В письме Ф. Гартману (позднее оно было опубликовано в журнале «Theosophist» и перепечатано многими зарубежными изданиями, посвященными истории теософского движения) Е. П. Блаватская писала:
«(…) я была знакома с Адептами, «Братьями», не только в Индии и за пределами Ладака, но и в Египте и Сирии. (…) все они Адепты, молчаливые, таинственные, уединенные, хранящие тайну, раскрывающие себя лишь немногим, в течение семи-десяти лет доказавшие свою абсолютную преданность, соблюдавшие молчание даже под угрозой смерти.
Я выполнила Их требования и стала тем, что я есть сейчас. Всё, что мне было разрешено рассказать, — это правда. За Гималаями находится многонациональный центр Адептов. Та-ши-лама* знает их, и они сотрудничают между собой. С некоторыми из них он имеет прямую связь. И всё же Их истинная сущность остается неведомой даже для рядовых лам, которые в большинстве своем невежды. Среди них (т.е. Адептов. — С.) находятся мой Учитель и К.X., и некоторые другие, которых я знаю лично. Они то приходят, то уходят, и все они связаны с Адептами в Египте и Сирии и даже в Европе». ((«Theosophist», октябрь, 1907.))
Что же представляет собой та загадочная «истинная сущность» адептов, которая остается неведомой для большинства людей?
Понятие адепта всегда относилось к числу наиболее загадочных понятий эзотерической философии. Как правило, для людей, поверхностно знакомых с эзотерикой, это понятие символизирует в первую очередь человека, обладающего паранормальными духовными и психическими способностями. В принципе, это мнение действительно отражает один из аспектов адептства. Но в данном случае более чем уместно напомнить читателю о том, что, согласно эзотерическим учениям, в человеческом обществе существуют два противоборствующих лагеря — Добра и зла, каждый из которых имеет своих адептов. Необычные способности и огромный энергетический потенциал свойствен адептам и того и другого лагеря. Говоря о потенциальных способностях людей, посвященных в высшие эзотерические знания, и проводя разницу между адептами доброй и злой воли, Махатма Кут-Хуми писал А. Хьюму:
«(…) уверены ли вы в том, что «узнали» бы нас или сколько-нибудь проникли в наши «намерения и цели», если бы вы увидели меня лично? Боюсь, что без подобного опыта в прошлом даже ваши природные наблюдательные способности, как бы хороши они ни были, оказались бы более чем бесполезными. Да, уважаемый сэр, даже наши невидимые посредники и помощники могут оказаться не под силу самому проницательному политическому резиденту; и ни один из них еще не был выслежен или опознан; а их месмерические силы не высочайшего порядка. (…) если уж мадам Блаватской, женщине с ослабленным здоровьем, приписываются такие силы, то как вы можете вполне быть уверены, что вы сами не поддадитесь тренированной воле, в десять раз сильнее, чем ее? Я мог бы прийти к вам завтра, водвориться в вашем доме, как приглашенный, и целиком владеть вашим умом и телом в течение 24 часов, и вы ни на миг этого не осознали бы. Я могу быть хорошим человеком, но я также мог бы быть и злым, составляющим заговоры и глубоко ненавидящим вашу белую расу, ежедневно унижающую мой народ, и отомстить вам, одному из лучших представителей этой расы. Даже при использовании сил одного лишь экзотерического месмеризма — то есть той силы, которой могут с одинаковым аспектом овладеть как хорошие, так и плохие люди, — даже тогда едва ли вы избегли бы ловушек, расставленных для вас, если человек, которого вы пригласили, оказался бы хорошим месмеризатором, ибо вы являетесь чрезвычайно податливым в этом отношении субъектом с физической точки зрения. «Но моя совесть, но моя интуиция!» — вы можете возражать. В случае, о котором я говорю, ничто не помогло бы вам. В этом случае ваша интуиция заставила бы вас чувствовать всё, за исключением того, что было в действительности (…). И ничто не может быть более легко усыплено и даже парализовано, как эта самая интуиция, если за это возьмется тренированная, более сильная воля, чем у обладателя интуиции. Ваша совесть никогда не скажет вам, является ли месмеризатор истинным адептом или очень ловким шарлатаном, если он переступил ваш порог и овладел контролем над вашей аурой». ((«ПМ», 18.))
Таким образом, адептами являются люди, прошедшие определенную психотехническую (или оккультную) тренировку и достигшие необычного развития своих психических и ментальных сил. Но используются эти силы ими по-разному, в зависимости от духовного уровня развития самих адептов и от принадлежности их к силам Добра или зла.
