Нищая российская экономика угробит туризм и авиацию.
Материал комментируют: Даниил Кириков Моисей Фурщик Сергей Жаворонков Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил накануне, что бедность является кричащей проблемой российской экономики, и призвал принять конкретные меры для борьбы с ней. Между тем, реальная картина такова, что бедность продолжает больно бить почти по всем отраслям экономики. И она не становится меньше, она растет, как раковая опухоль, потому как реальные доходы падают, а цены растут. В будущем году, например, Россию ждет резкий рост цен на авиабилеты. Причин у этого много, и самая важная — неуклонное удорожание топлива, которое только за полгода стало дороже на четверть. И первыми пострадают туристы, которым придется проститься с «горящими» турами, а возможно, и со многими популярными чартерными направлениями.
Сделайте туристам «ручкой»
Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозирует, что уже будущим летом — в разгар курортного сезона — с отечественного рынка могут полностью исчезнуть «горящие», то есть дешевые, туры.
Такие туры продают за несколько дней до начала поездки, когда в самолетах и отелях еще остаются пустующие места. Естественно, чтобы окончательно не уйти «в минус», туристические компании продают такие путевки с большим дисконтом. Бывает и так, что «горящие» туры продаются, когда предложение заметно превышает спрос.
Исчезновение «горящих» туров, по мнению АТОР, связано с резким подорожанием чартерных авиаперевозок. В свою очередь, на них влияет подорожание авиационного топлива: только с июня по ноябрь оно выросло в цене почти на четверть. Соответственно, как считает АТОР, из-за дороговизны авиабилетов на 5−10% могут подорожать также и обычные туры.
В целом это скажется и на всем туристическом рынке: если в нынешнем году число организованных выездных туров увеличилось на 57%, то в будущем, по прогнозам АТОР, эта цифра не превысит 8−10%.
Еще один из факторов, влияющий на удорожание авиабилетов, — это ужесточение позиции Росавиации относительно пунктуальности перевозчиков и ограничений за задержки рейсов.
Третий фактор, повлиявший на стоимость перевозок, — это нехватка самолетов на рынке, который сейчас испытывает быстрый рост. По официальным данным Росавиации, с начала года число перевезенных пассажиров выросло на 19% (в том числе по четырем аэропортам Московского авиаузла — на 17%).
Некоторые направления продемонстрировали и вовсе феноменальный рост: скажем, в Ульяновск прилетело в 2,5 раза больше пассажиров, чем в прошлом году. Вероятнее всего, это связано с резким наплывом иностранных туристов (и в первую очередь китайских), которые перед столетием октябрьского переворота решили посетить родной город Владимира Ленина.
Отчасти дефицит самолетов связан и с банкротством авиакомпании «ВИМ-авиа» в октябре: ей принадлежали два десятка бортов, которые обслуживали в основном именно чартерные рейсы.
«Свободная пресса» уже писала, что на фоне экономического кризиса перевозчики закладывали на перелеты внутри страны низкие цены. Естественно, люди стали летать еще чаще. А в будущем году с началом Мундиаля-2018 поток пассажиров вырастет еще больше.
И в преддверии этого, как считают в ФАС, авиаперевозчики и начнут повышать цены: это связано с быстрым восстановлением спроса на фоне того, что внутренние рейсы являются для авиакомпаний убыточными.
По этому поводу ФАС даже выпустило официальное разъяснение, в котором, в частности, говорится: «С учетом сопоставимых по длине маршрутов, а также зарубежных курортов можно отметить, что большинство российских направлений убыточно и покрывается прибылью от международных линий и сетевого эффекта».
Экономический рост: скорее мертв, чем жив
Помимо резкого подорожания авиаперевозок в 2018 году россиян ждут и повышение цен на железнодорожные билеты: РЖД намерено поднять тарифы на 8%. «Свободная пресса» попросила прокомментировать эти убийственные планы наших экспертов-экономистов.
Старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков:
— Панические интенции я просто не понимаю. Несмотря на то, что доля «Аэрофлота» на рынке выросла за пять лет с 40 до 60%, конкуренция тем не менее есть. Могу высказать мнение как квалифицированный потребитель. Стоимость авиаперевозок растет не только из-за топлива (которое мы импортируем, а доллар только падал за год), но и из-за больших аппетитов авиакомпаний.
Вот, например, понятный рейс «Москва — Минеральные Воды». Сейчас он стоит 4 тысячи рублей в один конец, я как раз сейчас прилетел сюда на реабилитацию, в Пятигорск. В августе, заранее, рейс стоил 10 и выше в один конец. Перебронировка (с одной даты на другую) — еще 8 тысяч. Плюс постоянно повышает тарифы РЖД — основной конкурент авиации. В итоге уже много лет купе дороже самолета, а плацкарта почти нет.
Управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик:
— Во время острой стадии нынешнего кризиса авиакомпании, озабоченные падением доходов населения, резко ограничили стоимость билетов. Вплоть до демпинга, приведшего к банкротству ряда из них. Но теперь возник риск обратного «перегиба». То есть чрезмерного роста цен в результате увеличившейся монополизации рынка авиаперевозок и ощущения улучшений по спросу.
Но это рискованная позиция, так как реальные доходы населения не восстановились. Не слишком хорошо и финансовое положение большинства российских компаний. Поэтому рост цен на авиационные и железнодорожные билеты может привести к уменьшению объемов перевозок. А это скажется не только за чартерах и выездном туризме, что не очень критично. Это станет негативным фактором и для внутреннего туризма, и для общей деловой активности в России.
Поэтому представляется разумным увеличить конкуренцию на рынке внутренних авиаперевозок, в том числе за счет снятия избыточных ограничений на деятельность зарубежных авиакомпаний. Кроме того, имеет смысл ужесточить подходы к тарифообразованию в регулируемых сферах, то есть в отношении аэропортовых сборов и стоимости железнодорожных билетов. Есть ощущение, что там часто возникают завышенные тарифы.
Управляющий партнер консалтинговой компании Kirikov group Даниил Кириков:
— Действительно, есть риски повышения цен на транспортные услуги в России в следующем году. Это неизбежно отразится и на туристической отрасли: пострадают в первую очередь чартерные рейсы, из-за чего операторам придется компенсировать расходы и брать с клиентов практически полные суммы путевок. Это в конечном итоге может привести к резкому падению интереса граждан к туристическим поездкам.
Ожидается, что и РЖД в начале 2018 года поднимет тарифы на поезда. Однако такое повышение цен не станет последним — если стоимость авиабилетов увеличится, то РЖД, как обычно это происходит, равнозначно поднимет цены и на проезд в поездах.
Все это очень негативно скажется на инвестиционном климате в России. В нашей стране и так завышенные цены на эти виды транспорта, поэтому увеличение стоимости билетов только усугубит ситуацию.
На заметку:
Сервис https://vokzal-aeroport.ru/servisy/kupit-bilet-na-poezd-bumazhnyj-ili-elektronnyj осуществляет быстрый, удобный поиск и позволяет купить билет РЖД онлайн за несколько минут. Для того чтобы купить жд билет не нужно ехать на вокзал и стоять в длинных очередях. Онлайн касса помогает безопасно забронировать билеты РЖД на любые направления, плацкарт, купе, СВ, люкс. Детские и взрослые билеты для семей и групповые до четырех человек в одном бронировании. Предварительно можно забронировать и купить билет до 90 дней вперед на момент открытия продаж в РЖД. Простая и безопасная оплата банковской картой онлайн. Электронный билет приходит на почту и смс. Сложная регистрация на сайте для покупки билета не требуется
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Раньше взял визу сел на машину и поехал куда хотел. Черное море, так по кругу на машинах с друзьями объехали, а теперь? Кругом война, мошенники, воры, всякие торговцы прямо под колёса бросаются. В прочем такое путешествие гораздо дешевле, чем через тур агенство.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]