Сирия после войны: Асаду придется идти на компромиссы
В своем выступлении на площадке клуба «Валдай» президент РФ Владимир Путин отметил, что есть основания говорить о скором окончании войны в Сирии. И тогда придет время для начала масштабного процесса мирного урегулирования конфликта, в который важно вовлечь все стороны.
При этом на предстоящие переговоры Путин обратил особое внимание, рассказав о том, как эффективно их провести. В этой связи российский лидер предложил создать Конгресс народов Сирии, в котором примут участие не только правительство и оппозиция, но и представители этнических и религиозных групп.
По некоторым данным, мирным переговорам в Дамаске будет дан старт во второй половине ноября, а в конференции планируют принять участие больше двух тысяч человек. Ожидается, что на встречу приедут представители всех конфликтующих сторон, а президент Сирии Башар Асад объявит о победе над радикальным исламизмом. После этого начнутся дискуссии о будущем страны.
Как отметил военный эксперт Андрей Кошкин, Россия во многом помогла Сирии для того, чтобы состоялась подобная конференция. При военной поддержке РФ удалось победить терроризм, а дипломатический опыт в астанинском формате открывает возможности для мирного урегулирования сирийского конфликта.
«В Астане мы смогли посадить за стол переговоров вооруженную оппозицию напротив законного правительства. Это очень важное достижение. В Женеве такого никогда не удавалось сделать. И этот астанинский опыт достаточно передовой», — подчеркивает эксперт. По мнению Кошкина, процесс не сразу приносит желаемые результаты, но альтернативы нет: из состояния многолетней гражданской войны нужно выходить дипломатическим путем.
Поэтому сирийскому правительству сейчас необходим опыт переговоров, полученный в Астане, и за круглым столом собрать тех, кто уже присоединился к урегулированию и тех, кто еще остается в стороне. При этом Кошкин подчеркнул, что Асаду важно показать свою готовность к такому политическому процессу, который будет учитывать интересы всех вовлеченных сторон.
Однако в этом плане имеются некоторые чувствительные точки. О них говорит аналитик, заведующий кафедрой теории регионоведения МГЛУ Вадим Макаренко: «Курды не выступают в качестве оппозиции центральному правительству…, решают задачи самостоятельно. К сожалению, с курдами есть такая особенность». Таким образом, оппозиция сейчас не признает их права в Сирии, поэтому они становятся потенциальными союзниками Асада.
По словам эксперта, в стране еще существуют неподконтрольные сирийскому правительству территории. Поэтому, чтобы их сохранить в составе единой Сирии, необходимо найти какое-то решение: децентрализация или федерализация. Макаренко напоминает, что «этот вариант движения предлагали российские эксперты правительству САР», так как к довоенному состоянию страны вернуться уже будет невозможно.
Однако существует и другая проблема, которая заключается в том, что оппозиция будет против федерализации или децентрализации, а станет настаивать на уходе Башара Асада. В таких условиях ему придется искать компромисс и принимать какое-то новое государственное устройство САР. При этом очевидно, что простых решений нет, но выход должен быть найден, чтобы остановить вооруженный конфликт.
Со своей стороны политолог Александр Асафов тоже согласен, что сегодняшняя Сирия находится «в иной реальности», чем это было до 2011 года. По его убеждению, Асад на предстоящей мирной конференции в Дамаске будет говорить о возвращении к мирной жизни. Ведь сегодня важно восстановление страны, причем не только для Сирии, но и для всего региона, чтобы выйти из экономической и гуманитарной катастрофы.
При этом Асафов полагает, что оппоненты президента САР продолжат свою риторику, которая исходит от тех, кто их поддерживает: «С их стороны будет попытка раскачать ситуацию в сторону нового политического кризиса, в сторону выдвижения каких-то безоговорочных требований, но я думаю, что у Асада хватит политической мудрости, политической зрелости, чтобы не поддаваться на эти провокации, которые безусловно будут». Тем не менее, по примеру астанинского процесса можно предположить, что в целом диалог возможен.
Стоит учесть и тот факт, что Сирия сегодня поделена на две части, одна из которых подконтрольна курдам. За время войны они заняли крупные нефтегазовые месторождения в Аль-Омаре, Саджане, Румейлане и Аш-Шаддади. Но ключевые коммуникации и логистика страны контролируются правительством, поэтому важно найти такие решения, которые позволят совместно использовать ресурс, чтобы экономически сплотить страну.
При этом аналитик Борис Рожин считает, что в Сирии нельзя исключить и повторения иракского сценария, когда правительственные войска стремились вытеснить курдов из ключевых экономических районов, что привело к прямым вооруженным столкновениям.
Однако эксперт указал, что Россия пытается помочь избежать такого развития событий, хотя можно предположить и желание США вмешаться в этот процесс. Вашингтон может воспользоваться разногласиями Дамаска и курдов, чтобы расколоть Сирию, затянуть войну или завести мирные переговоры в тупик.
Поэтому Асаду необходим диалог курдами, в котором будут учтены их интересы. В этом случае, считает Рожин, проект сирийского Курдистана будет похоронен на дипломатическом уровне, а в обсуждении послевоенного устройства Сирии будут поднимать «вопросы именно сосуществование арабов и курдов на территории».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.