местного высокопоставленного священнослужителя
Ур – один из древнейших городов-государств Шумера
МЮНХЕН. Учёные-археологи из Университета Людвига Максимилиана обнаружили жилое здание хорошо обеспеченной семьи Ура, датированное XIX-м веком до Р. Х., сообщается на сайте учебного заведения.
Ур – один из древнейших городов-государств Шумера. Развалины города находятся на территории современного Ирака, в 16 км от г. Насирия. Несколько недель назад археологи раскопали здесь основание и остатки дома,который располагался на окраине города и состоял из 17 комнат и большого внутреннего двора. Архитектурный комплекс включал в себя, также, и фамильный склеп, расположенный в подполе одного из помещений дома. В склепе были найдены останки 24 человек. При этом не исключено, что помещение, под которым располагался склеп, был домашним святилищем, где совершались ритуалы в честь божества-покровителя семьи и в честь захороненных здесь предков.
Директор Института ближневосточной археологии в Университете Людвига Максимилиана проф. Адельхейд Отто, возглавляющий археологическую экспедицию в Уре,рассказал о том, что на первом этапе работ предполагалось, что это жильё небогатого горожанина; но после более тщательных исследований оказалось – это вилла Старо-Вавилонского периода (XX – XVI вв. до Р. Х.), принадлежавшая человеку с более, чем средним достатком.
Сооружение было очень внушительным по размеру. Удалось с большой долей вероятности определить, для чего предназначалась каждая из 17 комнат дома. Археологов поразило, что в доме была кухня и ванная комната с туалетом и дренажной системой. Гигиена в этом домовладении была поставлена на очень высокий уровень.
Но самое интересное ждало учёных впереди. Дело в том, что среди находок оказалось несколько глиняных табличек с личной и деловой перепиской хозяев дома. Документы ещё предстоит изучить более детально, но уже на основании предварительной расшифровки исследователи узнали имя владельца дома и табличек – Син-Нада. Он был главным жрецом и управляющим храма лунного бога Нанны. Этот храм являлся вторым по значимости и размерам в Уре и назывался Этеменнигур (в переводе с шумерского – «храм на месте основания всего того, что вокруг»). Это храм, который являлся частью архитектурного комплекса, широко известного теперь под названием «Великий зиккурат в Уре». Храмовый комплекс, частью которого являлся зиккурат, одновременно использовался как своего рода обсерватория; кроме того, в нём располагался архив, а время от времени и резиденция местного или регионального правителя.
Конец XIX в. до Р.Х., которым датируется обнаруженный остатки дома, был периодом расцвета, в течение которого люди, как правило, жили обеспеченно. Благодаря своему положению в одном из главных храмов Ура жрец Син-Нада был важной персоной в городе. Как удалось выяснить исследователям,в управлении храмом участвовала и его жена. «Анализ человеческих останков показал, что обитатели этого дома были здоровы и хорошо питались, некоторые из них прожили 70 лет и более», – сказал антрополог Андреа Гёринг, слова которого приводятся в пресс-релизе археологической экспедиции, выпущенного университетом.
Более подробные исследования должны будут дать дополнительную информацию о том, что ели хозяева дома, как долго они жили, и каково было состояние их здоровье,причины смерти. Также учёные планируют выяснить,как были связаны друг с другом все погребенные в склепе, были ли они уроженцами Ура или переехали в город откуда-то еще…
Обнаруженный и раскопанный немецкими археологами дом датируется периодом правления первых царей Старо-Вавилонской империи. В то время город Ур был оживленным и плотно заселенным мегаполисом. Богом-покровителем его, как и прежде оставалось лунное божество по имени Нанна, что на аккадский язык передавалось как Син – отсюда аккадское имя хозяина найденного домохозяйства – Sinnada –переводится как «Бог Син (Нанна) славен (или: чтим)». (Аккадский, являющийся одним из семитских языков, стал c конца III тыс до Р. Х. языком повседневного общения в шумерских городах.)
Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский» (Быт 11:28). Этот город называется в Библии родиной Фарры, который был отцом самого почитаемого патриарха еврейского народа – Авраама. Судя по непрямым указаниям текста книги «Бытие» этот город был родиной и самого Авраама (см. Быт 11:29-30). Фарра и его старший сын Авраам вместе с родичами со временем покинули Ур и переселились в Харран, город на севере Месопотамии (так же как и Ур,город был крупнейшим центром культа лунного бога Сина).
Наиболее вероятным временем переселения многие учёные считают 40-е гг. XVIII в. до Р.Х. Дело в том, что в 1742/1741 гг. до Р. Х. против вавилонского царя Самсуилуны (1750 – 1712 гг. до Р. Х.), сына знаменитого Хаммурапи, в южно-месопотамских городах вспыхивает восстание. Ур присоединился к восстанию. В 1739 г. до Р Х. Самсуилуна учинил в городе резню и погром, много домов (в том числе, видимо, и домовладение, раскопанное теперь немецкими археологами) было разрушено. Город надолго обезлюдел. Очень вероятно, что семья Авраама тогда и покинула Ур, спасаясь от вавилонских карателей.
Вавилонский царь в довершение своих дел по подавлению восстания перекрыл водоснабжение Ура. В течение очень короткого времени нехватка воды превратила этот процветающий город в груду песка. Примерно к 1720 году до Р. Х. город прекратил свое существование, и только сотни лет спустя жизнь в Уре возобновилась примерно с той же, что и в древности, интенсивностью. Ур оставался обитаемым с некоторыми перерывами вплоть до IV века до Р. Х., когда он был постепенно оставлен населением из-за сильной отдалённости от Евфрата (течение которого в конце концов стало проходить в 12 км от города).Руины Ура расположены на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»).
По мнению некоторых исследователей Библии,зиккурат Ура (шум. Этеменнигур),построенный первым правителем Третьей династии Ура Ур-Намму (годы правления: 2112 – 2094 гг. до Р. Х.) мог послужить образом той «лестницы», касавшейся небес, которую увидел во сне один из патриархов еврейского народа Иаков во время своего бегства в Харран (см. Быт 28:12-16). В этом зиккурате лестница тоже вела на «небеса», то есть в мир богов (в Уре это мир лунного бога Нанны (или Сина) и его супруги Нингаль), и там жрецы по праздникам торжественно сносили вниз по лестнице и поднимали обратно статуи божеств, чтобы год был урожайным, чтобы приумножались стада и не оскудевал человеческий род.
Кроме того, сходный по архитектуре с зиккуратом в Уре вавилонский зиккурат Этеменанки (шум. «храм [на месте]основания неба и земли»), скорее всего, стал прообразом Вавилонской башни из библейской книги «Бытие» (см. Быт 11:3-9). При этом, многие исследователи не исключают того, что зиккурат в Уре или зикккураты других шумерских городов того же времени, могли стать моделью для вавилонского зиккурата, вероятно, построенного ещё в правление царя Хаммурапи (годы правления: 1792 – 1750 гг. до Р. Х.).
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
В этом городе был высокий уровень жизни и взаимоотношений, обеспечивающих процветание жителей. Подражание другими странами культу этого города стали называть, с тех пор, культУрой.