Ейск хоть и морской город, но от военно-морского флота он бесконечно далек. Поэтому, как-то не ощущал я долгое время морской романтики дальних походов, не влекли к себе дальние берега, крики чаек за бортом боевого корабля, идущего по волнам.
Все изменилось для меня после знакомства с капитаном первого ранга в отставке, ветераном атомного подводного флота Алексеем Григорьевичем Буглаком. Особенно, после нашей экспедиции в Севастополь в феврале 2015 года. После ночевке в офицерском кубрике малого противолодочного корабля «Ейск», после интересных, красочных рассказов о флотской службе нашего бравого каперанга, я стал настоящим фанатом ВМФ.
И сейчас, находясь в Северной столице, видя почти каждый день на улицах офицеров и матросов в строгих черных формах, просто не мог не побывать в удивительном Военно-морском музее. Огромное здание красного кирпича, расположено в здании бывших морских казарм, и тянется на целый квартал. Интересно стало еще до того как вошел в сам музей – мемориальная доска на стене здания сообщала о том, что здесь нес службу будущий герой обороны Севастополя Петр Макарович Кошка. Тот самый матрос Кошка!
Правда, не думал, что это фамилия – считал, что это прозвище героя Крымской кампании, полученное им за ловкость и изворотливость. А на входе в музей меня ожидал приятный сюрприз – был день открытых дверей и посетителей пускали бесплатно. Нет, конечно, такой музейный «коммунизм» - явление в Петербурге довольно редкое. Но, раз в месяц, ведущие музеи устраивают свободный вход – в морском музее это каждая последняя среда месяца, в Эрмитаже – первый четверг и так далее. Нужно следить за графиком.
В роскошно обставленные залы, мы вошли вместе с группой офицеров из Казахстана, и было очень приятно видеть, с каким восхищением они осматривались вокруг. И то сказать, Казахстан – страна почти сухопутная. Но ведь и Россия «прорубила» выходы к морям лишь в XVIII столетии. Ходили, правда, и раньше по Азовскому, Черному и Каспийскому морям легкие суда казаков. Даже до Персии доходили буйные молодцы Стеньки Разина и крали знатных княжон, о чем даже песня сложена, но не тот был масштаб. Все началось именно с Петра I, чья статуя высится у самого входа, словно страж наблюдая за своими дальними потомками.
А в первом же зале, на самом почетном месте, выставлен «Дедушка российского флота» - тот самый ботик, на котором будущий самодержец всея Руси, осваивал морские науки задолго до основания Санкт-Петербурга. Выглядит ботик на редкость новеньким – даже сомнения взяло, что это оригинал XVII века, но выяснилось, что кораблик был тщательно отреставрирован в Нью-Йорке в 1997 году, оттого и сверкают борта и мачта свежей краской(на фото). Самым интересным показался мне первый зал – зал молодости российского флота.
Периода, когда еще только сходили с верфей наши первые корабли, когда впереди их ожидали неизведанные земли, новые открытия. Экспедиции Беринга, Чирикова, Штамберга к берегам Камчатки, Аляски, Калифорнии обогатили не только отечественную, но и мировую географическую науку. Но здесь же выставлены и напоминания о ратной славе нашего флота: под высоким потолком свисают синие знамена с золотыми коронами Швеции, алые с полумесяцем Турции, трехцветные стяги Франции – боевые трофеи славных морских викторий минувших веков. Гангут, Наварин, Чешме, Синоп… - эти битвы принесли молодому российскому флоту громкую славу и невольное уважение соседей. К стенам прикреплены роскошные носовые фигуры кораблей в виде воинов в шлемах, сжимающих в руках мечи, морских дев, львов…
Жаль не делают сейчас таких фигур на боевых кораблях – очень красиво смотрится. Внизу, под стеклами витрин, лежат абордажные сабли, кортики, компасы, астролябии, подзорные трубы. А сколько в зале, великолепно выполненных, моделей различных судов! И совсем маленьких, и таких объемных, что спусти их на воду – выдержали бы трех-четырех взрослых мужчин. Мальтийские галеры, испанские галеоны, английские фрегаты, русские корветы – целая застывшая флотилия. А вот и первая отечественная подлодка Джевецкого, созданная еще в конце XIX века.
Сущим лилипутом выглядит эта двухместная подлодка с медным винтом на фоне огромных современных субмарин(на фото). Чем дальше продвигаешься вглубь залов, тем «моложе» становятся корабли. Вот уже пошли макеты броненосцев, крейсеров, хищно поблескивают стальные корпуса торпед и глубинных бомб.
А вот, за стеклом особенный макет – легендарный крейсер «Варяг», ушедший под воду вместе со своим «младшим братом» - канонеркой «Кореец», но не сдавшийся врагу. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает…».
Кстати, только в Военно-морском музее узнал, что наш «Варяг» по происхождению был «американцем» - он сошел со стапелей верфи Филадельфии в 1898 году и передан российскому флоту, для которого и был построен. Дальше идет современный период – наши дни. Мощь и величия российского флота во всей красе – макеты авианесущих крейсеров, больших десантных кораблей, атомных подводных лодок. И тут, в зале современности, неожиданно, получил привет из Ейска – на экране настенного монитора, возник знакомый силуэт самолета.
Да это же наш «Радий Папковский» - противолодочный самолет, базирующийся в Центре военно-морской авиации. А с другой стороны, чему удивляться – сегодня ВМФ страны надежно защищает все моря и океаны нашей России, будь то Азов, или Балтика, Тихий океан, или Северное море. Стала отчизна великой морской державой, как и предсказывал столетия назад Петр Великий и достойно несут боевую вахту моряки в черных бушлатах – люди совершенно особого склада. Не похожие ни на каких других военных, обласканные морским повелителем Нептуном. Морская кость.
В конце хотелось добавить: 19 марта отмечают свой профессиональный праздник моряки-подводники. Хочется передать через нашу газету поздравление всем ейчанам-подводникам, а, особенно – Алексею Григорьевичу Буглаку, привившему мне любовь и уважение к флоту. Семь футов вам под килем – офицеры и матросы ВМФ России!
Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 5 марта 2018