Может ли склонность к мистике передаваться по наследству?
Автор: Александр Панчин, «Новая газета» от 6 июня 2008 г. Печатается с сайта Scisne.net (сайт о науке, философии, религии и общественной жизни через призму скептического восприятия).
Что питает склонность общества к мистике? Почему экстрасенсы, гадалки и астрологи не сходят со страниц газет и экранов телевизоров? Учения о гомеопатии или торсионных полях претендуют на научность, а сторонники традиционных религий настаивают на том, чтобы креационизм преподавался наравне с теорией эволюции, и требуют введения религиозного образования в школах. Однако школьное образование предусматривает знакомство с научной картиной мира, следовательно, если в школе будут преподаваться основы религии или религиозной культуры с точки зрения верующих, то разумно и справедливо их уравновесить научными представлениями о религии. Понравится ли такой подход сторонникам религиоведения и согласятся ли они включить в потенциальный курс обучения научные исследования вроде тех, что приведены ниже?
Она верит в Бога. Но она также верит, что радио работает благодаря крошечным человечкам внутри приемника. (Вуди Аллен)
Мистические верования распространены по всему миру и пестрят своим многообразием. Кто-то не ест свинину, кто-то молится, чтобы призвать дождь, кто-то символически ест плоть своего Бога, верит в летающие тарелки, ясновидение, астрологические прогнозы или плохие приметы. Не секрет, что многие люди склонны принимать подобные идеи на веру, не требуя строгих доказательств и обоснований, основываясь на собственной интуиции и ощущениях. Другая группа людей теряется в догадках: откуда берутся такие представления о мире? Эти две группы людей могут спорить до бесконечности, чаще всего безуспешно. Хотя вопросы существования Бога или духов строго научными не являются, ученые разных специальностей пытаются разобраться в проблемах более приземленных: почему одни люди склонны к вере, а другие нет? как могли возникнуть религии и поверья? Что способствует их сохранению?
Ученый Бурхус Скиннер изучал голубей. В свое время он разработал для американских ВМС систему наведения ракет с помощью этих птиц, но проект был вскоре заброшен в связи с появлением более совершенных разработок. Да и мало кто был готов доверить ракету голубю, несмотря на успешность испытаний. Кроме того, Скиннер провел ряд любопытных поведенческих исследований. Он помещал голубей в клетку с кормушкой, в которую, время от времени, независимо от действий птицы, выпадала пища. При этом у голубей вырабатывались своеобразные ритуалы: «один голубь бегал кругами против часовой стрелки, другой бился головой об угол клетки, четвертый и пятый совершали регулярные вращения головой». Оказалось, что голуби начинают чаще обычного повторять те движения, которые они, по случайному стечению обстоятельств, совершали в момент получения пищи. Это явление было названо «голубиными предрассудками» и является примером того, как в животном мире возникает интуитивная связь между двумя никак не связанными явлениями: ударом головой об стенку и получением корма. Примерами предрассудков подобного рода у человека будут установление зависимости между черной кошкой, перешедшей дорогу, и несчастьем, танцем шамана и осенним дождем, гаданием на картах и получением премии на работе, между принятием гомеопатического препарата и излечением от болезни. Конечно, сложные вещи, такие как религия, не являются примитивными предрассудками, но и мышление человека намного сложнее, чем мышление голубя.
У психически больных людей предрассудки могут принимать крайние формы. Нейрофизиолог Вилайнур Рамачандран рассказывает о том, как в одной психиатрической клинике ему показали двух пациентов. Один из них выходил встречать рассвет и стоял у окна до вечера каждый день, утверждая, что он перемещает солнце по небосводу. Второй силой мысли регулировал поток движущихся машин на дороге у больницы, «разбирая» возникающие пробки. Они видели изменения в мире и ошибочно рассматривали их как следствие своих мыслительных процессов, искренне верили в это. Профессор Рамачандран приводит и другой интересный пример абсурдной веры у человека, больного анозогнозией. Пациент, будучи в здравом уме, способен без проблем обсуждать любую тему, мыслить логически, играть в шахматы, но напрочь отрицает паралич своей левой руки, вызванный повреждением мозга. «Это не моя рука; она большая и волосатая, значит, это рука моего отца», — может заявить больной. Или: «Рука не парализована, она совершенно нормальна». Когда больного просят дотронуться парализованной левой рукой до правого плеча, он, не задумываясь, берет свою больную руку здоровой правой рукой и выполняет указание: кто-то умный в его подсознании понимает, что рука парализована, но человек сознательно отрицает очевидные факты, верит что рука в порядке. Это крайности, но, может быть, и психически здоровый человек не так далек от подобных заблуждений в повседневной жизни?
