Торжественное открытие игр XVIII олимпиады (1964 год)
На торжественной церемонии открытия Олимпийских игр в Токио (1964 год) на стадион входила сборная СССР. Проход по олимпийскому кругу составлял 25-30 минут. Всё это время советский спортсмен Юрий Власов - знаменосец олимпийской сборной - нёс флаг весом в 2,5-3 кг на вытянутой руке...
В дальнейшем многие пытались повторить это действие русского силача, но никому это не удалось и по сей день.
Юрий Власов - уникальный человек – военный инженер, чемпион и рекордсмен мира и Олимпийских игр по тяжелой атлетике, литератор и историк, политик – депутат Государственной думы, один из претендентов на пост президента России. Он один из самых великих богатырей за всю историю планеты.
Отец – Власов Петр Парфенович, в 1938 году окончил Институт востоковедения и в годы Второй мировой войны был представителем и связным Коммунистического Интернационала при Центральном Комитете Коммунистической партии Китая, потом дипломатом, достигнув верхней ступени – ранга чрезвычайного и полномочного посла СССР. Мать, Мария Даниловна, происходила из старинного рода кубанских казаков.
Уже позже их сын Юрий под псевдонимом Владимиров написал книгу «Особый район Китая», в которой рассказывал о работе отца в качестве журналиста и представителя Коминтерна в Китае. Благодаря отцу, Юрий Петрович свободно владеет китайским языком.
С началом войны Власовы уезжают на Обь. В Москву они вернулись в 1943 году. Уже в те годы его лучшими друзьями стали книги. Они уводили в дальние страны и давние времена. В ту пору Юрий твердо выбрал для себя на будущее профессию дипломата. Его героем стал Чичерин, первый советский нарком иностранных дел, незаурядный человек, который позволил себе «слабость» написать книгу о своем любимом композиторе – Моцарте. Но живым идеалом для Юры всегда оставался отец…
Родители отдают Юру учиться в Саратовское суворовское училище. Здесь царил дух соревнования. Как-то незаметно для окружающих самым сильным стал младший курсант Власов. Уже к пятнадцати годам вес его подобрался к девяносто килограммам, и это были одни мускулы – ни грамма жира. Имя Власова появилось в списке рекордсменов училища. О его спортивных успехах заговорил город. Юрий отлично бегал на лыжах, на коньках. У него был второй мужской разряд по легкой атлетике. На чемпионате в Саратове по борьбе Власов занял первое место, на первенстве суворовских и нахимовских училищ страны был вторым в толкании ядра и первым в метании гранаты.
В 1953 году он покидает Саратов. Серебряная медаль за успешное окончание училища открыла двери Военно-воздушной академии имени Жуковского. Спортивные преподаватели академии сразу отметили его могучую, великолепно скроенную фигуру. Антипьев, чемпион страны по метанию гранаты, сказал: «Иди подкачай силенку со штангистами. Берем тебя в секцию легкой атлетики – будешь метать и толкать».
Юрий внял доброму совету, еще не осознав всех его последствий. В легкую атлетику он больше не вернулся. Так пришла к нему первая страсть – стремление преодолеть силу силой. Азарт погони за силой приводил Власова в тренировочный зал, на спортивные состязания – пока в роли зрителя. Был он и в Зеленом театре московского Парка имени Горького, когда летом 1955 года там выступал американский штангист, «крошка из Теннесси», 160-килограммовый Пауль Андерсен. На глазах изумленной публики он набрал в троеборье 517,5 килограмма, и это в пору, когда ни один спортсмен в мире не перешагнул заветную сумму 500 килограммов!
Власов смотрел на своего будущего заочного соперника со смешанным чувством: раздражала диспропорция в теле этого 22-летнего американца, расплывшегося, как на дрожжах, но его спортивные результаты не могли не восхищать. К тому времени Власов уже пришел в тренировочный зал ЦСКА, встретился здесь с именитыми спортсменами: Стоговым, Минаевым, Ломакиным. Внимательно присматривался к их тренировкам. Здесь же произошло еще одно знаменательное событие – Власова стал тренировать Сурен Петросович Багдасаров.
