Вначале скажу о лярвах. А именно, о том, что лярвы (лат. Larvæ) – это вовсе не женщины пониженного социального поведения, а элемент римской мифологии. Представляющий собой духов умерших, которые носятся в воздухе и наносят вред живущим. (В греческой мифологии подобные духи именовались «лемурами».) Данную категорию следует отделять от ларов, которые приносят только пользу – но, собственно, тут нет смысла особенно глубоко углубляться в верования древних. Достаточно вспомнить, что, в отличие от «благих» ларов, лярвы-лемуры не исчезли вместе с завершением Древнего Мира, а напротив, прочно вошли в мифологию европейскую. (В том числе, и славянскую – отсюда и использование данного слова в качестве ругательства.)
Впрочем, указанное понятие – то есть, вредящий живым людям дух умершего – оказывается вообще, крайне универсальным, и встречается практически в каждой мифологической системе. Уж на что христианская мифология, казалось бы, конкретна в вопросе «посмертия» – тут каждая душа отправляется или в Рай или в Ад (у католиков еще чистилище) – но, все равно, бесплотные духи, привидения являются для нее явлением, более чем привычным. Более того, они встречаются даже у буддистов – для которых, как может показаться, все существование живого существа представляет собой единый цикл перерождений.
Подобная особенность может свидетельствовать только об одном. О том, что указанное понятие обозначает действительно значимую сущность. Разумеется, не в том смысле, что «плохой умерший человек» или «плохо умерший человек» действительно может летать в виде белесой фигуры над кладбищем и пугать путников, забредших в разрушенный замок. А в том, что данная мифологическая конструкция на самом деле призвана решить одну из значимых проблем – а именно, «обрывать» бесконечные цепочки Инферно, связанные со смертью. В том смысле, что подобные «бесплотные духи» на самом деле представляют собой устойчивые «информационные системы», состоящие из навязчивых мыслей о случившимся, и действительно, могущие «летать по воздуху». (Т.е., передаваться от одного разумного существа к другому посредством «культурных кодов».) И разумеется, они вряд ли могут быть классифицированы иначе, нежели относящиеся к «чистому злу». (Т.е., к явлениям, ухудшающим человеческую жизнь и увеличивающим число страданий в ней.)
* * *
Поэтому неудивительно, что практически в каждом человеческом обществе существуют особые методики, должные разорвать подобные порочные круги и отбросить страдания по несуществующим в данном мире личностям. Они, разумеется, в своей реализации полностью зависят от имеющегося культурного кода – но суть имеют одинаковую: оставить тех, кого уже нет, в покое. Иначе говоря, забыть – вернее, не забыть, а перевести в разряд чисто «мемориальных явлений», того, что вряд ли может действовать «сейчас». После чего умершие теряют свою «разрушительную силу» и превращаются в «добрых предков», сделавших когда-то немало для живущих. Или, в крайнем случае, в успокоившихся злодеев, которые самим фактом своей смерти демонстрируют живым бесценное знание: то, что все всегда проходит. И любое богатство, слава, власть – не важно, благая или злая – все заканчивается одинаково: двумя квадратными метрами земли.
То есть, можно сказать, что основной смысл древних методов борьбы с «живыми мертвецами» состоит в четком разграничении прошлого, настоящего и будущего. И в создании – а точнее, воссоздании – определенной «телеологической иерархии», т.е. определения значимости указанных времен. В рамках которой прошлое служит для того, чтобы приобретать опыт и извлекать уроки, которые в настоящем можно было бы использовать для предсказания будущего. Да, именно так – даже в традиционных обществах, которые, вроде бы, движутся по кругу – предсказание будущего есть важнейшая вещь. Скажем, сельское хозяйство с его необходимостью вначале сажать – а затем убирать урожай, представляет собой именно следствие подобного предсказания. У прошлого в подобной ситуации появляется своя почтенная и достойная роль – служить основанием для будущего. А не заставлять последнее служить ему, как это происходит при бесконечном переживании давно уже ставших историей событий – не важно, относятся ли они к личной жизни или к жизни общественной.
Впрочем, в условиях существования человека Традиции, социальное взаимодействие которого, как правило, ограничивалось небольшим кругом конкретной общины, разделить личное и общественное было тяжело. Общество же современное (общество Модерна) могло показаться лишенным указанных бед – разрыв тесных общинных отношений и бесконечное перемещение индивида, казалось бы, обеспечивало «автоматическую защиту» от бесконечного переживания чьей-то несчастной гибели. Собственно, это очень хорошо проявилось в том, что для человека Модерна пресловутые лярвы и прочие привидения быстро потеряли свою актуальность. Они превратились из элемента окружающей реальности в безобидные сказки и «готические романы», способные «пощекотать нервы», но забываемые сразу после прочтения. Поэтому могло показаться, что указанная беда навек побеждена. (Другой вопрос в том, что цена этой победы оказалась довольно велика – скажем, количество неврозов и иных расстройств психики в период Модерна резко пошло вверх.)
