Мужчина безуспешно пытался поймать обезьяну, которая воровала продукты питания в его деревне. Животное было слишком умным и быстрым для него.
Когда он собирался сдаться, мудрец поделился с ним секретным трюком. Следуя инструкциям, охотник взял кокосовый орех и проделал в нём небольшое отверстие, достаточное для того, чтобы в него пролезла передняя лапа обезьяны. Внутри кокосового ореха, который он привязал к дереву, был оставлен арахис.
Когда всё было готово, мужчина ушёл. На следующее утро обезьяну, наконец, поймали — её лапа застряла в кокосе.
Обезьяна стала жертвой — но не ловушки, а нежелания отпустить. Отверстие было достаточно большим, чтобы освободить пустую лапу, без арахиса. Всё, что нужно было сделать животному — отказаться от арахиса. Но оно этого не сделало.
Корень наших страданий — привязанность. Когда мы не можем отпустить, мы сами наносим себе раны. Вещи, которые должны обеспечивать нам счастье, становятся нашей ловушкой.
Боль и страдания
Боль — это сигнальная система, предназначенная для спасения жизни; она заставляет нас сосредотачиваться на несчастьях. Боль мотивирует поведение, которое поможет нам восстановиться, исцелиться или улучшиться. Например, когда мы прикасаемся к горячему предмету, немедленная реакция предупреждает наш мозг о том, что мы в опасности.
Однако, когда боль становится более интенсивной со временем, она превращается в страдание — мы безуспешно реагирует на тревогу.
«Рана — это место, через которое свет входит внутрь вас». — Руми
Вы не можете избавиться от боли, но вы способны улучшить её понимание. Регулярная эмоциональная боль — не связанная с заболеваниями мозга или тяжёлыми расстройствами — обычно проистекает из таких эмоций, как разочарование, чувство вины или зависть.
Мы часто смакуем собственные страдания. Звучит странно, не правда ли? Чем больше мы рассказываем о них другим и размышляем о своих болезненных историях, тем больше мы страдаем. Мы подливаем масла в огонь, из-за чего становимся жертвами — мы отождествляем себя с болью.
Страдание — это то, как мы научились реагировать; мы привязаны как к жажде, так и к отвращению. Будьте честны с самими собой. Каковы ваши желания? чего вы избегаете? Цепляясь за собственные иллюзии, вы можете застрять на месте. Чтобы справиться со страданиями, вы должны посмотреть в лицо своей уязвимости.
Настоящая трансформация болезненна — она приходит через страдание.
Правда о страданиях
«Людей беспокоят не события, а их мнение о событиях». — Эпиктет
Страдания неизбежны и необходимы.
Суть в том, чтобы пересмотреть ваши отношения со страданиями. Одни люди считают, что они невосприимчивы к страданиям («Я родился не для того, чтобы страдать!»), в то время как другие отождествляют себя с ними («Мои родители испортили мне всю жизнь!»). Поймите, почему вы страдаете. И самое главное — научитесь отличать реальные страдания от тех, которые вы создаёте сами.
Страдание имеет негативный оттенок потому, что мы обычно застреваем на месте, вместо того чтобы извлекать уроки из собственного опыта.
Во многих религиях, таких как христианство, человеческие страдания означают искупление. Это как испытание, которое готовит нас к загробной жизни. Страдания — это способ достижения более возвышенного смысла жизни; они вдохновляют нас на искупление, духовное развитие и сострадание.
Греческий философ Эпикур учил, что корень человеческих неврозов — это отрицание смерти. Мы полагаем, что смерть — это ужасный и болезненный опыт. Избегание создаёт ненужное беспокойство. Люди верят, что большее количество денег, престижа или политического влияния защитит их от смерти.
Но чем больше мы преследуем эту иллюзию, тем больше страдаем — точно так же, как это случилось с обезьяной.
Буддизм рассматривает страдание как душевную боль, которую мы испытываем, когда наша склонность держаться за свои желания сталкивается с переменчивой природой жизни — наш опыт кажется разочаровывающим. Будда сказал: «Всё, чему я учу — это страдания и конец страданиям». Некоторые люди считают это пессимистическим подходом. Напротив, мы должны понять страдания, если хотим положить им конец.