В теософской литературе, конечно, понятие «адепт» обычно используется в значении сотрудника Сил Света.
Учителя Шамбалы являются не просто адептами, но и Архатами — людьми высочайшего уровня духовного развития. В философии буддизма Архатом называется человек, достигший четвёртой ступени на пути к Нирване и благодаря этому разорвавший круг кармической обусловленности своего бытия, получив таким образом возможность не перевоплощаться более на физическом плане (продолжая существование в более совершенных планах бытия) или воплощаться только по своему желанию. Понятие Архата, таким образом, указывает на достижение человеком свободы от всеобщего течения кармы, обусловливающего жизнь обычных людей. Это состояние характеризуется прежде всего особым состоянием сознания, в основе которого лежит высочайший уровень духовного развития индивида.
Сердце Архата
В книгах из серии «Грани Агни Йоги» свойства Архата характеризуются следующим образом:
«Сущность деятельности идущего Архата не в том, что вокруг него происходят события или явления, которых желают или ожидают его почитатели и последователи, а в том, что огнем его духа насыщаются сферы вокруг и зажигаются сознания и сердца подходящих импульсом эволюции и духовного устремления. Он — пробуждающий спящих, он — к Свету зовущий, и он — указующий путь».
«Ничего не желать для себя, ни к чему для себя не стремиться, ничего не хотеть для себя на Земле — таков Облик Архата. Всё для других, всё для людей, всё во Имя Общего Блага. Кто же согласится принять этот идеал в жизни ведущим? Кто согласится принять всю Чашу Общего Блага? Кто? Где они, отвергнувшиеся от себя? Где они, отдавшие всё ради Учителя Света? Где? Где пришедшие только за Светом, но не ради получения плодов земных. Где они, хотящие Света?»
«Сознание живет тем, что его окружает, — и с этой целью погружается последовательно в плотный, Тонкий и более Высокие Миры, облекаясь соответствующими проводниками, — это обычный человек. И только Архат, находясь в плотном теле, может сознательно действовать во всех своих оболочках на других планах существования».
«Умирая, многие думают о покое. Но Архат знает, что там, в Мире Надземном, его ожидает еще более напряженный, еще более широкий и не ограниченный плотными рамками труд. Поистине, там можно трудиться не покладая рук. Столько нуждающихся в помощи, столько несчастных, столько заблудших, столько растерянных и потерявших себя. Здесь перегородки мешают, условности, цвет кожи, границы. Там ничего этого нет: все люди сбросили различия земные. Там столько труда и столько нуждающихся в помощи, что об упокоении не приходится думать. Отдых дается для восстановления сил. Перешедшего погружают в живительный сон. А затем начинается труд. Часто Архат отказывается от Девачана* — места приятных иллюзий. Не до иллюзий, когда надо Владыкам помочь в Их Деле великом на спасение Мира. Это усвоив, и имея перед собою ясную цель, переход можно совершить сознательно. Состояние обычного сознания не из приятных. Много растерянности, много невежества, страха и прочих ненужных переживаний. Но знающий знает, куда и к Кому он идет и зачем. Путь ясен, четок и прям. И никакие преграды, никакие чудища мрака не остановят его. Итог подведен еще на Земле, выбор окончательно сделан, к Свету путь избран, и преодолено в себе всё, что мешало. Трудно тогда, когда дух еще не освободился от притяжений низшего порядка и их в себе еще не изжил. Борьба там много труднее, и лучше и легче завершить еще здесь, поставив печать непреложного решения на всё, что идет не от Света. Ведь каждый импульс, который от низшей необузданной природы человека, тянет его вниз и созвучит с низшими же слоями астрала и с обитателями его, живущими яро теми же желаниями и страстями. Вся эта тьма яро устремляется в притяжении к каждому неизжитому импульсу, к каждому пятнышку мрака в ауре перешедшего великий Порог. И если может перешедший сказать: «вот идет на меня тьма, но не имеет во мне ничего» — он ее победитель и скверною быть не может задет. Но для этого необходимо полное очищение сознания от всех сорных наслоений, от всего, что от тьмы».
