У стен латвийского Сейма прошел митинг Русского союза Латвии против сноса Памятника Освободителям Риги. Латвийский парламент сейчас рассматривает сразу две петиции, связанные с судьбой монумента. Одна призывает защитить памятник, другая — снести. Такое разделение неслучайно. Общество Латвии разделено. Более того, латышские националисты требуют репрессий по отношению к своим русским соотечественникам. Сопредседатель Русского союза Латвии (РСЛ), депутат Европарламента Мирослав Митрофанов считает, что с середины 90-х годов наметилась новая для Латвии тенденция: для идентичности русских и русскоязычных людей в постсоветской Латвии центральным элементом стала память о Великой Отечественной войне, о роли СССР в разгроме нацизма. Поэтому к Памятнику Освободителям Риги постепенно начали приходить люди.
В советское время этой массовой народной традиции не было. Но с каждым годом людей становится все больше и больше. Сначала были сотни, затем тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч. В День Победы к подножию памятника приходило до 150 тысяч человек. У значительной части латышской правящей элиты это начало вызывать приступы ненависти. Подобное противоречит концепции альтернативной истории, которую эта элита насаждает: разгром нацизма не является праздником для Латвии, поскольку после него последовали жесточайшие годы «советской оккупации». Но это только полбеды. Консервативная латышская пресса (а другой и нет) пыталась убедить читателей, что русские приходят к Памятнику Освободителям праздновать «оккупацию» Латвии. 6 из 10 рядовых латышей так и скажут: русские отмечают захват независимой прибалтийской республики, над которой они потом 50 лет издевались. И никто из латышских журналистов даже не пытается подойти к своим русским согражданам и спросить: «О чем вы думаете, когда идете к Памятнику Освободителям?» Им это и в голову не приходит.
Раскол между двумя частями общества становится все глубже. Он связан еще и со сменой поколений. Среди латышей становится меньше людей, которые свободно читают и говорят по-русски. Молодежь если и знает русский, то очень слабо, а большинство не знает вообще. Это легкая добыча для правых политиков, журналистов, общественных деятелей.
Спрос на репрессии в отношении русского населения в Латвии очень высок. В правоконсервативной газете Latvijas Avīze есть раздел «Голос народа». Почти в каждом номере этот голос призывает, например, к выдворению из стран русских общественных и политических деятелей. В эту репрессивную логику укладываются призывы снести Памятник Освободителям. Латышское большинство требует показать то, что называется хозяйским поведением. Они хотят быть хозяевами в стране, отбирая что-то у русских, унижая их. Иных аргументов нет. Во всех сферах жизнедеятельности результаты хозяйствования за последние 27 лет неоднозначны.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Силою обстоятельств русские люди остались жить в Латвии. Они по своему любят эту страну, в которой многие родились и в которой всю жизнь работали. Да, они говорят на русском, но это не должно расцениваться как преступление против Латвии. Закрываются школы и учебные заведения на русском. Нельзя противопоставлять жителей друг другу. Почему такое отношение к русскому языку? Значит на английском разговаривать и учиться можно, а на русском нельзя? И любая уважающая себя страна не занимается сносом памятников. Историю нельзя переписывать по чьей то прихоти.