В нашей жизни мы имеем дело с тремя типами страданий.
Болезненные переживания включают как физический дискомфорт, так и эмоциональные страдания. «Страдания от страданий» включают рождение, старость, болезни, смерть и получение нежелательного опыта.
Постоянные изменения являются естественными — привязанность ко всему бессмысленна. Мы можем пытаться цепляться за вещи или людей столько, сколько захотим, но всё рано или поздно заканчивается. То же самое происходит, когда мы не получаем или не знаем, чего хотим. жизнь постоянно меняется. Мы страдаем потому, что сопротивляемся мысли, что не можем ничего контролировать, кроме собственных действий.
Присущая жизни неудовлетворённость — это «истина страданий». Мы все чувствуем неудовлетворённость, потому что не являемся просветлёнными. Обрести совершенную мудрость и бесконечное сострадание — не так просто. На самом деле это весьма сложно.
Наша привязанность к желаниям — корень страданий. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть жить лучше. Проблема заключается в том, что мы думаем, что с новой работой, партнёром, домом, одеждой и так далее всё изменится к лучшему.
Преследуя иллюзию, что в следующий раз всё будет по-другому, мы, вместо того чтобы быть счастливыми здесь и сейчас, застреваем в «кокосе».
Страдания — это сигнал, на который нужно обратить внимание
Боль — это не просто сигнал о том, что что-то не так; она напоминает нам о том, что мы должны противостоять своему эмоциональному состоянию.
«Что здесь происходит?»
Психологи говорят, что если вы пребываете в депрессии, значит, вы сосредоточены на прошлом. А если вы страдаете от тревожности, тогда вы сосредоточены на будущем. Мы страдаем потому, что не можем жить здесь и сейчас.
Жить в настоящем тяжело. Когда наш разум бесцельно блуждает, мы страдаем. Отвлечение внимания не является проблемой, если мы не используем его, чтобы избежать реальности. Как поясняет Чогьям Трунгпа, страдания возникают из-за глупости и невежества — по причине того, что мы не пребываем в текущем моменте.
Боль также является показателем того, что глубоко внутри мы чувствуем себя разделёнными.
Мы привязываемся к тому, что ожидаем от жизни. Кришнамурти сказал, что корень страдания — разделение: «Я такой, но хочу быть другим. У меня есть это, но я хочу иметь то». Разрыв между реальностью и нашими ожиданиями вызывает разочарование. Мы не хотим выпускать из рук «арахис» и становимся более тревожными.
Страдания — это чёткий сигнал того, что мы сопротивляемся истинной природе жизни. Мир такой, но мы хотим, чтобы он был другим. Мы ожидаем, что жизнь будет другой. Мы пытаемся сделать приятным то, что на самом деле вызывает боль. Мы хотим сделать постоянным то, чему свойственно меняться.
Когда мы в Неаполе, нам снится, что мы в Риме, как писал Эмерсон.
Суть в том, что страдания — это сигнал к пробуждению; мы понимаем, что не осознаём, кем мы являемся на самом деле. Всё непостоянно и непостижимо, включая нас самих.
Членовредительство
«Тот, кто боится, что будет страдать, уже страдает из-за того, что боится». — Мишель де Монтен
Когда мы чувствуем неудовлетворённость, внешний мир становится нашим врагом. Мы жалуемся, обвиняем других и становимся жертвами — мы сами наносим себе раны.
Мы не можем убрать боль из нашей жизни. Мы не можем избежать болезней или старения. Терять близких людей — больно. Но сопротивление непостоянству жизни заставляет нас страдать ещё больше.
Философ Питер Вессель Цапффе в книге «Последний Мессия» объясняет, как мы разработали сознательные и бессознательные механизмы для ограничения нашего повседневного сознания — они, предположительно, защищают нас от страданий.
Изоляция — это подавление неприятных мыслей и чувств; мы учимся заглушать некоторые из них. Эффект привязки — это создание целей и ценностей, которые будут направлять наши действия и защищать нас от более тёмной стороны. Отвлечение временно переключает наше внимание с внутреннего мира на внешний.
