После того как глобальная сеть Интернет перестала быть специализированным средством по обмену информацией между специалистами и стала общедоступной, с появлением форумов и социальных ресурсов, сеть стала неотъемлемой частью широкого социального общения. Соответственно, в Интернет были привнесены и особенности межличностного очного общения. Однако для общения в сети характерны некоторые отличия от общения очного, а именно:
- стирание условностей и границ, присущих завязыванию очного диалога;
- наличие большего ресурса времени для обдумывания и выстраивания ответа;
- возможность анонимности и, как следствие, иллюзия безопасности.
Если в реальной жизни человек мог бы воздержаться от вступления в диалог в силу ряда условий, то факторы анонимности и ощущения себя в перманентной безопасности придают человеку уверенности в себе и, как следствие, возможность не только участвовать в диалоге, но и компенсировать с его помощью фрустрированность некоторых своих потребностей.
В результате некоторые люди, остро реагирующие на слова в свой адрес, не могут справиться с тревожностью, вызванной серией обид, полученных при общении в сети Интернет. Некоторые из них говорят о вреде, нанесённом их репутации незнакомым или мало знакомым человеком. В процессе общения на эту тему быстро выясняется, что человек стал жертвой нападения тролля.
Виды троллей и стиль их поведения
Тролль заходит на форум или в обсуждение темы в соц.сети не для того чтобы общаться. У него другие желания и другая задача. Если внимательно присмотреться к сообщениям (постам) тролля, то можно выделить особенности, отличающие их от постов других участников темы. Ориентируясь на современный разговорный язык, троллинг можно условно разделить на «толстый» и «тонкий». Соответственно, стили поведения (и нападения) у них различаются.
«Толстый» троллинг
Здесь всё просто. «Толстый» тролль – либо ещё неопытен, либо обесценивает приличия, этику общения настолько, что действует без маскировки. Т.е., нападает открыто и сразу переходит на личности, начиная открытым текстом оскорблять собеседника, используя для этого что угодно, только не обсуждаемую тему. Наиболее распространены такие приёмы как придирки к орфографии или к особенностям личности жертвы: аватаре, профессии, стилю подачи информации, внешнему виду (характерно для социальных сетей) – к чему угодно. Т.е., ограничивается обычным хамством и, получив подтверждение тому, что его слова задели выбранную жертву, празднует незамысловатую победу.
«Тонкий троллинг»
Здесь тактика сложнее и изощрённее. «Тонкий» (или классический) тролль не просто выбирает жертву: он, подобно пауку, расставляет сети. Сначала тролль делает вид что интересуется темой. Он пишет для затравки несколько общих, пространных комментариев, для того чтобы примелькаться, ожидая реакции на них. Жертву он выбирает более тщательно, при этом не слишком сведущие в обсуждаемой теме люди его, как правило, не очень интересуют (хотя это зависит от уровня, квалификации тролля). Троллю интересен собеседник, имеющий у других участников дискуссионной темы некоторый авторитет: ему это необходимо для получения ощущения значимости «победы».
Дальше тролль начинает, сначала как бы невзначай, а затем всё более целенаправленно комментировать сообщения выбранного объекта. Порой, разыгрывая из себя простачка, может задавать вопросы. Особенность участия тролля в диалоге заключается в том, что смысл ответов его совершенно не интересует: ему нужны ответы сами по себе. Каждое последующее сообщение объекта троллинга используется троллем для нового нападения на него. Например, из нескольких предложений выделяется какая-то речевая конструкция, которую тролль интерпретирует так чтобы каждое утверждение оппонента противоречило его предыдущему утверждению.
Финал зависит от поведения объекта троллинга. Если человеку удаётся вовремя распознать тролля, тот остаётся не солоно хлебавши. Если же человек вовремя не догадывается о том, с кем ведёт диалог, он становится жертвой: тролль уводит его от основной темы на перетирание совершенно не относящихся к ней деталей и, в конце концов, завершает своё действо завуалированным или прямым переходом на личность собеседника. Например, доводит ситуацию до абсурда, или надевает маску разоблачителя «невежества» жертвы (поскольку в интерпретации тролля речь жертвы подаётся и начинает выглядеть как постоянные противоречия самой себе). Собственно, с этой целью и выбирается, зачастую, не рядовой участник: чем сильнее троллю удастся оконфузить кого-нибудь авторитетного, тем большей победой наслаждается тролль.
Почему они делают это
На основе многолетних наблюдений, есть достаточно оснований для того чтобы говорить о наличии у прибегающих к троллингу личностей одной или нескольких черт:
Как противостоять троллингу
Первое: Предупреждён - считай, вооружён. Следует уметь распознавать тролля ещё на начальном этапе общения. В противном случае, возникнет риск попасться на его приманку. Индикатором к распознанию может послужить возникающее чувство нетерпения, азарта, желание доказать неправоту собеседника. Поэтому
Второе: погасить в себе азарт, признаки появления которого можно почувствовать.
Третье: немендленно прекратить диалог с троллем. Лучше всего без каких-либо объяснений, но если возникло очень уж сильное желание объяснить почему вы прекращаете диалог – следует стойко воздержаться от чтения ответа тролля, поскольку в нём, с высокой степенью вероятности, может содержаться отчаянная попытка бросить Вам последнюю наживку. Следует помнить что наиболее болезненным и невыносимым для тролля являются игнорирование его и равнодушие к нему.