Разработка боевых железнодорожных комплексов нового поколения прекращена
Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения прекращена. Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу. Об этом сообщил весьма информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.
Еще год назад казалось, что скоро ракетные поезда под именем "Баргузин" начнут становиться в строй РВСН. Напомним хронологию начала и окончания службы отечественного БЖРК стратегического назначения "Молодец". Кстати, совершенно уникального. В США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов.
Приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 года. БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.
Головным разработчиком назначили КБ "Южное" - это Днепропетровск, нынешний Днепр независимой и враждебной России Украины. Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Алексей и Владимир Уткины - выдающиеся создатели советского ракетного оружия.
Для БЖРК спроектировали просто великолепную даже по меркам сегодняшнего дня твердотопливную ракету 15Ж61. Весь ракетный комплекс назвали РТ23 УТТХ. Его летные испытания проходили с 1985 по 1987 год на военном космодроме в Плесецке. Было произведено 32 пуска - все успешные. В ходе испытаний БЖРК прошли по дорогам страны почти полмиллиона километров.
Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии боевых железнодорожных комплексов. Еще раньше в США, проведя множество "шпионских" исследований и экспериментов, убедились в том, что уверенно отследить перемещение БРЖК по дорогам СССР и гарантированно их уничтожить - не в состоянии.
И еще до развала Советского Союза после встречи лидеров СССР и Великобритании - Михаила Горбачева с Маргарет Тэтчер были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они стали нести боевое дежурство только в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. То есть их главное преимущество - мобильность и скрытность обнулились.
В январе 1992 года Борис Ельцин и Джордж Буш (старший) подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно его условиям, Россия до 2003 года должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК - всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, уничтожение БЖРК не остановили. В начале мая 2005 года тогдашний командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов официально объявил, что БЖРК сняты с боевого дежурства. К 2007 году были утилизированы все поезда и пусковые установки.
Однако уже в сентябре 2009 года командование РВСН высказало мнение, что возможно скоро начнется разработка ракетных поездов нового поколения уже с ракетами российского производства.
Конечно, БЖРК было жалко - это действительно очень мощные и почти неуловимые для любого нашего противника ракетные комплексы стратегического назначения. Но сегодня очевидно, снятие их с вооружения было неизбежно даже и без обременительных условий СНВ-2. Ракеты, выпускавшиеся на Украине и обслуживающиеся украинскими специалистами, в нынешних реалиях нонсенс. Кстати, Киев запретил специалистам "Южмаша" сотрудничать с РВСН России по всем направлениям.
И реинкарнация БЖРК была возможна только с ракетами отечественного производства.
В декабре 2011 года командующий РВСН Сергей Каракаев уже почти официально заявил о начале возрождения БЖРК.
А в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.
В конце 2014 года командование РВСН еще раз, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся. Даже появилась информация о том, что в качестве их ракетного вооружения будут использоваться адаптированные баллистические ракеты комплекса "Ярс".
И, наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты "Ярс". Прессу тогда переполнили рассуждения о том, как будет выглядеть будущий российский БЖРК, которому дали имя "Баргузин".
Увы, в конце 2017 года выяснилось, что этот "Баргузин" уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено.
Технически создать российский БЖРК, полностью превосходящий тот, что был спроектирован в СССР, более чем реально. Скорее всего, дело в деньгах. Стратегических ракет для ответного удара у нас хватает. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения. РВСН ставит на вооружение "Ярсы". Для ВВС испытываются новые крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. И затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы в нынешних экономических условиях неразумно.
Опытно-конструкторские работы по "Баргузину" проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
БЖРК, ввиду своей мобильности, мог почти гарантированно наносить ответный удар, прорывая любую противоракетную оборону. Выход США из договора по ПРО автоматически означал, что России нужно чем-то адекватно ответить, например, демонстративным пуском ракеты БЖРК с полигона с целью продления службы комплекса. Вместо этого Путин начал невероятное: он начал УНИЧТОЖАТЬ БЖРК. Первой под нож пошла 52-я дивизия, которую уничтожили осенью 2002 года, образовав на ее месте базу хранения элементов БЖРК, которую уничтожили и бросили в 2007 году. В 2003 грохнули 36-ю дивизию, хотя ее поезда были самые «свежие», с 1992 года и могли легко служить до 2007, а потом новый пуск и новое продление, как, например, уже неоднократно продляют ресурс таких же твердотопливных 58-х ракет комплекса «Тополь». А в 2005 уничтожили и головную дивизию БЖРК в Костроме. Я обращаю внимание, уничтожать БЖРК и 61-е ракеты СНВ-1 не требовал, а подписанный следом Ельциным СНВ-2 вообще не вступил в силу, а после истории с ПРО так им и вовсе подтерлись.
Тем не менее, аккурат после заявления Буша о выхода из договора ПРО Россия как по чьей-то неведомой команде в течении 3-4 лет уничтожила все ракетные поезда. Но этим дело не ограничилось. Наш «патриот» пошел еще дальше и зачем-то продолжил вслед за уничтожением поездов уничтожать и их базы, так называемые пункты постоянной дислокации (ППД) - многомиллиардную инфраструктуру ракетных баз БЖРК. Сколько стоит их охрана до лучших времен даже минимальными силами? Копейки, солдатикам все равно где служить. Но теперь ППД уничтожены, вслед за их поездами. Уничтожены Путиным.
Зачем уничтожать? Затем, что кто-то продал ТТХ этого комплекса на Запад. В середине 90-х шла активная распродажа наших технологий. "Молодец" был заточен на уничтожение западных ракет. У них иные ТТХ. Были. Раньше. Но с 1995 по 2005 года активно модернизировался их "Минитмэт". Разумеется это совпадение. И, разумеется, совершенно случайно совпали сроки модернизации их "Минитмэна" и уничтожения БЖРК "Молодец". Он не мог деактивировать ракеты с нашими ТТХ. Стал бесполезен. Утилизирован за ненадобностью.
Новость - фейк. Работа разбита на этапы. В 2017 году завершен очередной этап разработки. В 2018 году начнется следующий этап. Пока работа идет по графику, без сбоев.
Хроен, а не работа. Кого защищать, то тебя что ли? Да кому ты нужен Ванька с рубахой перемывахой. Тебя как и меня давно продали и забыли. Но ты обязательно думай, что тебя кто то будет защищать. Это тебе не Союз, где все было по братски. Здесь все решает бабло.
Вообще-то, поезд - неманевренный вид транспорта. В случае бомбежки - не увернется. И рельсы повредить легко: даже и бомбить не нужно, достаточно одного пакостника со взрывчаткой. Лучше развивать более перспективные виды вооружений.