Новый президентский срок Путина: вызовы и возможности
Народ выразил поддержку лично Путину и его внешней политике, но рано или поздно на первое место для людей выйдут социально-экономические факторы
11 апреля была объявлена дата инаугурации вновь избранного президента Владимира Путина. Выборы президента проходили на фоне максимального ужесточения внешнего давления. После выборов внешнее давление еще более усилилось.
Перед руководством страны стоит крайне ответственная задача – до инаугурации президента определить курс политики и первоочередные меры на ближайшие 6 лет в условиях крайне жесткого внешнего давления. При определении политического курса не должно быть «головокружения» от результатов выборов 18 марта.
Поэтому крайне важно правильно оценивать результаты выборов и учесть очень серьезные внутренние проблемы для успешного противодействия внешнему давлению. И следующим шагом предпринять меры по изменению внутренней политики государства.
Голосование за Путина связано в первую очередь с тремя факторами: 1) положительное и уважительное отношение к личности президента (сильный и в то же время гибкий, простой в общении с людьми и в то же время проницательный государственный деятель), 2) поддержка внешней политики и курса на усиление России (усиление армии, возвращение Крыма, поддержка русских и русскоязычных за рубежом, борьба с терроризмом и т.д.), 3) фактор сплочения народа перед беспрецедентным давлением извне (экономические санкции, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, попытки превратить Украину и другие близкие нам государства во врагов нашей страны и постоянный очаг напряженности, многочисленные провокации против России в спорте, в дипломатии, в судебной плоскости и других сферах).
В то же время, население крайне скептически относится к социально-экономической политике правительства, вызывающей недоверие и даже раздражение. Таким образом, на президентских выборах население выразило поддержку лично Путину и его внешней политике, придав этим факторам большее значение в текущих условиях, чем социально-экономическим факторам.
Однако рано или поздно на первое место для людей выйдут именно социально-экономические факторы. Такая ситуация несет в себе угрозы для стабильности и даже существования государства, но в то же время и возможности для рывка в развитии страны. У чиновников не должно быть иллюзий насчет проводимого социально-экономического курса: его надо менять.
Рассмотрим более подробно угрозы, стоящие перед Россией.
Внешняя угроза как никогда велика в истории постсоветской России. Происходит политическое давление по многим направлениям: Украина, Сирия, КНДР. Помимо этого создаются откровенно провокационные поводы для давления, наподобие отравления в Великобритании бывшего сотрудника ГРУ и агента британской разведки Скрипаля.
В некоторых регионах есть риск реальных военных столкновений, как это в последние дни проявилось вокруг района Восточной Гуты в Сирии, где США пытаются военными угрозами обесценить достижения правительства Асада и российских ВКС в борьбе с террористами. Не стоит забывать и о сохраняющейся опасности военного столкновения в Донбассе.
В дополнение к этому на Россию оказывается и серьезное экономическое давление в виде незаконных санкций и попыток ограничить экспорт российского газа (в частности, через попытки заблокировать проект «Северный поток-2», блокирование проекта «Южный поток», принятие политически мотивированного решения в Стокольмском арбитраже по вопросу транзита газа через Украину). При этом интенсивность внешнего давления только нарастает.
На этом фоне в России есть большое количество внутренних угроз. Вот только главные из них:
1) Уязвимость политической системы, чрезмерно опирающейся на власть президента, при относительно низком уровне поддержки населением деятельности законодательной власти, судебной системы и государственного аппарата;
2) Крайне низкая эффективность чиновничьего аппарата. Это проявляется в неспособности обеспечить высокие темпы экономического роста, повышение качества образования и здравоохранения, заметного улучшения инфраструктуры и решения проблем простых граждан (многие проблемы отдельных людей решаются только, когда доходят до уровня президента, что немыслимо для современной, уважающей себя страны).
3) Нерешенность основных экономических и социальных проблем. В первую очередь, это высокое имущественное расслоение, большое количество бедных, стагнация экономики, отсталость провинции, чрезмерная зависимость от мировых цен на нефть, снижение качества здравоохранения в масштабах страны и т.д.
Внутренние проблемы вызывают большое недовольство и раздражение в обществе. При отсутствии энергичного решения этих проблем в ближайшие годы недовольство может перейти из скрытой формы в открытую. Все эти проблемы, если оставить их без решения, могут привести к самым отрицательным последствиям для стабильности государства.
Большинство граждан не поддерживает экономическую и социальную политику государства. В области развития экономики за прошедшие 5 лет не было заметных положительных изменений в виде роста благосостояния граждан и улучшения качества жизни. Более того, благосостояние граждан даже снизилось (снижение реальных располагаемых доходов населения наблюдается 4 года подряд, начиная с 2014 года).
Таким образом, главным направлением деятельности государства должна стать новая экономическая политика. В реализации этой политики следует сделать ставку на: опережающее развитие транспортной инфраструктуры; развитие национального производства; стимулирование малого и среднего бизнеса; определение ключевых отраслей экономики, создание стратегии развития этих отраслей и энергичная реализация стратегии; расширение способов финансирования крупных проектов через целевую эмиссию и стимулирование облигационных механизмов, в том числе за счет привлечения средств населения.
При сохранении рыночной модели должны быть использованы наиболее эффективные методы управления, внедренные в Китае и других странах, идущих по пути строительства мощных независимых экономик.
Стратегической целью экономической политики страны должно стать обеспечение возможности для широких слоев населения зарабатывать достойно за счет экономического роста и создания большого количества эффективных рабочих мест. Краткосрочной же целью должно стать обеспечение более справедливого распределения экономических благ в стране за счет прогрессивного налогообложения и других методов.
Несомненно, внедрение прогрессивного налогообложения и обеспечение взимания налогов со сверхбогатых граждан страны приведет к резкому росту поддержки власти в обществе. Более того, это даст серьезные стимулы к развитию экономики: те предприниматели, которые не захотят отдавать большую часть своих личных доходов государству, смогут вложить эти деньги в экономику.
Новая экономическая политика должна стать приоритетом для государства на ближайшие 6 лет.
Но есть еще одна важная сфера государственной политики, без которой невозможно добиться прорыва в экономике – это кадровая политика государства. В следующей статье мы рассмотрим те шаги, которые следует предпринять в этой сфере.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.