В конце восьмидесятых годов в состав Военно-морского флота Советского Союза вошел головной малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Вскоре ВМФ получил новые корабли этого типа, и в итоге была построена достаточно большая серия. Тем не менее, «Зубры» появились в не самое удачное время, что сказалось на их дальнейшей службе. После суровых и неоднозначных событий прошлых десятилетий в составе российского флота осталось всего два «Зубра», хотя было построено полтора десятка таких кораблей.
В прошлом и в настоящем малые десантные корабли на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» являются настоящим поводом для гордости отечественных судостроителей. Эти суда имеют высокие характеристики, а кроме того сохраняют за собой почетное звание самых крупных в мире кораблей на воздушной подушке. Однако нашей стране так и не удалось реализовать весь потенциал новых кораблей. Как же так вышло, и почему наша страна, создав уникальные боевые корабли, не смогла сохранить крупную их группировку?
Времена СССР
В начале восьмидесятых годов бюро «Алмаз» подготовило проект, и после этого стартовало строительство сразу нескольких новых кораблей. Строительство «Зубров» поручили судостроительному заводу «Алмаз» (г. Ленинград) и предприятию «Море» (г. Феодосия). Первым планировалось спустить на воду корабль МДК-51 ленинградской постройки. Он должен был стать головным кораблем проекта и предназначался для проверки и доводки. В дальнейшем его планировалось принять в состав флота.
Согласно исходным планам, за несколько лет пара судостроительных заводов должна была передать флоту значительное число перспективных десантных кораблей. К сожалению, эти планы были выполнены лишь частично, после чего строительство остановилось. Впрочем, в дальнейшем появились новые заказы, что позволило приблизиться к первоначальным планам.
Головной МДКВП проекта 12322 был достроен в 1986 году и вскоре вышел на испытания. Все необходимые работы заняли некоторое время, и в октябре 1988 года МДК-51 пополнил состав Балтийского флота. В последние дни того же года завод «Море» сдал Черноморскому флоту свой первый десантный корабль новой серии – МДК-57. Ровно через год моряки-черноморцы получили корабль МДК-123, а еще через несколько дней ленинградские судостроители сдали Балтийскому флоту МДК-122.
В дальнейшем завод «Алмаз» смог построить лишь три «Зубра». В конце октября 1990 года был подписан акт приемки на корабль МДК-50, примерно через год сдали МДК-94. В конце лета 1994-го боевой состав ВМФ пополнился кораблем МДК-118. Согласно планам того времени, завод должен был построить еще два корабля – МДК-119 и МДК-120, но их не удалось достроить. В 1991 году, «под елочку», завод «Море» передал флоту корабль МДК-93. В середине 1993-го был сдан МДК-100. Следует отметить, что МДК-100 и МДК-118 были достроены уже после развала СССР.
Распад и раздел
Распад Советского Союза привел к известным проблемам финансового и политического характера. В частности, фактически остановилось строительство новых МДКВП «Зубр», а часть уже построенных кораблей следовало разделить между двумя теперь независимыми государствами. На тот момент существовало всего 8 кораблей, и еще 3 находились на стапелях. Россия и Украина поделили эти корабли между своими флотами.
По очевидным причинам, четыре «Зубра», служившие в составе Балтийского флота достались России. Один недостроенный корабль оставался на стапеле завода «Алмаз». Три корабля из состава Черноморского флота отошли военно-морским силам Украины. Кроме того, Киев получил в свое распоряжение завод «Море» вместе с парой недостроенных МДКВП.
Как уже упоминалось, в первые годы после такого раздела две страны смогли достроить только по одному десантному кораблю для своих нужд. Российский флот пополнился кораблем МДК-118, а Украина достроила МДК-100. На несколько лет строительство кораблей проекта 12322 остановилось, причем без особых надежд на его возобновление.
В 1995 году Украина решила присвоить имеющимся десантным кораблям имена. МДК-57 стал «Краматорском», МДК-123 – «Артемовском», МДК-93 – «Горловкой», МДК-100 – «Донецком». Кроме того, в тот период продолжалось длительное и трудное строительство нового корабля с именем «Иван Богун». В 2001 году аналогичное решение приняла Россия. Кораблям МДК-50 и МДК-94 присвоили имена «Евгений Кочешков» и «Мордовия» соответственно.
Неприятные подсчеты
Головной малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 поступил на службу 30 лет назад. За следующие десятилетия было построено 16 таких кораблей, причем существенное их число изначально закладывалось в интересах зарубежных стран. По результатам распада СССР и последующих коммерческих контрактов «Зубры» оказались на вооружение четырех стран.
Правопреемник Советского Союза в лице России сейчас имеет всего два МДКВП проекта 12322. Украина к настоящему времени лишилась всех таких кораблей, поскольку списала или продала все имевшиеся боевые единицы. С 2004 года крупнейшим эксплуатантом «Зубров» была Греция, купившая четыре корабля. Теперь первое место с ней делит Китай, во флоте которого тоже служат четыре «Бизона». В обозримом будущем ситуация может измениться, если китайские ВМС все же купят греческие корабли.
Сложившаяся ситуация оказалась весьма необычной и странной, а также в известной мере обидной и несправедливой. Разработав и построив уникальные десантные корабли, наша страна не смогла сохранить существенное их количество. В то же время, сразу два зарубежных флота смогли обойти нас по количеству МДКВП.
Причины такого положения дел очевидны и хорошо известны. Строительство серийных кораблей типа «Зубр» началось в конце восьмидесятых годов, когда советский флот столкнулся с серьезными проблемами в области финансирования. Всего через несколько лет после этого распался СССР, что стало новым ударом по кораблестроению. Дальнейший раздел Черноморского флота тоже не способствовал сохранению многочисленных надводных сил. В дальнейшем у нас не было особых возможностей для строительства желаемого числа новых кораблей, а кроме того, имелись проблемы с эксплуатацией уже имеющихся.
В итоге к настоящему времени МДКВП проекта 12322 имеются только у Балтийского флота и только в количестве двух единиц. Уникальные характеристики этих кораблей являются настоящим поводом для гордости, но их малое количество серьезно затрудняет реализацию всех преимуществ в условиях реальной операции. Два корабля на воздушной подушке по определению не могут стать основой крупных и мощных десантных сил.
Впрочем, не обязательно сильно расстраиваться. Военно-морской флот России располагает достаточно развитой и многочисленной группировкой десантных кораблей и судов, которая вполне способна решать поставленные задачи. В самое ближайшее время она пополнится новыми образцами техники, а в средней перспективе ожидается старт строительства принципиально новых кораблей. Российский ВМФ сохраняет необходимый потенциал для высадки десантов на вражеское побережье. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы у нашей страны было больше уникальных «Зубров», и они служили в составе каждого флота.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.