Опасный переход. Зачем страховщики требуют денег у попавших в ДТП пешеходов
В последнее время все больше появляется информации о том, что в тяжелых ДТП с участием пешеходов страховщики выдвигают крупные иски против сбитых на дороге людей. Причем под иски попали даже родственники погибших в ДТП пешеходов.
Представим простую ситуацию. Узкая улица с гуляющими людьми, и по ней несется лихач с колоссальным превышением скорости. Если в этот момент на его пути окажется пенсионерка, ребенок или мама с коляской, то ДТП не избежать. Лихач в лучшем случае отворачивает в сторону, таранит припаркованные автомобили, крушит столбы и вылетает на тротуар. Приезжает милиция и выписывает обоюдную вину для пешехода, оказавшегося на дороге и для пьяного автомобилиста. Формально ведь люди не имеют права находиться на дороге. И эта запись в протоколе превращается для них в приговор, способный лишить собственности.
Одного ОСАГО автомобилиста не хватает, чтобы покрыть все расходы на ремонт порушенного хозяйства. Пострадавшие требуют возмещения, и страховые компании, не найдя ничего лучшего, требуют деньги у пешехода. Ведь в протоколе ГИБДД ясно написано, что человек переходил дорогу в неположенном месте. А то, что лихач летел с превышением скорости, так это никак не докажешь.
Причем страховые компании выдвигали иски даже к тем пешеходам, что были сбиты лихачами и находились на излечении в больницах. А в случаи их смерти иски переадресовывались к наследникам. А так как семьи пешеходов зачастую не обладают такими же юридическими ресурсами и связями в судебных инстанциях, то дела они проигрывали. Дальше в дело вступали судебные приставы и описывали имущество.
В подобной ситуации могут оказаться практически все, ведь любой шаг на проезжую часть для пешехода это уже нарушение. По правилам дорожного движения переходить улицу можно только по зебре, не отклоняясь от нее ни на шаг. Но не ходить по дорогам невозможно. Тротуары часто перерыты, во многих местах ведутся ремонтные работы. И при обходе такого препятствия пешеходы могут быть травмированы машинами. Сам факт нахождения на проезжей части уже делает их виноватыми, даже, если сбивший людей автомобилист пьян или под кайфом.
Поэтому любое участие пешехода в ДТП, если оно происходит не на зебре, уже ставит его под прицел страховщиков. ОСАГО у пешехода нет, и человек в аварии может лишиться не только здоровья, но и своих денег из-за устроенного на дорогах беспредела. К такому же выводу пришла и Правительственная комиссия по законопроектной деятельности, которая инициировала внесение поправок в закон об ОСАГО. Каким образом можно защитить пешеходов от произвола страховых компаний рассказывает председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Владимир Гаврилов, «АиФ»: Подскажите, насколько распространена практика взимания ущерба с пешеходов страховыми компаниями?
Владимир Груздев: Если судить по статистике ГИБДД, то за прошлый год в 21 тысяче ДТП виновниками были именно пешеходы. В том же 2017 году по данным Судебного департамента при ВС РФ в суды поступило почти 38 тысяч исков от юридических лиц о возмещении ущерба от ДТП (кроме увечий и смерти кормильца). Какая часть была предъявлена пешеходам, сказать сложно, но речь идет о тысячах дел.
— Решение внести изменения в закон об ОСАГО было вызвано каким-то громким случаем?
— Среди юристов, и среди законодателей давно обсуждалась необходимость корректировки законодательства. По нормам статьи 1064 ГК РФ, сейчас в судебной практике ущерб возмещается за счет виновного в ДТП пешехода. Были случаи, когда пешеходы, попавшие в такую ситуацию, обращались с жалобами в Конституционный Суд РФ. С свою очередь, суд отказывал в рассмотрении их жалоб, и бремя возмещения ущерба автомобилистам все равно ложилось на пешеходов. То есть мало того, что человек уже получил травмы и пострадал в аварии, он еще и должен выплатить ущерб от ДТП.
— Какой порядок необходимо ввести, чтобы избавить пешеходов от подобных историй?
— В первую очередь, необходимо соблюдать ПДД. Примерно в 40% ДТП с участием пешеходов виноваты сами пешеходы, в 10% случаев они находились в состоянии опьянения. Повторюсь, в законопроекте, который Правительство РФ внесло в Госдуму 2 июля этого года, уже предусмотрено, что регрессное требование возмещения вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу, получившему травмы, а также к его родственникам и наследникам, если пешеход погиб.
Новые поправки в законопроект защитят пострадавших в аварии пешеходов от возмещения причиненного ущерба. Страховые компании попросту не смогут обращаться с исками к пострадавшим пешеходам, даже если они стали виновниками ДТП.
Но если ДТП произошло по вине пешехода, и он сам при этом не пострадал, то страховая компания будет по-прежнему вправе обратиться с иском о возмещении убытков к этому пешеходу. Пешеходам по-прежнему придется защищаться в суде.
— Могут ли пострадавшие в ДТП пешеходы сами обращаться в суды за компенсациями от страховщиков?
— Действительно, если виновным в ДТП признан пешеход (перебегал дорогу в неположенном месте и попал под колеса), то он все равно может получить компенсацию от страховой компании или от автомобилиста за причиненный вред здоровью.
Согласно статье 1079 ГК РФ, если жизни или здоровью пешехода был причинен вред, то он или его родственники могут получить возмещение вреда, поскольку он был нанесен источником повышенной опасности. Избежать этого возмещения можно либо доказав умысел потерпевшего, либо наличие обстоятельств непреодолимой силы.
— Предлагалось ли создать обязательное страхование и для пешеходов, подобное ОСАГО, чтобы избежать трудностей для них?
— Пока о принятии таких мер речи нет, поскольку такая страховка будет достаточно серьезным бременем для пешеходов. Нигде в мире такой практики нет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.