Если серьезные нарушения мозга приводят к появлению совершенно абсурдных верований и убеждений, может ли быть так, что и обычная склонность к вере связана с особенностями устройства мозга? Могут ли эти признаки передаваться по наследству? Первые ответы были получены благодаря исследованиям на близнецах. Оказалось, что однояйцевые близнецы (генетически идентичные), воспитывающиеся порознь, намного более похожи по своему отношению к вере в Бога, чем обычные братья и сестры. Если последние в зрелом возрасте нередко расходятся в склонностях верить в религиозные явления, взрослые однояйцевые близнецы примерно в два раза чаще сохраняют одинаковые взгляды. Это было первым свидетельством того, что «духовность» передается по наследству. Вскоре был найден и соответствующий ген.
В 2004 году ученый Дин Хаммер публикует книгу «Ген Бога: как вера закреплена в наших генах», в которой описывается уникальная находка. Ген, кодирующий белок VMAT2, встречается в нескольких вариантах (аллелях) в человеческой популяции и, по данным исследования, связан со склонностью к вере, не требующей доказательств. VMAT2 — белок, который является транспортером важнейших нейротрансмиттеров, таких как дофамин, серотонин и гистамин. Эти вещества обеспечивают связь между клетками мозга. То, что «ген Бога» связан с транспортом именно этих веществ, неудивительно: их воздействие на наше восприятие и эмоциональное состояние крайне велико. Идея «гена Бога» была принята теологами в штыки как попытка свести религиозное восприятие мира к банальной особенности функционирования человеческого организма, хотя никакого отношения данное открытие (как и вообще любые научные открытия) к вопросу «Есть ли Бог?» не имеет. Речь шла лишь о том, что люди религиозны по вполне физиологическим причинами, связанным с их наследственной информацией.
Прежде чем двигаться дальше, нам потребуется коснуться еще одного заболевания — эпилепсии. В древности считалось, что эпилептики контактируют с высшими силами, например с Богом или, наоборот, что в них вселился дьявол или злой дух. В некоторых племенах эпилептики становились шаманами, нередко их считали предсказателями будущего, иногда их боялись и держали в изоляции. Одна из форм эпилепсии с источником возбуждения в височных долях полушарий мозга приводит к странному мистическому опыту: человеку во время и после припадков может казаться, что он узнал все секреты мироздания, увидел «бесконечность в крупинке песка» или услышал голос Творца. После таких припадков люди становятся особенно религиозными. Упомянутый выше профессор Рамачандран рассуждает: разные объекты вызывают у людей эмоции разной силы. Вид опасных животных или красивых представителей противоположного пола возбуждает человека, в то время как бутылка воды или камень на дороге не имеют эмоциональной значимости для обычных людей. Это очень важно для адекватного восприятия мира. Можно выдвинуть гипотезу: что, если из-за припадков человеку все начинает казаться эмоционально значимым, а единственным для него объяснением этого странного чувства становится божественное вмешательство?
Эпилепсия у ребенка.
Эксперименты показали, что гипотеза неверна: эпилептиков возбуждает опасность, но обыденные предметы, такие как стол или стул, их все-таки не волнуют. Более того, в отличие от обычных людей, таких эпилептиков крайне слабо возбуждают сексуальные образы. Но поразительным оказался другой факт: как только эпилептику показывали икону, крест, слово «Бог», звезду или другой мистический символ, полиграф («детектор лжи»), измеряющий эмоциональное состояние, зашкаливал, а у испытуемого можно было обнаружить повышенную активность определенной группы нервных клеток. Как оказалась, именно с группой клеток, находящихся в амигдале, на подступах к эмоциональному центру мозга — лимбической системе, связаны религиозные видения эпилептиков, как и их сверхчувствительная реакция на мистические символы. Именно амигдала связана с определением эмоциональной значимости наблюдаемых объектов. Некоторые находчивые сторонники религии, не желающие отставать от научного прогресса, сравнили эту область мозга с «антенной», которую Бог заложил в людей, чтобы общаться с ними. По мнению профессора Рамачандрана, от того, как устроен этот центр у отдельного человека, может зависеть его склонность к вере в духов, ясновидение или в Бога.