Маститые благосклонно отнеслись к «новобранцу». Даже их, видавших виды, покорила исступленность и фанатичность, с которой ворочал диски этот двадцатилетний парень. Трофим Ломакин подарил тогда Власову свою книгу «Путь к силе». Коротко сказал: «Со значением.» Каждый день после занятий в академии, отказывая себе во многом, порой изменяя даже самым близким друзьям – книгам, он приходил на тренировку и под пристальным взглядом тренера начинал твердить тяжелые уроки. Тяжелые в буквальном смысле. Он повторял все сначала: бег, прыжки, упражнения, приседания с грузом. Еще, еще, еще…
И вот пришла минута торжества. Минута, растянувшаяся на годы. Первым из них был год 1957-й. Тогда он установил свой первый всесоюзный рекорд – в толчке (185 кг), а затем в рывке (144,5 кг). В августе Власову было присвоено звание мастера спорта.
Этот год стал знаменательным для Юры и по другой причине. В тренировочный зал как-то пришла девушка с мольбертом – делать зарисовки. Так познакомились, а вскоре и поженились Юрий Власов и Наташа Модорова, студентка Суриковского художественного института.
Впрочем, тот 1957 год принес не только радости, но и огорчения: на соревнованиях во Львове Юрий пытался взять рекордный вес и не удержал штангу на руках – повреждены позвоночник, нога. Кто знает, чем бы закончился этот «великий перелом», как грустно шутил Юрий, если бы не внимание врачей, самоотверженность жены, преданность друзей – Багдасарова, Шаповалова, Стогова. Все вместе они победили болезнь, и Юрий снова вышел на помост. На этот раз его узнал весь мир.
Чемпионат мира и Европы 1959 года проходил в Варшаве. К тому времени Власов уже был дипломированным военным инженером и рекордсменом мира. Двенадцать лет держали американцы самый тяжелый (по абсолютному весу) рекорд – в толчке. Власов нарушил такую монополию, подняв 197,5 килограмма.
Накануне варшавского чемпионата это заставило насторожиться даже такого самоуверенного тренера, как Боб Гофман, который незадолго перед тем объявил двадцатый век веком американских тяжеловесов. Узнав в Варшаве о новом русском «мальчике», Гофман торопится на его тренировку. Посмотрев на Власова, он говорит ему с некоторой развязностью, за которой скрывает растерянность: «В скором времени ты побьешь все рекорды Андерсена.»
Это было даже не пророчество, а констатация надвигающегося факта. Варшавский чемпионат Юрий Власов выиграл с блеском, достигнув заветного рубежа – 500 килограммов в троеборье. На следующее утро все польские газеты поместили фото Власова. Известный спортивный обозреватель Ян Войдыга написал в отчете:
«Одним из самых сильных впечатлений закончившегося турнира богатырей стало знакомство с Юрием Власовым. Советский Союз в его лице получил надежного лидера своей команды и одного из вероятных кандидатов на олимпийскую победу».
Звездный час в спортивной биографии Юрия Власова пробил в Риме, на XVII Олимпийских играх. Эту Олимпиаду называют именем Власова. Впервые Юрий предстал перед римлянами и гостями итальянской столицы 25 августа 1960 года – на «Стадио Олимпико» ему оказана была честь идти впереди нашей команды со знаменем в руках. И впервые в истории человек пронес развевающийся на ветру флаг своей страны в одной руке!
Рывок первыми начали американцы. Оба делают начальный подход на 140. И легко фиксируют вес. Затем долго совещаются. Они заказывают и берут по 145. Тот же вес в первой попытке изящно и легко поднял Власов. Следующий шаг американцы собирались сделать на 147,5 кг. Но, увидев, как удивительно чисто москвич выполнил очередную попытку, стали медлить и поочередно отказывались от заявленного веса. Они явно тянули время, чтобы Власов «остыл» или «перегорел» после первого подхода. Но Юрий почти не обращал на них внимания, и Бредфорду с Шеманским пришлось заказать 150 кг. Оба справились с коварной штангой.
