Фарфоровые игрушки, наверное, хорошо помнят люди старшего поколения. Их было великое множество. Особенно популярны были фарфоровые слоны разного роста, которые по преданиям несли в дом счастье.
Эти игрушки в великом количестве клепали советские фарфоровые заводы. Но игрушки была только малая часть их продукции. Фарфоровой посудой была обеспечена вся великая страна.
Посудой почти одинаковых фасонов, размеров и рисунков были забиты шкафы всех советских домохозяек. И лишь немногие, видя в музеях те же игрушки и посуду столетней давности, отмечали, что они намного разнообразнее и изящнее современных.
Думаете, снова будет рассказ о превосходстве царских технологий над советскими? Нет.
В дореволюционной России было множество фарфоровых заводов. Только на территории современной Московской области их было порядка десяти, в том числе знаменитый Гжельский завод.
Судя по каталогам выставок тех лет, по количеству зарегистрированных товарных знаков на фарфор число заводов в Империи перевалило за сотню.
Тем не менее, в СССР их число не дотягивало и до тридцати. Чем может быть вызван этот факт? Какой-либо серьёзной замены фарфоровых изделий в 20 веке изобретено не было, а в технической отрасли потребность в фарфоровой продукции выросла в разы.
Возможно, в СССР проводилась концентрация производства с увеличением мощности заводов. За счёт снижения качества продукции предприятия гнали высокое её количество, это было государственной политикой.
Эту посуду знают все, даже те, кто не застал СССР. И это ещё венец советского творения, который использовали только по праздникам.
Для других случаев в каждом доме имелась посуда ещё проще этой. Собственно, и после СССР картина не сильно изменилась, разве что вместо отечественного фарфора стали продавать китайский. К чему это всё?
Многие из читателей слышали детективные истории о том, что фарфор изобрели в Китае и хранили процесс его изготовления в большом секрете, и европейцы неоднократно засылали туда своих агентов для, как сейчас говорят, промышленного шпионажа.
Мало того, и разведать секрет фарфора удалось даже не с первой попытки. Правда это или нет, понять сейчас сложно. Точно такие же истории рассказывали про выращивание чая и другие китайские ноу-хау, не известные на тот момент в Европе. Почему же производить фарфор было так сложно без сакральных знаний?
Твёрдый фарфор Твёрдый фарфор, в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью[1]. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Мягкий фарфор Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.
Как видим, никаких малораспространенных химических элементов, локализованных только в Китае, не используется. Все вещества для производства фарфора распространены по всему миру.
Может быть, только каолин встречается чуть реже остальных. Каолин - это и есть та самая белая глина, которая служит основным наполнителем фарфора.
Как ни странно, начиная с начала 18 века, производство фарфора в Европе начинает развиваться стремительными темпами, и к середине 18 века число фарфоровых заводов Европы уверенно переваливает за 20.
И это только известные заводы. Ощущение, что европейцы, разведав, что китайцы всего лишь обжигают каолин, ринулись делать то же самое. Причём достигли значительных успехов, например бельгийский фарфор ценился достаточно высоко.
А может, европейцы разведали в Китае, как всего лишь получать температуру 1400 °C в печах? А может, они вообще ничего не разведывали?
Ну и на этом заканчиваем вступительную часть и перейдём к нашему рассказу.
Точнее, к одному из многочисленных в 19 веке фарфоровых заводов Российской Империи.
Необычность этого завода в том, что он находился далеко за Уралом, и в том, что про него в отечественной истории до 1917 года сохранилось очень мало фотосвидетельств, несмотря на то, что это был крупнейший завод по производству фарфора в регионе и один из крупнейших в Империи. Это был Хайтинский фарфоровый завод, расположенный в Усольском уезде Иркутской губернии.
Завод основан в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении речки Хайтинки в реку Белую на базе расположенных близ залежей белых каолинов. Вместе с ним возник поселок Мишелевка у старинного села Хайта, также связанного с фарфорово-фаянсовым производством. В конце 1850-х братья Переваловы устроили на р. Хайте гончарное производство, продукцию которого сбывали на иркутском базаре.
В начале 1860-х возили глину иркутскому купцу П. Сыропятову, имевшему в Знаменском предместье г. Иркутска небольшую посудную мастерскую, которая в 1863 перешла во владение братьев Переваловых.
Мастерская была перенесена в 1864 в Хайту и переоборудована в фабрику. В 1866–1867 строятся корпуса и горны фарфоровой фабрики, а в 1869 учреждается фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых».