«Особенностью Архата является непрерывная активность сознания, действующего в каком-либо из проводников. Нет ни покоя, ни забвения. Открыты бесконечные возможности постоянного упражнения тех или иных способностей и обострения чувств. Это обозначает состояние постоянного бодрствования. Так же и вы идите силою всею, храня состояние напряженного равновесия. Спросят: почему столько слов? Ответьте: чтобы каждый из после идущих мог найти по себе, их прочитавши. Сколько надо сказать, чтобы удовлетворить бесконечное разнообразие человеческих устремлений, и не каких-то избранников, но всех, всех, всех. Вот и надо дать записи в такой форме, чтобы от них мог почерпнуть каждый. И хорошо, когда носят они характер безличный. Итак, вся жизнь устремленного сознания может состоять в постоянном упражнении способностей и качеств, звучащих на ноту момента (сознания), и потому очень близких и желанных. Это дает упражнению в них интерес и эффективность. И каждое такое делание будет зерном для последующих достижений в далеком или близком будущем, неважно в каком, ибо в беспредельности времени далекое становится близким, то есть времени нет. Какими бы далекими ни казались следствия, они непреложно наступят. Огненным воображением элемент времени можно убрать, прозревая будущее в настоящем, то есть утверждая действительность огненную. Когда Чую в ученике — будущего Архата, Вижу огненную действительность. Вижу ее в настоящем. И тогда Говорю: Утверждаю идущего ко Мне в величии будущего, его индивидуального будущего. И если вам Сказано было «боги», то неужели теперь Умалю глубочайшее огненное значение этих огненных слов. Чем выше намечен полет, тем лучше. Чем сильнее размах устремлений, тем больше останется даже при неудаче частичной. Когда же ускоряется лёт, — отпадают, оставаясь внизу, неизжитые тяжкие частицы прошлых свершений, и свободным от них дух ощущает себя. Следовательно, освобождение лежит в силе устремления, дающего крылья для огненного полета ввысь. Быстрота аннулирует силу земных притяжений. Поэтому Говорю: устремитесь и стремитесь всегда. Остановка означает падение, и тогда земные притяжения снова вступают в силу. Вам Говорю: устремитесь».
«Личность человека должна быть безропотным и послушным слугою его высшего Я. И всякий раз, когда личность страдает, интересы ее ущемляются и отодвигаются на задний план, — это уже хорошо, ибо разбухание личности затмевает то, ради чего она существует как собиратель нужного материала и опыта для Индивидуальности человека. Трагедия воплощенных в том, что, всецело погружаясь в интересы личности и живя только ими, человек со смертью своей личности не оставляет себе ничего, чем бы мог жить он в Надземном, где исчезает и прекращается всё, чем обычно живет на Земле человек. Глубочайшее значение искусства в том, что чувства, эмоции и переживания, связанные с ним, будучи явлениями чисто духовного порядка, переносятся в Мир Тонкий и служат для человека материалом, которым он как бы живет и который он углубляет, варьирует по заложенному в нем направлению. В высшем понимании — даже переживания в Девачане — иллюзии Майи, сны, хотя и яркие, и напряженные, и еще более красочные и полные, нежели земные сны, то есть земная жизнь воплощенного. Освобождение от всех видов Майи — задача Архата. Задача трудна. Достижение ступени непрерываемого сознания связано с решением этой задачи. Столько препятствий и иллюзий надо преодолеть, прежде чем сознание освободится от всех ненужных наслоений и приобретет знание. Конечно, только под руководством Учителя возможно это освобождение. Полагая на Нас всё сознание, можно достичь».
«Хорошее знание человеческой природы не дает права на нехорошее отношение к человеку. Знать и всё же являть дружелюбие и желание помощи будет уже свойством Архата. Владыки Знают и всё же все силы Свои Отдают на служение людям, часто жертвуя даже жизнью. Таким образом, знание человеческой сущности не мешает любить человечество и отдавать ему все свои силы. Следуя в подражании за Учителем, явим такое же отношение к тем, с кем сталкивает нас жизнь. Знание и обсуждение очень далеки от критики и осуждения. Знать — не значит осуждать. Доброжелательный анализ с целью помочь допустим. Злопыхательное недоброжелательство осуждено. Нелегко, зная, сохранить добросердечие, то есть светоносное состояние сердца. Нелегко помогать или делиться знанием, не ожидая ни признательности, ни благодарности, ни даже доброго отношения взамен. Многие получившие часто платят за это самой черной неблагодарностью и злобствованием. Но только предательство и оскорбление Иерархии непоправимо и лишает права на помощь и связь. Всё прочее не может служить препятствием к тому, чтобы помощь им прервалась, даже несмотря на проявленное недружелюбие. Конечно, если по каналу к ним открытого сердца текут злоба, осуждение и недовольство в ответ на посылаемый Свет, то следует соблюдать целесообразность и «не метать бисера». Слова о попирающих жемчуг знания пятою невежества по-прежнему остаются в силе. И хорошо, когда получившие платят только равнодушием или забывчивостью, бывает и хуже. Несущие Знание людям пусть не рассчитывают на получение мзды даже в виде признательности и благодарности. Тем более будет ценно это редкое качество в немногих, свет получивших от вас». (См.: «Грани Агни Йоги» (Записи Б. Н. Абрамова.) Тт. 1 — 13, Новосибирск, 1993–1998.)
