В последние годы среди родителей появилась странная мода: мамы и папы избегают читать детям сказочные истории, считая это пустым занятием. «Пусть знает, что чудес не бывает, что волшебство - выдумки, и не засоряет себе голову всякой ерундой!» - полагают родители и, сами того не ведая, наносят огромный ущерб воспитанию малыша.
• Сказка - незаменимый элемент развития
Еще знаменитый педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Благодаря сказочным историям ребенок получает представление о мире, добре и зле, справедливости и хитрости, дружбе и коварстве, учится эмпатии (сопереживанию). О силе воздействия сказки наши предки знали еще много веков назад. На Руси долгими зимними вечерами женщины пряли кудель и рассказывали деткам волшебные истории, коих было множество. Сказочные сюжеты оседали в детских головках, и малыши таким образом накапливали багаж самых разнообразных жизненных ситуаций и способов решения проблем. Теперь же научно доказано, что до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, благодаря чему наиболее важную информацию малыши воспринимают через яркие образы. Поэтому сказочные и мифологические истории - наилучший способ передачи ребенку необходимых знаний.
Недооценивать влияние сказки на развитие ребенка опасно и пагубно. У детей, которым никогда не читали сказок, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, такие дети плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе и дружить.
• Лечение сказкой
Сказка - это и инструмент воспитания, и косвенный способ борьбы с психологическими трудностями: агрессией, застенчивостью, страхами, неуверенностью в себе, проблемами общения и т.п. Терапия сказкой зародилась в древности, однако как метод известна всего 13 лет. Питерские психологи (среди них Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Елена Романова, Андрей Гнездилов, Тамара Сытько, Юрий Тележко и др.) первыми решили попробовать смешать сказку и психологические тренинги. Так и родился метод комплексной сказкотерапии. Со временем в Петербурге появился даже Институт сказкотерапии, где метод совершенствуется до сих пор.
• В чем соль?
Работая с ребенком, сказкотерапевты делают акцент на нравственные аспекты сказки, ее мораль. То есть основная цель - показать малышу нравственные ориентиры и привить ему систему духовных ценностей. После этого психологи вместе с ребенком решают его личностные проблемы. Они обучают ребенка прослеживать причинно-следственную связь между событиями, видеть корень проблемы, осмысливать происходящее.
Каждому маленькому пациенту подбираются свои, индивидуальные сказки. В сказкотерапии используются пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные.
К «художественным» относятся народные, авторские сказки, легенды, эпосы, притчи, басни. Психолог просто выбирает из имеющегося арсенала наиболее подходящую.
К «дидактическим» - сказки, в которых одушевленными персонажами являются цифры, буквы, звуки и т.п. Вспомните, к примеру, сказку «Двое из ларца». Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме таких сказок могут быть оформлены учебные задания.
Цель «психокоррекционных» сказок - коррекция трудного поведения ребенка. Строится терапия следующим образом: терапевт подбирает героя с учетом возраста, характера и особенностей малыша и придумывает волшебный мир, в котором ребенок видит сходство с собственной жизнью. Затем ведущий ставит героя в самые разнообразные ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни, и вместе с «мудрым наставником» из сказки ищет решение трудностей и проблем. Задача терапии заключается в том, чтобы ребенок увидел свое поведение со стороны, проанализировал его, сделал выводы и научился самостоятельно находить выход из тупиков.
Помимо того что «психотерапевтические» сказки помогают решить конкретную проблему (агрессию, застенчивость, страхи), они еще и развивают, поскольку наводят на размышления о жизни и смерти, нравственном выборе, верности и предательстве и многом другом. Нередко этот метод используют в работе с малышами, которые потеряли близких, когда взрослые не знают, как объяснить ребенку значение смерти.
• Погружение в волшебство
Сказкотерапия выполняет три задачи: диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую. Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, сказкотерапевт дает задание придумать сказку на заданную тему, выбрать кукол, разыграть представление. Для составления психологического портрета ребенка и диагностики его проблем имеет значение и выбор кукол, и сюжет, придуманный ребенком. Проанализировав слагаемые, специалист подбирает подходящие сказки и начинает их прорабатывать вместе с малышом.
Обычно терапия строится примерно так:
1. Ребенок вместе с психологом читают сказку и обсуждают ее. При обсуждении очень важно, чтобы высказывался ребенок, приводил свои доводы, размышления, объяснения прочитанного. Психолог же объясняет малышу многие непонятные моменты, помогает распознать основную мысль сказки.
2. Ребенок рисует наиболее понравившийся ему отрывок или персонажей, поясняя, почему выбрал именно этого героя или событие.
3. На третьем этапе сказка разыгрывается в ролях. Ребенку предоставляется роль сценариста и «исцеляющая» главная роль. Так, проживая трудные ситуации в волшебном мире сказки, ребенок интуитивно понимает, в чем была ошибка его поведения, и учится самостоятельно бороться с проблемами.
• В помощь маме
По мнению многих педагогов, мы рождаемся не «белым листом», с самого рождения в нас заложены определенные таланты и темперамент. Поэтому главная задача воспитания заключается в том, чтобы развить способности и не дать расцвести недостаткам. Иногда это очень непросто. В такой ситуации на помощь может прийти обыкновенная сказка или притча - простая история, рассказанная на ночь.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.