На фабрику были приглашены специалисты из Китая и Японии, а также русские мастера из Гжели, с императорских фарфоровых заводов; широко использовался труд ссыльнопоселенцев и каторжных. Современники отмечали тяжелые условия работы и «высокую степень эксплуатации» с широким привлечением детского труда.
В то же время при Хайтинской фабрике была школа на 50 учащихся (с 1880) и помещение для любительских спектаклей.
В 1880-х братья значительно расширяют предпринимательскую деятельность. Продукцию своих предприятий Переваловы сбывали в Иркутске, Красноярске, Томске, Енисейске, Минусинске, Чите, Благовещенске, Верхнеудинске.
За высокое качество изделия Хайтинской фабрики удостаивались золотых и серебряных медалей на различных выставках: (1873 (Екатеринбург) – большая серебряная медаль «За полезное»; 1887 (Екатеринбург) – серебряная медаль «За трудолюбие и искусство», 1896 (Нижний Новгород) – большая серебряная медаль «За хорошее качество изделий при значительных для Сибири размерах производства», 1905 – в Антверпене, 1911 – в Омске). Славился на всю Сибирь и хайтинский огнеупорный кирпич.
Почему же вдруг про этот завод не сохранилось никаких фотографий, кроме фото трудовых коллективов тех лет?
Это наверное так и не удалось бы узнать, если бы не попал в руки документальный фильм «Быль о белом горностае», снятый о Хайтинском заводе в современное время. Огромный респект создателям этого фильма.
Обычно просмотра постсоветской документалистики хватает на пять минут, но тут с удовольствием просмотрел до конца. Хайтинский завод постигла судьба практически всех подобных предприятий в лихие 90-е. Впрочем, по порядку.
Наибольший свой расцвет Хайтинский завод в дореволюционное время достиг при управлении его сыном одного из братьев Переваловых, Иваном, который принял завод в 1880 году.
Он с душой относился к своему делу. При нём производство было модернизировано и постоянно применялись новые технологии. Именно он выстроил жильё для рабочих, школу, больницу и отделение сберегательного банка, а также призаводской храм Святого Николая Чудотворца. Есть про него ещё одна интересная деталь.
В 1880 сын Даниила Перевалова, Иван, приняв правление заводом от отца, открывает и первый музей, в котором хранились предметы не только фабрики Переваловых, но и образцы западноевропейского, восточного фарфора, изделия заводов России. Музей, который часто показывали гостям, был одновременно витриной, рекламой и собранием образцов.Рекламой служили и пепельницы, которые расходились по всей Сибири вместе с чашками, тарелками, супницами и прочими изделиями.
К 1917 в музее Перевалова насчитывалось уже более одиннадцати тысяч экспонатов. Сотни великолепно расписанных чайных пар, декоративных тарелок, десятки скульптур, вазоны для цветов в виде амурчиков, туалетные наборы, лампы-букеты, пепельницы в виде морских раковин – не перечислить всего, что хранилось в музее.
Какими же качествами эффективного менеджера обладал Иван Перевалов, чтобы превратить небольшую фабрику в градообразующее предприятие немалого на тот момент посёлка?
Неужели он сумел заработать столько денег на пепельницах и тарелочках? Очевидно, без денег он не смог бы выстроить такую большую фабрику и всю инфраструктуру к ней. Как же ему это удалось?
Как видим, с сырьём на заводе особых проблем не было. Месторождения каолина имелись поблизости, причём такого качества, что по некоторым источникам его возили на продажу в европейскую часть страны. А как было устроено само производство?
Вот тут и наступает тот самый пробел. Понять, что там было, удалось только благодаря тому самому документальному фильму. Известно только то, что завод имел несколько горнов, которые обжигали готовые изделия из фарфора.
Ни о каком другом оборудовании не известно ничего, разве только то, что Переваловым для завода был приобретён паровой локомобиль, который везли аж на 15 подводах.
Судя по размерам локомобиля, производство на заводе было внушительным. Где Перевалов брал такое количество дров, чтобы ежедневно поддерживать технологический процесс? Судя по фото конца 19 века, вся Сибирь была единой сплошной пустыней без намёка на растительность.
На этом снимке уже фото Хайтинского завода в 30-е года 20 века. Как видим, снова имеется странное сооружение башенного типа. Дымовая труба на заднем плане, очевидно, новодел от советской эпохи.