Как мы видим, отличительная особенность Архатов состоит не в свойственных им необычных способностях, которые (конечно, в меньшей степени) могут быть доступны и адептам сил зла. В книгах Агни Йоги неоднократно говорится о том, что феноменальные способности, свойственные адептам и тем более Архатам, являются простым приложением к определенной ступени духовно-нравственного развития. Человек, поднявшийся до состояния Архата, получает эти способности как дар Природы и своего собственного существа, т.к. необычные возможности скрыты в организме каждого человека. Достижение высочайшего уровня духовного развития превращает человека в сотрудника Высших Сил природы, — обладателя колоссального творческого потенциала.
Главным отличительным признаком Архата, как и всех Адептов Светлых Сил, является высочайшая ступень духовно-нравственного развития. Она проявляется прежде всего в качестве, часто называемом в Агни Йоге сердечностью, т.е. в гуманизме, доброте и любви ко всему Сущему. Высшие духовные качества человека не случайно связываются Махатмами с понятием сердечности. Принцип сердца, утверждаемый в философских учениях Махатм, является отнюдь не метафорой. Этот принцип основывается на знании психодуховной природы человека. В соответствии с эзотерическим учением, высшим энергетическим центром сознания, имеющим проявление в плотноматериальной, физической природе человека, является центр сердца (так как центр Сахасрары ассоциируется с принципом Атмы, не имеющим проявления на физическом плане). Именно этот центр, проецирующийся на физический орган сердца, является хранителем т.н. духовной, творческой интуиции — принципа Буддхи, или духовного ума и высшей мудрости. В отличие от принципа интеллекта, который может служить как добру, так и злу, духовный ум представляет собой высшее, сверхсознательное эволюционное начало человека. Именно поэтому принцип сердечности и любви ко всему сущему считается высшим морально-этическим идеалом Учителей Шамбалы:
«Урусвати воспринимает к сердцу всё происходящее в мире. Можно поделить все действия на сердечные и бессердечные. Такое деление особенно сейчас нужно запомнить человечеству. Сердечные восприятия могут объединяться, несмотря на многие различия. Но бессердечие есть объединение сил тьмы. Среди них не найти сотрудников Братства. Если припомнить все пути Наших Собратьев, то не найдем ни одного бессердечного действия. Явление пламенного сердца вело Их на костер, на крест и на все мучения, придуманные злобными невеждами.
Мы не уходили от жизни. Когда Мы проявлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. (…) Так и все Собратья и сотрудники внешне несут обычные земные облики. Но даже и при условности обликов сердечность будет сквозить в каждом взгляде и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным, но Мы желаем установить наиболее человечный взгляд на Нашу Обитель». ((«Надземное», 40.))
О духовном значении сердца Е. И. Рерих в своих письмах писала:
«(…) Нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца, на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах, всё творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата. Только сердцем можем мы приблизиться к сознанию Архата, Учителя, ибо Его сознание в сердце. Тускло живет в сознании людском понимание Архата, но без этого понимания невозможно продвижение. В книге «Иерархия» сказано: «Принято видеть Архата в области облачной. Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, Мы — Братья Человечества, не узнаем себя в представлениях человеческих. Наши Облики так фантастичны, что Мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то Наше Изображение приняло бы верную форму. Всё в другом масштабе, всё невероятно, всё не отвечает действительности. Скажем, — идя к высшим мирам, Архат беспределен во всех проявлениях. Архат идет, неся силу Космического Магнита в сердце».
Но посмотрим, как живет этот Облик в высшем сознании:
«Сердцу Космоса равно сердце Архата. Огню Солнца равно сердце Архата. Вечность и движение Космоса наполняют сердце Архата. Майтрейя приходит и горит всеми огнями, горит сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству; пылает сердце Его утверждением новых начал. У людей живет понятие мертвых Архатов, и бедные «йоги» питают воображение их своими образами. Когда же человечество поймет, что Архат есть высшее проявление Материи Люциды, то оно поймет, что нет разграничения между Материей Люцидой, дающей свет, и материей любви, облекающей всё светом. Человечество облекает Архата в суровую оболочку, но Материя Люцида сияет любовью. Когда можно будет озарить человека Нашим Образом?! Мышление трудно осознает чистоту сферы высшей. Скажем тому, кто знает путь к Нам, — «иди путем любви, иди путем труда, иди путем щита веры». Тому, кто нашел Образ Наш в сердце своем, Мы скажем: «иди сердцем, и «чаша» путь утвердит». Тому, кто думает, что постиг путь самомнением, тому скажем — «иди поучиться у духа, знающего завершение, ибо самомнение останавливает продвижение». В зове сердца заложено всё творчество, весь космический простор наполнен зовом, и сердце Космоса, и сердце Архата полны зова. Зов и отклик являются сочетанием Космических огней. Сердце Нашего Братства бережет человечеству путь к Общему Благу». ((Е. И. Рерих, 13.10.29.))