Но это далеко не все. Самые тяжелые формы эпилепсии иногда лечатся операцией, в ходе которой разрезается мозолистое тело — перемычка, соединяющая левое и правое полушария мозга. За изучение людей с разобщенными полушариями в 1981 году Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии. В ходе ряда сложных экспериментов, во время которых удавалось общаться с полушариями по отдельности, было выяснено, что в результате операции каждое из полушарий имеет свою собственную индивидуальность, вплоть до того, что одно полушарие может оказаться верующим в Бога, а другое нет. При этом у человека нет реального раздвоения личности, он полностью отвечает за свои поступки, ведет себя как один человек, а не как два, адекватно воспринимает себя и окружающий мир. Критики утверждают, что вся концепция неверна: одно полушарие, а именно речевое, обладает сознанием (душой), а другое — «зомби», однако непонятно, на каком основании они делают такой вывод: неречевое полушарие способно мыслить и общаться с экспериментатором наравне с речевым, выбирая ответы на вопросы пальцем (говорить оно действительно не может). Эти эксперименты затрагивают темы, которые ранее относились скорее к сфере религии и философии, чем к естественным наукам: можно ли скальпелем разрезать сознание пополам? Кроме того, возникает большая теологическая проблема: если у такого человека две индивидуальности, то попадут ли обе его души в рай или может быть так, что душа верующего полушария отправится на небо, а душа атеистического нет?
Таким образом, некоторые ученые пришли к выводу: склонность к религии, мистике в значительной степени связана с особенностью функционирования мозга, которая, в свою очередь, определяется генетическими факторами посредством определенных нейромедиаторов. Именно в этом, возможно, и заключается фундаментальное противоречие между людьми с рациональным и иррациональным типом мышления: они видят мир по-разному в силу физиологических отличий мозга, и поэтому одни не в состоянии понять слепую веру, а другие не способны от этой веры отказаться, сколь сильные аргументы им бы ни предъявлялись. Еще раз подчеркну, что ни Рамачандран, ни Хамонд, ни большинство других ученых не приводят это как доказательство того, что Бога нет: если бы Бог существовал и был всесильным, он мог бы запросто сотворить мозг людей так, чтобы они верили в него с той или иной силой. «Непонятно лишь, почему Бог предпочитает являться к эпилептикам, причем во время припадков, но это уж его личное дело», — добавляет к этому профессор Рамачандран.
Хочется отметить, что изучение нравственности человека с точки зрения нейрофизиологии также не стояло на месте. Религии определенно претендуют на роль ориентира в формировании человеческой морали, но, например, данные исследований заключенных в американских и британских тюрьмах свидетельствуют о значительном преобладании среди них религиозных людей, а не атеистов и агностиков. Объяснений этому явлению можно давать много, но в любом случае нет реальных оснований считать, что религиозные взгляды добавляют людям какие-либо нравственные качества. Здесь можно напомнить крестовые походы, террористов-смертников, инквизицию, гонения на старообрядцев и язычников, жертвоприношения и так далее. Но все-таки большинство людей не убивают друг друга и не грабят. Почему?