И действительно, сразу видно, что в советское время завод был значительно пристроен. Жёлтые здания были явно из старых времён.
Как видим, всё та же симметрия зданий, как в Москве на Канатчиковой даче. И также на обведенном месте подозрительный пустырь. Но такие места в центрах посёлков пустыми не бывают. Что там стояло раньше? Уж не тот ли самый храм Святого Николая Чудотворца, который не дожил до настоящего времени? Сложно сказать, информации об этом храме в сети практически нет. И мы снова видим, что секретом успеха Перевалова было использование бесплатных энергоносителей, что в общем широко применялось в то время на всех предприятиях. И именно их отсутствие в настоящее время является общей бедой всех предприятий. Но только ли в этом был секрет успеха Перевалова?
Это Иркутск 1897 года. Оказывается, уже тогда за 100 верст от Иркутска (по факту это даже больше) на завод Перевалова уже была проведена телефонная связь. В этом нет ничего удивительного, т.к. Хайтинский завод выполнял заказ на изготовление фарфоровых изоляторов для Туркестанской железной дороги.
Очевидно, заказ был не малый, и предприятие могло себе позволить такую по тем временам роскошь. И это ещё не всё, что было создано на заводе при Иване Перевалове.
Судьба Ивана Перевалова трагична и снова напоминает детективную историю. В 1907 году он был убит в нескольких километрах от своего посёлка.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
У моей матери и сейчас есть горка - специальная зеркальная этажерка, полная - 5 этажей - всяких фигурок из фарфора, наподобие этой прелести, что здесь изображена
А мы не сохранили, как жаль. Тогда в ум не шло, что все эти слоники и балерины с собачками что-то могут значить. сказался пожар в бабушкином частном доме, хотя, могли бы хоть что-то спасти.
Да, есть редкие фигурки, остались, не поверишь, с блокадного Ленинграда. И еще большая салатница - перечницу разбили - в пустой дом залезли, дед был на войне а бабку с отцом и его братом эвакуировали в Воронеж, деревянное забрали, а фарфор и не тронули, это как раз к тому, что показывают, будто там грабежи были повальные. А жили на улице Черняховской - центр города.
Я долгое время хранила огромное бабушкино блюдо для заливной рыбы - его все время выставляли на семейные праздничные сборища. Бабушка любила застолья. И большую семейную супницу - правда, это не фарфор, а фаянс, от старости у нее даже эмаль стерлась. Сейчас мне было бы просто некуда это все поставить - жилая площадь маленькая.
Это точно, места под них надо много. Мама живет одна в двухкомнатной, есть место. А у меня только один буфет на кухне и тумбы - только повседневное, у меня все одинаковое, нет разделений на праздничное и будничное, а вот у мамы до сих пор два сервиза чайных фаянсовых - аж прозрачные! не тронутые, даже на праздник не достает - так, часть интерьера.
Кстати, да - раньше был прямо прозрачный фарфор. у меня одна чашка от бабушкиного сервиза сохранилась - тоненькая и легкая. Я тоже из нее не пью. А так мне мама еще в 90-х подарила два чайных сервиза - абсолютно бесполезные, чисто декоративные. Из них в самом деле пить ничего нельзя - кустарные поделки, просто тогда как появилась эта оляповатая посуда из гаражных мастерских, так народ кинулся покупать - золотое ж! В чайнике ни разу чай не заваривала, а он возьми да тресни. Вот они у меня и стоят как память.
Да, а у нас еще был поддельный ламинарик, тоже нам мама подарила кучу тарелок и вазочек, а они в шкафу как начали взрываться, мы сначала не понимали - где это бахнуло так, оказалось напряжение не снято, так все и выкинула, дети маленькие были, покалечило бы еще осколками
Ни о каком другом оборудовании не известно ничего, разве только то, что Переваловым для завода был приобретён паровой локомобиль, который везли аж на 15 подводах. И мы снова видим, что секретом успеха Перевалова было использование бесплатных энергоносителей,
Если используются некие бесплатные энергоносители, на фига тогда нужен паровой локомобиль? Паровой локомобиль - это такая штука, которая за счет выработки пара производит некое механическое движение, которое затем можно передать на колеса (и получится паровой автомобиль) либо на привод обрабатывающего станка (и получится паровой привод). А для производства пара в локомобиле предусмотрена топка, куда забрасывают уголь или дрова. В общем у автора получилась смесь французского с нижегородским.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]