Каким же образом человек может стать адептом и тем более Архатом? Эзотерические учения называют лишь один путь для осуществления этой грандиозной цели — духовное развитие и самосовершенствование человека на протяжении целого ряда перевоплощений. Опыт прежних жизней, как известно, не исчезает в небытии. Он накапливается в хранилищах сознания-души, составляя нетленное и подлинное сокровище человека, и рано или поздно приводит его к достижению им сверхчеловеческого, богочеловеческого состояния сознания, которое и превращает человека в Архата.
Существует ли какой-либо метод ускорения этого медленного процесса? И что может помочь ученику эзотерических учений осуществить далекую цель своей жизни быстрее? В эзотерических духовных практиках действительно существует нечто, способное ускорить индивидуальную эволюцию человека. Это нечто именуется посвящением, — понятием, с одной стороны, овеянным легендами, с другой, спрофанированным и даже опошленным на Западе.
Что же представляет собой таинственное посвящение, дающее человеку необычные духовно-психические возможности и высшее состояние сознания?
Тайны Посвящения
В теософских источниках и работах Е. И. Рерих о посвящении говорится:
«Степени посвящения Адепта отмечают семь стадий, на которых он открывает тайну семеричных принципов в природе и человеке и пробуждает свои спящие силы».(«ПМ», 66.)
В Письмах Махатм подтверждается и наличие в Шамбале определенной традиции посвящения. Так, в одном из писем Синнетту Учитель Кут-Хуми пишет:
«Я чрезвычайно занят приготовлениями к посвящению. Несколько моих учеников, в том числе Джул Кул, стремятся достичь «другого берега». («ПМ», 106.)
О существовании в Белом Братстве этой традиции упоминала и Е.П. Блаватская в своем письме Олькотту, перед которым возникла альтернатива — стремиться к принятию посвящения или нет: «(…) Запомните, что первые семь лет начального посвящения я подвергалась искушениям и опасностям, это было время борьбы со всеми олицетворениями зла, так что подумайте хорошенько, прежде чем решиться (…)». («Teosophist», март, 1922.)
Не исключено, что в Белом Братстве существует несколько ступеней посвящения, каждая из которых имеет свои задачи и свое содержание.
Отвечая на вопросы о тайнах посвящения, Е.И. Рерих писала своим корреспондентам:
«Читая упомянутую Вами книгу, не забывайте, что писала я о видениях и снах в моем предыдущем письме. Вся бутафория в сценах описываемого посвящения Вам станет ясна. Великие Учителя не могут тратить свое драгоценное время на такие детские спектакли. Истинное Посвящение не нуждается ни в каких ритуалах, оно приходит, когда внутренний человек[18] готов, и лишь Великий Учитель его присутствует при этом, ибо Он направляет тот трансмутирующий луч, который должен быть воспринят учеником.
Помните, что сказано во вт[орой] книге «Листы Сада М.» (…) о высшем и последнем акте всех мистерий? Всегда помните — там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Не забудьте также, что все мистерии были основаны на Земле и для Земли, именно для земного сознания, но все высшие мистерии хранились в тайне и отличались отсутствием обрядности». ((Е. И. Рерих, 01.08.34.))
«Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В древности в каждой религиозно-философской школе или сокровенном братстве существовали свои подразделения, или степени, и обозначения их. Будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями, встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы хотите, то возьмите прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в «Агни Йоге». Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены, что солнечное посвящение происходит на физическом Солнце! Все ступени посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненного преображения центров.
Для Вашего удовольствия привожу Вам древние египетские степени посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень — называлась Пастофорис; вторая — Неокорис; третья степень — Меланефорис; четвертая — Кристофорис; пятая — Балахат; шестая — Астрологос; седьмая — Профета или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли Вы на духовном пути от знания этих условных названий? Также хочу сказать, что нужно проходить путь не факелом чадящим, но светом очищающим и пронизывающим тьму». ((Е.И. Рерих, 16.01.35.))