На штанге 155 килограммов. Власов решительно подошел к снаряду и легко поднял его. Он стал единоличным лидером, опередив Бредфорда на пять килограммов, а Шеманского – на пятнадцать.
Толчок. Венец соревнований. Из трех основных соперников первым начинал движение Бредфорд. На табло против его фамилии загорелись цифры 177,5. Затянувшаяся борьба настолько измотала гиганта, что он в первой попытке не смог толкнуть вес, который два часа назад красиво и уверенно покорил в жиме.
ишь во второй попытке американец добивается успеха. Долго, очень долго Бредфорд готовился к атаке на 182,5 кг. Осилив названный вес, Бредфорд установил олимпийский рекорд и повторил официальный мировой рекорд в троеборье Пауля Андерсена – 512,5. Чем ответит Власов?
Он начал движение с того веса, который главный соперник взять не сумел – 185 килограммов. Зал затаил дыхание. Если до этого в адрес атлета раздавались не слишком бурные аплодисменты, то теперь поднялась волна оваций. Симпатии всех присутствующих оказались на его стороне. Он силой переломил зал. После первой же попытки Власов установил мировой рекорд – 520 килограммов!
Такой вес еще никто и никогда не поднимал над своей головой! Мировой рекорд и… еще два неиспользованных подхода. Стало ясно: здесь, в этом прекрасном зале, сейчас свершится еще что-то поистине грандиозное.
Власов продолжил борьбу в одиночестве, попросив установить 195 килограммов. Под сводами дворца пронесся изумленный гул. Такой отваги от совсем еще молодого атлета никто не ожидал. «Поднимет ли?» – спрашивали люди друг друга. Власов поднял вес идеально! А на табло зажглись поистине магические цифры – 202,5!
Власов подошел к штанге. В его стройной, почти изящной фигуре, в его движениях виделась лишь красота, лишь неудержимая сила – и только! Вот он положил штангу на грудь. Гриф прогнулся от огромной тяжести дисков. Толчок! И колоссальный, еще никому и никогда в истории не поддававшийся вес оказался на его выпрямленных руках. Внешне все выглядело так, словно этот толчок не стоил ему никаких усилий. И – тишина, висящая в зале.
И вот в этой-то тишине с грохотом упали массивные очки интеллигента Власова. И только потом трибуны взорвались. Даже приученные к образцовой дисциплине музыканты гвардейского полка, бросив свои инструменты, зааплодировали, вскочили на стулья и заорали во всю мощь своих натренированных легких: «Браво! Брависсимо!»
Зрители бросились к помосту. Они не находили слов, чтобы выразить охватившее их чувство. Итог захватывающего поединка потряс всех: Власов установил четыре олимпийских рекорда – сумма 537,5 килограмма (жим – 180, рывок – 155, толчок – 202,5). Результаты в троеборье и толчке – одновременно мировые рекорды. Бредфорд в сумме отстал на 25 килограммов.
Потом Власов пошел в олимпийскую деревню. Пешком. А за ним, как за римским триумфатором, шла многотысячная, казавшаяся бесконечной толпа. И над древним городом неслось неудержимое: «Власов! Власов! Власов!» Его медаль оказалась сорок третьей золотой медалью советской команды на Римской олимпиаде. Вместе с ней Юрий увозил в Москву специальный приз «За наиболее фантастический результат» и титул лучшего спортсмена игр. На торжественном закрытии XVII Олимпийских игр он нес спортивное знамя советской команды.
После римского триумфа советского штангиста шведская газета «Идроттсбладет» писала: «Власов молод, гармонически сложен, чертовски силен и к тому же блещет интеллектом. Власов – это сенсация из сенсаций! Его выступление было настолько потрясающим, настолько сказочно-необыкновенным, что с ним не может сравниться ни одно событие в истории олимпийских игр. В мировом спорте еще никто не был столь велик и недосягаем. Он – эталон настоящего спортсмена и блестящий представитель своего народа».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.