Сравнительно недавно было сделано любопытное открытие: обнаружены так называемые «зеркальные нейроны». Если мы грызем яблоко, активируется группа зеркальных нейронов, и эта же группа клеток активируется, если мы будем наблюдать, как яблоко грызет другой человек. Зеркальные нейроны позволяют людям подражать сородичам, ставить себя на место другого, например, когда мы представляем или видим боль другого человека (тогда и у нас возникают неприятные ощущения). Можно выдвинуть гипотезу: зеркальные нейроны — своего рода встроенный механизм поддержания в человеке стандартов золотого правила морали: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, поставь себя на место другого человека. Люди, у которых не работают зеркальные нейроны, страдают аутизмом — им тяжелее уживаться с людьми, им сложнее подражать другим и ставить себя на их место. Еще одно исследование на близнецах показало, что многие аспекты поведения, например, склонность прощать, отказываться от мести, в значительной степени передается по наследству. Есть основания полагать, что нравственность, как и религиозность, является отчасти врожденной особенностью мозга, а если это так, то имеет смысл вопрос: а почему в ходе эволюции такие черты личности возникли и сохранились?
На вопрос о происхождении морали дает ответ Ричард Докинз, популяризатор теории эволюции, автор знаменитой книги «Эгоистичный ген». С помощью «теории игр» моделируются многие жизненные ситуации. Одной такой игрой является «дилемма заключенного». В этой игре участвуют два игрока. Каждый раунд оба игрока выбирают одно из двух действий: делиться или не делиться некоторой суммой денег (заранее договариваться нельзя). Если оба игрока делятся, оба получают по 3 условных доллара, если оба не хотят делиться — по 2 условных доллара. Если же один делится, а другой делиться не хочет, первый получает всего 1 условный доллар, а второй получает целых 4 условных доллара. В игре один на один, если игрок выбирает стратегию никогда не делиться, он гарантированно получит столько же или больше денег, чем его соперник. Но если соперников сотня или две? В 1981 году Акселрод и Гамильтон устроили компьютерный турнир по игре в «дилемму заключенного», чтобы определить наилучшую стратегию. На турнире было множество программ: агрессивные, эгоистичные программы, сложные программы, просчитывающие чужие ходы, мягкие, «добрые» программы, и всем им предстояло играть по очереди друг с другом, набирая баллы. Самая успешная программа оказалась очень простой, она называлась «ты мне, я тебе». В первом раунде она охотно делилась, а дальше банально повторяла каждый предыдущий ход оппонента. Проще говоря, эта программа легко «обижалась», но так же легко «прощала» и охотно сотрудничала с другими программами. Когда встречались две похожие программы, они сразу начинали «дружить», получая по 3 доллара каждая, и за счет этого выигрывали по конечным результатам. Идея о том, что наиболее приспособленной оказалась доброжелательная программа, легко прощающая обиды, стала аргументом в пользу того, что и в обществе люди, способные сотрудничать и подавить свой эгоизм, могут в целом оказаться успешней.
Ричард Докинз. Книга "Эгоистичный ген".
В жизни животных можно найти многочисленные примеры сотрудничества, подтверждающие это: большие рыбы не едят маленьких рыб, которые убирают с них паразитов, обезьянки охотно чистят друг друга, а летучие мыши-вампиры могут добровольно делиться добытой кровью с голодными товарищами, и все это заложено на уровне генетических программ. Нравственность является крайне полезным приобретением, заложенным практически в каждом из нас от рождения.
Сохранение и распространение религиозных взглядов также объясняется в рамках теории эволюции. В древности религия могла способствовать консолидации общества и поддержанию иерархического порядка, что давало преимущество религиозным племенам. Кроме того, неверующих могли репрессировать, что подавляло распространение рациональных умов. Сегодня же есть все основания для роста числа атеистов и агностиков потому, что возникает все больше профессий, в которых не обойтись без критического мышления, профессий, где для людей с религиозным складом ума не лучшее место. Например, 93% сотрудников Национальной академии наук в США в Бога не верят, и это не простое совпадение, учитывая, что в США, согласно опросам, атеисты и агностики составляют от 3 до 9% населения.
По аналогии с генами Ричард Доукинс вводит понятие мемов. Мем — это идея, которая может передаваться от человека к человеку. Успешные мемы становятся частью культуры. Модные мелодии, анекдоты, слухи и выражения — это все мемы. Философ Дэн Деннет проводит параллель между мемами и вирусами: оба требуют носителя, чтобы распространяться. Разница лишь в том, что биологический вирус — это информация, записанная в виде молекул ДНК и РНК, а мем — это информация в виде слов или действий, связанных в идею или ритуал. Распространяться могут бесполезные и вредные мемы, но если мем полезен его носителю, его шансы распространиться возрастают. Для своего сохранения мемы могут иметь защитные механизмы, например, мем может содержать информацию о том, что усомнившись в нем, человек разгневает высшие силы или потерпит неудачу — тогда носителю мема сложнее от него избавиться. Докинз рассматривает и историю религий как эволюцию мемов, использующих склонность людей к верованиям для своего распространения.