Добавим, что упоминаемым в данной цитате центрам сознания принадлежит ключевая роль в процессе духовного самосовершенствования и в посвящении, как его кульминационном моменте. В письмах Е.И. Рерих упоминаются семь состояний сознания человека, характерных для семи принципов, образующих его существо, и семи основных центров, открытие и трансмутация которых приводят его к достижению состояния Архата:
«Главных центров семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их разветвлений.
В Агни Йоге упомянут 21 (центр), ибо открытие и трансмутация 21 центра влечет за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения прежде всего устанавливается длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Великого Учителя, который и примет нас под свое наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для развития нервных центров, но в лучшем случае достигнем лишь жалкого психизма или же разовьем медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии и, таким образом, легко можем стать добычею любого одержателя.[19]
Вы хотите знать, где помещаются центры. Принято перечислять семь главных чакр:
1. Муладхара-Кундалини, помещающийся у основания спинного хребта;
2. Свадиштхана-чакра — в животе, между основанием спинного хребта и пупком;
3. Манипура-чакра, или солнечное сплетение;
4. Анахата-чакра, или центр чаши;
5. Вишуддхи-чакра, или центр гортани;
6. Аджна-чакра, или третий глаз;
7. Брамарандра-чакра,[20] или центр колокола в темени.
Но, конечно, в одном мозгу их гораздо больше. Редко когда перечисляются центры оплечий, скул, легких, запястий, почек и т.д. (…)
Также среди Великих Учителей ценится особенно проявление глаза Данг-мы (данг-ма — «очищенная душа» — С), что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в «чаше» на протяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего великого назначения стать полным Архатом, или Богочеловеком». (Е. И. Рерих, 02.04.35.)
Итак, назначение посвящения состоит в ускорении духовного развития человека путем эволюционной трансформации его психодуховной природы. Однако посвящение всегда несло ученику не только возможность ускоренного духовного развития, но и испытание, проверку всех его духовных и нравственных качеств. Как свидетельствует учение Живой Этики, для прохождения процедуры посвящения кандидату в адепты требуются не только большие знания и умения, но и мужество. В «Надземном» о посвящении сказано:
«Урусвати знает, что есть Посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение тайны, но и это лишь путь.
Посвящение есть дерзание приобщиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.
Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: «Теперь дойди один и докажи безбоязненность». Особое напряжение сознания требуется у конца пути. Всё знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха.
Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от обманщика, который умеет закатить глаза и сладко петь о видениях, только ему доступных. Посланные вестники не болтливы.
Мыслитель предостерегал учеников, чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, значение правды. Он говорил: «Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком хранилище». ((«Надземное», 232.))
А вот как объясняются некоторые тайны посвящения в интереснейшей книге Элизабет Хейч, которая так и называется — «Посвящение». В этой книге, пользующейся огромной популярностью во всем мире, в художественной форме излагаются основы эзотерических знаний. Оговоримся сразу же, что работа Э. Хейч не имеет непосредственного отношения к учениям теософии и Живой Этики. Она ближе западным направлениям мирового эзотеризма, связанным с герметизмом. Однако тождественность философской доктрины, излагаемой Э. Хейч, основным положениям Учений Махатм, а также блестящая литературная форма этой книги позволяют нам использовать ее фрагменты в освещении ряда вопросов эзотерической философии Востока. Приводимый ниже фрагмент представляет собой диалог готовящейся к посвящению жрицы с ее духовным руководителем.
«Посвящение означает приобретение сознания. Сейчас ты сознательна до той степени, которая соответствует сопротивляемости твоих нервов и тела. Получая сознание более высокого уровня, человек начинает автоматически проводить в свое тело всё более высокие и глубже проникающие силы. Поэтому он должен также повысить и уровень сопротивляемости нервов и тела. А при высшей, божественной степени сознания сопротивляемость нервов должна возрасти до такого уровня, чтобы выдержать это божественное состояние без вреда для тела. Инициация[21] включает также всемогущество и всеведение (…)».
