На вопрос, какой из советских мотоциклов - самый надёжный, большинство из наших мотоциклистов дадут быстрый и четкий ответ: "Иж Планета-3". И, если говорить о двухтактных мотоциклах, это, вероятно, так и есть. Несмотря на то, что после третьего поколения были технически более совершенные мотоциклы 4 и 5 поколений, Ижевскому заводу в течение почти 4х десятков лет не удалось превзойти свою заслуженную машину в части надёжности и выносливости.
Так в чём же тайна Третьей Планеты?
Знаете популярное выражение: "Бог в деталях, дьявол в мелочах". Вот в таких небольших деталях и (казалось бы) мелочах как раз и сокрыта Тайна Третьей Планеты:
двигатель - одноцилиндровый двухтактник - очень простой конструктив; эффективное охлаждение двигателя за счёт удачного расположения рёбер; результат очередной доработки изначально удачной конструкции DKW; минимальное количество деталей; оптимальная для своих задач мощность, момент - с запасом; необходимое и достаточное качество изготовления деталей; общий уровень вполне соответствует 1971 году; две небольшие модернизации 3.01 и 3.02 медленно, но верно улучшили мотоцикл.
"Визуальный список" новшеств Третьей Планеты (ЗаРулём 04/1970)
Лучше всего скажут о стратегии создания мотоцикла слова А. Первого, заместителя начальника КБ. Цитирую "ЗаРулём" 04/1970":
Небольшим, в общем, но очень эффективным изменениям подверглись двигатели. Мощность «ИЖ-Планеты-3» возросла до 18 л. с., а «ИЖ Юпитера 3» — до 25 л. с. Этого удалось достичь в основном изменением каналов и фаз газораспределения, увеличением степени сжатия. При этом благодаря удачно подобранной форме камеры сгорания двигатели работают на том же бензине (А-72), что и прежние моторы. Карбюраторы сохранены без изменений.
Часто для создания хорошей конструкции, о которой потом будут долго вспоминать, требуется не только напряжённая инженерная работа, а ещё и удача. В случае с Планетой-3, синяя птица явно благоволила конструкторам из Ижевска!
Ещё чаще, слава приходит к ушедшему поколению, когда поколение новое оказывается никуда не годным. К сожалению, так случилось с четвёртым поколением Ижей: качество начало падать с конца 70, а к середине 80 стало уже просто неподобающим. Нововведения, призванные сделать "Планету" лучшим мотоциклом советского просёлка, утонули в браке. Кроме того, кардинальных изменений не внедрялось, а на забугорных картинках, которые начинали просачиваться в щели Железного занавеса, уже красовались Хонды в красочных обтекателях...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А я на "юпитере" пятом и "урале" гонял) На урал так вообще в 16 лет сел Но да, по надёжности и простоте планета, была лучше юпитера и перегревов не боялась. На юпитере правда, очень нравилась фишка, полуавтомат, что да же если сцепление в обрыве, то можно и тронутся и по ходу переключатся, не выжимая рукой. В планете такого не было.
Иж 49 неубиваемый с чугунным цилиндром. А тройка , что планета, что юпитер практически вечные Правда сейчас и уже много лет занимаюсь мотокроссом, лучше японца нет, но в свое время на ИЖ -К 16 м катался и не плохо. Да, в конце 80-х качество рухнуло.