Объем публикации не позволяет подробно рассмотреть приложение теории мемов и обсудить целый ряд других исследований, связанных с обсуждаемой темой. Например, работы по статистическому анализу влияния молитвы на выздоровление больных, выявление признаков эпилепсии у святых, нейрофизиологию медитации, роль плацебо или сравнения астрологических прогнозов со случайными предсказаниями. Хорошо было бы увидеть такие темы в потенциальном курсе религиоведения или религиозной культуры. На таких уроках в школах (а может, и в семинариях и воскресных школах) ученики смогли бы сравнить разные подходы к миру и природе и самостоятельно сделать свой выбор. Хотя определенные склонности человека и предусматриваются устройством нашего мозга и отчасти запрограммированы в наших генах, воспитание и образование, безусловно, решающие факторы становления личности.
Склонность к предрассудкам обусловлена строением нашего мозга — и нашего социума
Каждый голубь в лаборатории Скиннера твердо знал, что именно ему нужно делать для того, чтобы из кормушки выпала еда. Один все время ходил по клетке кругами против часовой стрелки. Второй тянул голову в верхний угол клетки. Третий символически клевал невидимые зерна, не касаясь пола. Правильно выполненное действие всегда приводило к результату: еда появлялась. И только психолог Беррес Фредерик Скиннер, разработавший экспериментальную установку, полагал, что еда в принципе появляется через определенные промежутки времени, а каждая из птиц просто запомнила то действие, которое случайно совпало с появлением еды в первый раз.
«После — не значит вследствие!» — сказал бы голубь-эпистемолог, и был бы совершенно прав. К сожалению, в дикой природе обычно не выживают существа, склонные к рефлексии. Гораздо лучше выживают те, кто готов быстро и без рассуждений принять замеченные взаимосвязи и пользоваться ими. В 95 % случаев они будут правы. Птице не важно, как на самом деле устроен мир. Птице важно, что, когда она тянет голову в левый верхний угол клетки, еда появляется. В дикой природе слишком мало еды, чтобы позволить себе сомневаться и пробовать какие-нибудь другие способы ее добычи, если уже обнаруженный метод эффективен.
Здоровый его кусок у млекопитающих (у птиц, в принципе, тоже) занимает система вознаграждения, reward system, — сеть дофаминэргических нейронов, которая активируется в ответ на что-нибудь правильное, типа еды или секса, и вознаграждает владельца субъективным переживанием удовольствия. Но в нее включены не только зоны мозга, непосредственно отвечающие за счастье, но и — в тесной связи с ними! — структуры, отвечающие за размышления, обучение и память. То есть каждый раз, когда в системе вознаграждения растет уровень дофамина, мозг очень тщательно запоминает, что же такое в этот момент творилось вокруг, чтобы потом повторить эту ситуацию снова.
В большинстве случаев мозг делает верные выводы. Если система вознаграждения активировалась от секса — мы запоминаем, что нам нравится этот чувак. Если от никотина — запоминаем, что нам понравилось курить. Если от мороженого — легко запоминаем, что за сорт это был и где конкретно оно продавалось. Но это хорошо работает, когда действительно имеет смысл запоминать то, что происходит здесь и сейчас. Иногда это не имеет смысла, но мозгу это объяснять бесполезно.
Допустим, вы сдаете первый в жизни экзамен, вам очень страшно, но все кончается хорошо. Думаете, мозг запомнит, что все кончилось хорошо, потому что вы делали домашние задания в течение семестра, и будет дальше радоваться выполнению домашних заданий? Увы. Он не слишком заточен на то, чтобы оперировать информацией, растянутой на длительные промежутки времени, потому что в природе все слишком переменчиво. Скорее всего, он будет анализировать обстановку непосредственно в момент экзамена и выделит что-то, что ему покажется важным. Например, «счастливую рубашку». Нет смысла спорить с мозгом, ведь ношение такой рубашки действительно снизит тревожность, то есть повысит шансы на успех в дальнейшем (что каждый раз будет еще сильнее укреплять уверенность в том, что рубашка — счастливая).