«(…) я пришла в храм, где в своей маленькой комнатке меня ждал Птахотеп.[22]
Он сказал, что мне нужна длительная физическая и духовная подготовка, прежде чем я смогу стать сознательной на высшем, божественном плане. Она нужна для того, чтобы выдержать высокие вибрации без вреда для организма. Он сказал:
«Чтобы стать сознательной на этом плане, ты должна проводить вибрации этого плана в нервы, а через них — в тело. С момента рождения в теле живет «сущность», дух, и тело развивает силу сопротивления, соответствующую средней степени сознательности этого духа. Эта степень сознания колеблется вверх и вниз в зависимости от эмоционального состояния в пределах октавы вибраций, но колебания не должны превышать пределов эластичности нервов, иначе наступит болезнь или даже смерть. Вибрации жизненной энергии абсолютно смертельны для тех, чье сознание не достигло еще этого уровня: они выжигают нервы и нервные центры. Поэтому жизненная энергия из позвоночника, где она сосредоточена, трансформируется в энергию низшей вибрации, соответственно степени сознания человека, и только после этого проводится в тело.
У животных эта жизненная вибрация гораздо ниже, чем у примитивного человека, а у последнего гораздо ниже, чем у духовно развитого. И если жизненную энергию высокодуховного человека провести в животное или в примитивного человека, они немедленно умрут.
Великая инициация: означает сознательное переживание жизненной энергии и созидательных вибраций на каждом плане развития и в их первоначальной частоте, без трансформации, с одновременным проведением их в нервы и тело, что требует соответствующего сопротивления, для выработки которого и нужна физическая и психическая тренировка. (Выделено нами. — С.) Это значит, что надо постепенно и осторожно подготовить и разбудить соответствующие нервные центры и научиться их контролировать. (…)
Творческая сила проявляется на каждом уровне в бесчисленных возможностях, а это значит, что есть неисчислимое множество длин, форм и частот волн. И пока мы существуем в теле с его ограниченными возможностями восприятия, мы можем воспринимать лишь определенное число всех волновых форм из-за ограниченности наших органов чувств. Если какая-то форма вибрации представляется нам как «нематериальная энергия» или как «твердое вещество», то это зависит от нашего собственного представления о том, что такое «движение», «вибрация» или «частота». Чем короче волны, в которых проявляет себя данная форма энергии, тем меньше наше сознание регистрирует ощущение вещества. Вибрациям, которые передаются прямо к сознанию органами чувств, мы даем имена в соответствии с испытываемыми ощущениями, — вещество, звук, электричество, тепло, вкус, запах, цвет, свет. Более высокие, нематериальные энергии и излучения, воспринимаемые только нашими мозговыми и нервными центрами, мы называем мысленными волнами, волнами идей. Над ними есть еще более высокие и глубже проникающие лучи и частоты вплоть до самых высших всеохватывающих частот божественной созидающей энергии: самой жизни! Их мы можем воспринимать только в состоянии полного сознания.
Итак, во всей Вселенной действуют бесчисленные разновидности вибраций, колеблясь от самых коротких до самых длинных волн. Каждая форма мироздания, от небесных тел до мельчайших одноклеточных существ, все мириады проявленных творений — это следствия разных форм излучений. Мы живем в этих излучениях, независимо от того, знаем мы об этом или нет; более того, эти формы энергии построили и образовали нас, и постоянно работают в нашем теле, уме и всем нашем существе. Вся Вселенная состоит из разнообразных вибраций. Источник этих созидающих вибраций мы называем Богом. Но сам Бог стоит выше всех проявлений жизни и покоится в себе в абсолютном равновесии, вне времени и пространства. Но он постоянно излучает себя вовне, в материальные формы, чтобы дать этим формам жизнь. Так как Бог вездесущ и наполняет всю Вселенную, то всё в ней проникнуто Богом и наполнено Им. Ничто не может существовать без пребывания в Боге и без проникновения в него Бога, и ничто не может избегнуть его присутствия в себе. Следовательно, Бог может проявить себя в каждой точке, и всё существующее в нашем воспринимаемом мире имеет эту точку внутри себя, как свой центр. Из этой точки начинается первое проявление чего-либо, созидание его, выпадение его из равновесия.
Этот аспект Бога, создающего материальный мир и дающего ему жизнь благодаря проникновению в него, в эту реальную жизнь, в нас и во все существа, мы называем «высшим Я». Такие выражения, как «Бог», «творец», «всеобщая сущность», «высшее Я» или «принцип творения», означают одну и ту же божественность в ее различных аспектах. Энергии, излучающиеся из центра, остаются в этом центре всё еще высокодуховными и высокочастотными. Но чем дальше от центра, тем материальнее они становятся, пока постепенно не превращаются в материю. Таким путем эта излучающая сила ограничивает себя, и на краю проявления, наиболее удаленном от центра, она становится плотной. Поэтому изображение — «имя Бога», проявляющего себя в видимом мире, — это окружность, внутренний круг более высоких сил, окруженный твердой материальной оболочкой или корой. Символ Бога выражен буквами ОМ. Все сущее, от центральных солнц до одноклеточных организмов, построено по этому принципу. Взгляни на поперечный разрез Земли: в центре мощные силы, еще в эволюционной стадии огненной сферы; затем газообразные области, потом расплавленные или жидкие кольца и внешняя форма — кора твердого вещества. Но есть и другая сила — центростремительная, которая тоже активна в это же время и тянет все материальные проявления внутрь, в себя. И если бы твердая материя имела недостаточное сопротивление, то все проявления жизни стянулись бы внутрь своих собственных центров и исчезли. Даже наша Земля со всеми формами жизни на ней испытала бы ту же участь.