Цапффе назвал их «механизмами подавления» — они заглушают боль, но не устраняют корень страданий.
Избегание — это один из способов добавить ещё больше страданий в нашу жизнь. Другой — это драматизация боли. В обоих случаях мы сами наносим себе эмоциональные раны.
Некоторые люди считают свои страдания несправедливыми. Они хорошие, так почему же они должны страдать? Они считают, что страдание означает наказание — страдать должны только плохие люди.
Нет такого существа, которое не страдало бы. Нам кажется, что другие умнее, моложе, богаче, сильнее, красивее и могущественнее, чем они есть. Мы верим, что другим проще живётся — никто не страдает так, как мы.
У каждого человека своя доза боли. Обычно это не очевидно, потому что мы не можем видеть дальше нашей собственной драмы. Сравнение с другими обманчиво. Мы видим свою боль, но не понимаем, что другие тоже страдают — только по отличным от наших причинам.
Мы сами причиняем себе боль. Чем больше мы разделяем наши страдания с другими, тем больше мы страдаем. Мы страдаем, когда мы одиноки, а затем страдаем от наших отношений. Мы страдаем, не имея денег, а затем страдаем из-за того, что богаты. Драматизация наших страданий создает эффект снежного кома.
Вы не можете избавиться от всех страданий, но вы можете избежать ненужной боли.
Страдать или не страдать?
Вместо того чтобы ждать жизни, свободной от страданий, научитесь жить со страданиями.
Хотя эссе Цапффе довольно пессимистично, оно представляет собой четвёртое средство от страданий, сублимацию — мы можем трансформировать, а не подавлять нашу боль.
Искусство может превратить наши страдания в ценный опыт. Мы можем превратить нежелательные чувства в нечто полезное, а не вредное.
Боль — прекрасный источник вдохновения. Как писал Гарри Стед: «Страдание — это то, что рисует на холсте, рифмует слова, строит небоскрёбы и дисциплинирует армию. Без страданий, без нашей иррациональной склонности к боли, мы чувствовали бы себя потерянными».
Фридрих Ницше утверждал, что страдания жизни продуктивны, возвышая волю к власти и презирая слабое сострадание или жалость. Он советовал нам сознательно принять «вечное возвращение» величайших страданий.
Осознанность необходима, чтобы понять, почему мы страдаем. Нужно противостоять своей боли, а не подавлять её. Если вы чувствуете себя плохо по какой-то причине, не заглушайте свои чувства. Дайте волю своим эмоциям — позвольте им проявиться. Примите все свои чувства, включая боль.
Принятие не означает, что вы сдаётесь. Это не отказ от счастья. Вы по-прежнему можете получать удовольствие, наслаждаться едой, смотреть фильмы и слушать музыку. Но вы не застреваете в иллюзии привязанности. Понимание того, почему вы страдаете, поможет вам увидеть жизнь в ясном свете. Принятие — это не отказ от своих желаний, а переживание непостоянства жизни без сопротивления.
Любите себя такими, какими вы есть.
В тот момент, когда вы перестаёте себя разделять, страдание начинает испаряться. Когда вы говорите: «Я един со своими страхами, шрамами и ранами», происходит нечто волшебное. Они больше не причиняют вами боли. Вы отняли у них власть.
Мы должны принимать, а не преодолевать страдания. В йоге и медитации боль нужно принять, прочувствовать и отпустить. Избегание ведёт к ещё большим страданиям. Пребывайте в моменте с болью. Что она пытается вам сказать? Не цепляйтесь за неё, не позволяйте ей уйти слишком рано. Побудьте с ней.
Эпикур — в противоположность популярному восприятию его доктрины — выступал за отказ от привязанности к эфемерным удовольствиям. Он считал, что сначала мы должны стараться избегать страданий, освобождая себя от беспокойных преследований.
Привязанность заставляется нас топтаться на месте. Отпустите то, что находится в кокосе — что бы это ни было.
Боль неизбежна, но не все страдания необходимы. Истина о страданиях находится внутри вас.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.