Существует городская легенда о группе обезьян, в клетке которых под потолком висел банан. При попытках его достать животных обливали ледяной водой. Обезьяны быстро запомнили, что этот банан брать нельзя. Когда в клетку попадали новички, группа решительно пресекала их попытки достать угощение. Постепенно экспериментаторы заменили всех животных — в клетке уже не было ни одной обезьяны, которую когда-либо обливали водой, — но группа все равно твердо знала, что этот банан брать нельзя, и не разрешала новичкам пытаться это сделать. А потому что не положено!
Скорее всего, этого эксперимента никогда не было: попытки найти первоисточник упираются в какую-то неизвестную книжку, которая ни на что не ссылается. Но одно несомненно: в формировании и культивировании суеверий решающую роль играет коллективное поведение.
Если вам говорят, что эти красные ягоды ядовиты, и вы поверили, хотя на самом деле это не так, — ну, вы будете чуть менее сытым. Но вот если вам говорят, что эти красные ягоды ядовиты, и вы не поверили, а это была правда — вы будете чуть менее живым. Это значит, что вы не оставите потомства, то есть не передадите в будущее свои гены — и свою склонность сомневаться в словах старших и все перепроверять самому. Sad but true: критическое мышление не поддерживается естественным отбором.
А вот что, по-видимому, поддерживается естественным отбором — так это склонность передавать приобретенные знания своим детям. Предполагается, что это повышает вероятность их выживания, то есть опять-таки способствует успешной передаче ваших генов. И поэтому склонность реплицировать бессмысленные мемы абсолютно неистребима в человеческой популяции. Ваша бабушка — человек с высшим образованием, инженер, между прочим, — удивится и расстроится, если вы откажетесь присесть на дорожку. Ваша мама — современная эмансипированная женщина с хорошей зарплатой — расстраивается, когда рассыпает соль. А вы сами — что вы говорите, когда роняете вилку? Что женщина придет в гости? Ах, вы так шутите? А ваши дети, между прочим, запоминают это как реальный закон мироздания. И своим детям передадут.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Они видели изменения в мире и ошибочно рассматривали их как следствие своих мыслительных процессов
______________________
а есть доказательство обратного? у нас вся психиатрия построена на тезисе - КТО ПЕРВЫЙ ВСТАЛ, ТОГО И ТАПКИ. Попытка властвовать над другими больных людей (психиатров) Реально разбирающихся в механизмах психики докторов единицы, но все же есть - как погрешность, как исключение
Склонность к ТРЕПЛИСТИКЕ несложно перенять от родственников. Но вот ШАМАНСКИЙ ДАР получить по собственному желанию нельзя. Только как говорят шаманы "по выбору из царства мертвых".
В этом и состоит суть магического посвящения. Дар не будет дан Трампу или Путину, будь они хоть они трижды-зиденты, это человеческая ерунда. Ибо иначе они разнесут всю планету.
Спасибо,очень интересно. Только...я пытаюсь себя убедить,что я - не человек с поверхности планеты...я тогда попадаю под правило буравчика или нет? Если Я - не человек?
Я считаю, что мистицизм - это врождённое качество человека и приходит к нам из тонкого мира и при воплощении из него в наш плотный материальный мир. Этот мистицизм особенно сохраняется у детей до семилетнего возраста и проявляется в их играх с куклами и игрушками. В этих играх дети относятся к куклам как к живым, а к игрушкам как к настоящим изделиям и механизмам. Тонкий мир отличается от нашего физического тем, что там всё делается и производится с помощью мысли и веры в исполнение. Я вспомнил некоторые эпизоды из тонкого мира и помню, что в случае необходимости чего либо в том мире, мне достаточно было подумать, что эта вещь где-то рядом со мной и я тут же находил её взглядом. Если же я начинал сомневаться в её наличии или забывал о ней, то она тут же исчезала. Исчезнуть может даже пол под ногами, при сомнениях в его наличии. И у меня это происходило не раз, после чего я летел вниз в темно-серую мглу и мне приходилось напрягать всё своё воображение и веру, чтобы всё вернуть в прежнее состояние. И в конце-концов человек приучается там не поддаваться сомнениям и воспринимать всё как должное. К сожалению, у некоторых людей это качество мистицизма может развиться до степени фанатизма, сравнимого с одержимостью бесом и таких людей трудно переубедить от их фанатизма и они попадают в разряд психбольных.
