Российский фильм с небольшим бюджетом «Салют-7» наносит удар «гегемонии» Голливуда
Бэйцзин жибао, Китай
По представлениям жителей Поднебесной, фильмы с сюжетом про космос — это привилегия Голливуда. Однако скоро на экраны выйдет картина российского производства «Салют 7» (китайская версия названия «Спасение космоса»), представляющая реальную историческую ситуацию, произошедшую в 80-х годах прошлого века. Во время проката в России этот фильм побил целый ряд рекордов кассовых сборов, и даже президент Путин восхитился данной картиной. Недавно в Пекине прошел предпоказ «Салюта-7», и потрясающие события на экране получили признание аудитории. Информация о том, что бюджет фильма составляет всего 50 миллионов юаней, является толчком для китайских научно-фантастических фильмов.
Большое событие, не уступающее голливудским блокбастерам
11 февраля 1985 года последняя полноценная орбитальная станция бывшего СССР из серии «Салют» — «Салют-7» потеряла связь с Центром управления полетами. Не было возможности предугадать последствия, но инженер Виктор Алёхин и ушедший в отставку космонавт Владимир Фёдоров в этот критический момент получили приказ и взяли на себя проведение невероятно сложной технической работы в космосе.
Фильм «Салют — 7» отразил ход того, как два человека, для выполнения поставленной задачи, преодолевали множество непредвиденных ситуаций в космосе: ручная стыковка «Союза» с «Салютом-7», прибытие на замерзшую космическую станцию и возгорание на ней. Проходя «крещение» бедствиями, космонавты справлялись с такими чрезвычайно опасными для жизни ситуациями как кислородное голодание, сильный холод и отравление углекислым газом.
Фильмов о космосе в Голливуде уже снято огромное количество. Российский «Салют-7» столкнулся с двумя основными проблемами: смогут ли спецэффекты иметь достаточный уровень и как представить на экране новый образ. К счастью, данная картина отлично справилась с решением этих проблем. Визуальные эффекты не только не имеют «ляпов», но и воссоздают атмосферу прошлого, что позволяет проникнуться особым ощущением. Кинокритик Цзэн Нянь Цюнь восторгается проработкой деталей в фильме: «В моём представлении русский народ достаточно грубый и бесстрашный, но в этом фильме мы можем увидеть их мягкую сторону. В картине есть момент, демонстрирующий заполнение космической станции водой. Из-за невесомости множество капель воды „проплывали“ в воздухе, и это отражено необыкновенно детально».
В то же время в фильме «Салют-7» показан новый отличный от голливудских фильмов образ. Пишущий в научно-фантастическом жанре Янь Пэн после просмотра данной кинокартины заявил, что все ранее снятые фильмы с космической тематикой в основном были голливудскими, поэтому зрители могли увидеть только американские космические системы и американское мышление. «Этот российский фильм отлично отобразил русский национальный характер. Сравнивая с американцами, которые всегда любят раскрывать сюжет легко и с юмором, «Салют-7» более сложный и жесткий. Отношения между персонажами очень сдержанные, действия сопровождаются множественными локациями и грандиозным музыкальным сопровождением. Все это захватывает и производит исключительно сильное впечатление от фильма.
Расходы на создание фильма составили всего 50 000 000 юаней
Это неожиданно, что расходы на создания этого космического блокбастера составили примерно 50 миллионов, в пересчете на юани. Переводя в доллары, эта сумма не достигает восьми миллионов. Сейчас в Америке все фильмы с бюджетом ниже 30-50 миллионов долларов считаются низкобюджетными. Фильм с бюджетом восемь миллионов долларов может быть вполне назван фильмом с крайне низким бюджетом. «Некоторые уже ставят «Салют-7» в один ряд с такими голливудскими фильмами как «Гравитация» и «Марсианин». Однако бюджет этих двух фильмов превышает 150 миллионов долларов. Снять в Китае фильм в жанре научная фантастика с бюджетом 50 миллионов было бы абсолютно нормально. В Китае бюджет «Союза-7» рассматривается как сумма между низким и средним уровнем. «У нас также есть подобные истории, но почему же никто никогда не задумывался над созданием такого рода фильма? В самом деле это вопрос, который должны переосмыслить в киноиндустрии» — считает Янь Пэн.
Конечно, успех этого фильма не уступает голливудским блокбастерам. Этого удалось достичь благодаря помощи российской космонавтики в процессе съемок. Давно увлекающийся военным делом и непоколебимый главный редактор Сун Цянь рассказывает, что показанное в фильме оборудование в основном является реально используемым в космосе. Как человек, увлекающийся военным делом, увидев эти детали, я действительно получал наслаждение от просмотра.
Кроме этого, образ двух космонавтов очень тронул эксперта в области авиации Чжи Хуэя. Посвятив работе в пилотируемой космонавтике многие годы, она общалась со многими космонавтами и их семьями. В американских фильмах отношения между людьми показаны в другой манере, а в «Салюте-7» космонавты, даже находясь на грани жизни и смерти, по-прежнему очень просто вели диалоги со своими семьями, и это вызывает даже больший резонанс. «Космонавты — это особая группа людей, отражающая героическую силу и духовную мощь. Они вдохновляют людей шаг за шагом двигаться в глубины космоса. Но за ними стоят их семьи, которые платят неизвестную нам цену.
Китайские научно-фантастические фильмы на пути в новую эпоху
«Салют-7» — это положительный опыт для России в области фильмов с космической тематикой, бросивший вызов установленному в Голливуде порядку по созданию научно-фантастических фильмов. Вслед за подъемом мощи китайской космонавтики, разве не сможет китайский кинематограф также достичь успеха в этой области?
Цзэн Нянь Цюнь считает, что современные китайские научно-фантастические фильмы действительно заставляют людей немного беспокоиться: «Сейчас Китай уже стал одной из немногих стран в мире, имеющих первоклассные технические возможности в космосе. А также нет недостатка в хорошей научной фантастике. Однако в Китае качественные научно-фантастические фильмы до сих пор «в процессе съемки».
На самом деле, еще в 2015 году, в стране появился целый ряд планов по съемке научно-фантастических фильмов, включая экранизацию таких романов Лю Цысиня как «Задача трех тел» и «Чудесная Земля». В прошлом году было объявлено о начале съемки режиссером Нин Хао фильма «Сумасшедший пришелец» по мотивам романа «Сельский учитель». Почти каждый год в этой отрасли предсказывался как «новая эпоха китайской научной фантастики». Однако успешных в прокате и получивших одобрение фильмов все еще чрезвычайно мало.
Сравнивая с другими темами в научной фантастике, космос — самый специфичный. По мнению Янь Пэна, эта сфера кажется такой далекой, но как раз это может заставить людей вырваться из повседневности и подтолкнуть на поиски смысла жизни. Но он также обращает внимание на то, что чем серьезнее сюжет, тем осторожнее должен быть подход автора. Так как «Космос — это некий истинный путь, а не только техника, то нужно показывать не только насколько развились технологии, а реально отобразить атмосферу и чувства».
Содействующий показу «Салюта-7» председатель совета директоров инвестиционного фонда «Нью-тайминг» (Newtiming) Фан Цзюнь считает, что китайским научно-фантастическим фильмам необходимы не только средства и сюжет, но и методология: «Если рассказывать историю о жителях Поднебесной, то необходимо сочетать китайскую культуру и любовь к героям. Такой подход к возможностям своей культуры — единственный способ для китайских научно-фантастических фильмов вступить в новую эпоху».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.