* * *
Однако вместо «индивидуальных лярв» данный период принес «лярв общественных». В том смысле, что развитая система социальных коммуникаций в указанном периоде сделал актуальным переживания не личных, а «общих» трагедий. Которые, в свою очередь, обрели вид хорошо знакомых инфернальных систем, высасывающих все силы уже из общества. Подобные «живые социальные мертвецы» вышли не более доброжелательными, нежели «живые мертвецы» прошлого. Хрестоматийный пример – германское переживание поражения в Первой Мировой войне, ставшее одним из основ порождения самого известного из «некромантических социумов» - нацизма. Кстати, это явление прекрасно показывает, что является важным для превращения исторического события в указанную «лярву» - а именно, исчезновение или ослабление будущего для общества. (Будущее у Веймарской республики все время ее существования было под вопросом – что особенно усилилось во время «Великой Депрессии».) Именно это не дало возможность хоть что-то противопоставить давлению прошлого –и привело к «самозамыканию» мышления, к возникновению известных инфернальных процессов.
Ну, и разумеется, результат этой «власти прошлого» оказался крайне печальным. В том смысле, что государство, основанное на указанном «самозамыкании», нанеся во время своего существования колоссальные страдания всему миру, оказалось побеждено государством, ориентированным исключительно на будущее. Наверное, никогда еще в истории так ясно не было продемонстрировано – что же реально имеет смысл для человека, а что неизбежно ведет к гибели. Однако данный урок, к величайшему сожалению, усвоен не был. Более того, всего-навсего через сорок лет после Великой Победы страна-победитель сама оказалась во власти указанных «лярв» - то есть, инфернальных попыток заново пережить то, что давно уже закончилось. Началось все с пресловутых «репрессий» -- которые вдруг стали необычайно актуальными, хотя с их завершения прошло уже несколько десятилетий. Ну, а закончилось осуждением самой Революции и стремлением тем или иным образом «вернуться в прошлое». Монархически-капиталистическое для РФ, или националистическое для «национальных республик».
Итог же данного процесса мы можем наблюдать своими глазами – и вряд ли можно сказать, чтобы он был хоть сколько-либо приемлемым. (Особенно там, где указанное «самозамыкание» зашло наиболее далеко – в смысле, в государствах, где «интерес к своим корням» уничтожил практически все остальноею) Тем не менее, даже в России – стране, в которой указанный процесс не смог поразить всего общества, позволив сохранить определенные «живые» части – он оказался в числе главных разрушительных механизмов, производящих исключительно Хаос. Поскольку привел к бесконечное переживанию «советских страданий», которые для многих оказываются важнее, нежели стоящие перед ними реальные, современные проблемы. (Скажем, именно этот момент, по сути, блокирует существование реальной оппозиции современным властям –поскольку «оппозиционное поле» плотно оккупировано «борцами с тоталитаризмом». Для которых главное – не дать «восстановить совок» - в то время, как повышается пенсионный возраст, растут цены на бензин и иные товары и вообще, делаются не сказать, чтобы хорошие вещи. Но «не дать восстановить сталинизм», разумеется, важнее…)
* * *
То же самое, впрочем, можно сказать и про саму власть, для которой мысль о «недопущении совка» в экономическом плане – т.е., введения государственного планирования и «прямого вмешательства в действия экономических субъектов» - приводит к серьезным сложностям в решении текущих проблем. Поскольку их приходится разрешать через крайне специфические механизмы, имеющие низкую эффективность. (Но зато – не Совок!) В итоге страдают все – с одной стороны, для власти оказывается возможным обращать меньшее внимание на жизнь народа. (Оппозиция-то обеспокоена исключительно борьбой с «реабилитацией Сталина».) А с другой стороны эта самая вынуждена действовать в крайне неудобном либеральном экономическом поле – поскольку только оно позволяет показать свою «антисоветскость». Впрочем, Бог с ними – и с властью, и с «либералами». Гораздо хуже то, что указанную замкнутость на прошлом испытывают и современные левые, в том числе и коммунисты – причем, по всему миру. В том смысле, что они так же вынуждены постоянно доказывать то, что они не «за совок», и уж конечно, не за Сталина.
Хотя реально и СССР, и Сталин давно уже стали достоянием истории – а перед людьми стоят совершенно иные, гораздо более актуальные проблемы и беды. Современные проблемы и беды, угрожающие не мифическим «жертвам ГУЛАГа» или не менее мифическим «страдальцам по дефициту» – а конкретным, живущим сейчас гражданам. Для которых прошлое давно уже должно было превратиться в бесценный опыт, стать основанием для будущих моделей –а вовсе не источником отрицательных эмоций. То есть – должно произойти то самое «изгнание лярв» (ставших в христианской мифологии бесами), что было во времена Традиции, только на общественном уровне. Но для начала надо перестать этих самых лярв кормить - т.е., до бесконечности переживать "советских беды", вроде ГУЛАГА и нехватки колбасы. (Вне того, было ли это реально или нет.) И обратить свой взор на окружающую реальность...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.