А если не различается...тонкий с физическим...а здесь только отклик дольше,но все также творится умом? Помню - книжку нашла у родителей дома - Возрожден ли христианский мистицизм? На вопрос - откуда она взялась только глаза вытаращили)) Согласна с Ларсом 18...
Вы правы и я просто не стал вдаваться в подробности. Разница между тонким и физическим миров в сроках исполнения информации, заложенной в мыслях и подкреплённых верой, в видимые формы. Это свойство тонкого мира является причиной попадания вновь прибывших обитателей тонкого мира в ад. Человек верит в укоренившиеся в своём сознании земные страхи и визуализирует их в окружающей обстановке, до тех пор, пока не освободится от страха или пока не устанет пугать самого себя своим собственным воображением. При этом, если в тонком мире исполнение желаний происходит почти мгновенно, то в нашем мире на это требовался более длительный срок, исчисляемый иногда годами и даже тысячелетиями. За это время человек забывает о своих желаниях и о своей вере и поэтому принимает все события в своей жизни как случайную судьбу. Но сейчас происходит сближение нашего мира с тонким, поэтому сроки исполнения желаний значительно сократились и будут в будущем ещё более сокращаться, до свойств тонких миров. Из этих свойств тонких и плотного миров понятно, что они являются Творениями и являются мирами иллюзии, порождаемых Высшим Сознанием.
Порождаются волей Высшего Сознания вследствие нашего желания. Их можно считать творением нашего сознания, косвенно. В книге "Голос любящей совести" немного рассказано об мире мысли. Это промежуточный мир, в котором можно подзастрять, так там говорится.
Ну, если понимать, что на планете одновременно сосуществуют Потомки 3 видов Богов и Клоны 4-го, то вполне понятно, что у этих видов различные способности и настройки. Глубинное и детальное изучение генов и ДНК с легкостью это докажет. И то, что у одного вида есть участок в генах, которого больше нет ни у кого из других ... видов, и может быть ответом на то, что именно этот участок и отвечает за связь с Богами и доступ к Базе Данных, которую в силу непонимания, остальные и называют МИСТИКОЙ. И тут уже, дело не в вере, а в знаниях и понимании. Естественно, что и нематериальные субстанции, у них тоже различные.
Ибо, МИСТИКА переводится как ТАЙНА. т.е. это Знание той информации, к которой не имеют доступа потомки других богов и клоны. Поэтому, им всем это кажется таким невероятным. Так что, да, только по наследству это и передается, т.е. по генам. Это, как приемник, который настроен на определенную волну, на которую не могут настроиться другие, даже по большому желанию.
И надо понимать, что у других видов, способности более широкие, но, заблокированы стереотипами мышления, и когда эта блокировка снимается, то, способности расширяются, но, до информации из Божественных Небесных Библиотек, им очень далеко....
Мистика - нечто загадочное, не понятное, необъяснимое .
Мистика базируется на некоторых свойствах отдельных людей видеть и слышать существ из тонкого мира. Есть два типа контактов с существами из других миров: 1) контакты молодых душ, т. е. малоразвитых в духовном плане индивидов; общения происходят с низкими мирами и низкими существами; 2) контакты высокодуховных индивидов, уже заканчивающих своё развитие на Земле; они контактируют с Высшими мирами и Высшими Сутями. Таким образом, информация, получаемая человеком, зависит от уровня его развития. Мистика основывается на непонимании человеком того, что он видит и слышит в другом мире, на искажении истины. Особое тонкое строение помогает человеку проникнуть в чужой мир, а недостаток знаний
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]