Возьмем другие примеры внутренней структуры материальных форм: разрез позвонка показывает, что внутри находится очень тонкое вещество костного мозга, несущее жизненную силу, защищенное снаружи твердым костным покровом. То же — в стебле растения, стволе дерева: на срезе ствола видны расходящиеся из центра круги жизненной энергии, питаемые тонкой внутренней материей дерева. Годовые кольца отражают годовые излучения жизни дерева, они окружены и защищены наружным кольцом твердой коры.
Рост всегда начинается из центра и излучается наружу. Глубочайший источник всех сил и проявлений есть Бог.
Этот аспект Бога, одетый в материю и выделяющий живых существ из сотворенных форм, который мы называем высшей сущностью (Логос), втягивает нас обратно в наш собственный центр, так как мы выпали из божественного единства, из состояния рая. Это небесный жених, к которому стремится человеческая душа. Никто никогда не примет ошибочно свое истинное «я» за свое личное «я», которое в себе самом не имеет истинного существования и является просто воображаемым существом.
Хотя Бог присутствует во всем, он проявляется в бесконечном множестве вариантов, так как открывает себя на каждом отдельном уровне, где возможно проявление, и сотворенные формы, проявленные на этих разных уровнях, обнаруживают лишь столько божественности, сколько каждая форма может сознательно пережить и вместить от божественной творческой силы, соответственно своему уровню. Сознательно пережить эту силу означает быть самому этой силой и одновременно излучать ее во всех направлениях, включая свое собственное тело. Поэтому тело должно также иметь адекватную силу сопротивления, иначе излучения истинного «я» сожгут и уничтожат его.
Тела разных проявлений жизни различны по составу, и вещество их имеет разные степени сопротивления, зависящие в каждом случае от уровня сознания этого типа. Химический состав вещества определяет, какие вибрации может выдерживать данное тело. Если излучение чрезмерно, это вредит нервам, может дать нервный срыв и даже умственное расстройство, а если число вибраций этой силы превышает размах октавы, тогда сила становится смертельной. Вот почему при посвящении в более высокую степень божественной силы мы должны сначала подготовить тело, подвергнув его, кроме всего прочего, химическому процессу, чтобы эта разница как максимум равнялась октаве. Иначе человек умрет.
В материальном мире есть четыре уровня проявления, которые мы называем: материя (вещество), растительная жизнь, животная жизнь, человеческая жизнь; они выделяются в зависимости от внешнего вида и степени сознания. Сравнительно с человеком мы вряд ли можем говорить о «сознании вещества», но все же кристаллы — пример того, что и вещество имеет разновидность сознания. Каждый уровень проявления имеет свою степень сознания, которая на октаву удалена от соседнего уровня. Только человек способен проявить несколько степеней сознания, двигаясь вверх по пути к божественному уровню. Учитывая интервалы — октавы, по которым мы классифицируем уровни эволюции, мы найдем, что человек занимает четвертую ступень на великой лестнице эволюции, простирающейся от земли до неба; каждая ее ступень соответствует одной октаве на шкале вибраций. Люди знают об этих ступенях и называют их: человек с присущим ему умом, гений с присущей ему интуицией, пророк с мудростью и всеобъемлющей любовью; последняя и высшая степень — Богочеловек с его всеведением и всемогуществом.
Итак, в материальном мире есть 4 проявления, которые обнаруживают 7 октав вибрации. Каждое творение излучает вибрации, из которых оно создано, то есть те, которые оно сознательно выдерживает. Вещество имеет низшую степень сознания, проявляющуюся только через сжатие, охлаждение и затвердевание. Растение проявляет себя на двух уровнях: на материальном и на уровне силы — растительной силы, которая дает ему жизнь. Растение проявляет материальные вибрации бессознательно, оно несет свое тело, как платье, а его уровень сознания — это растительный уровень силы, дающий жизнь веществу. Сила, проявляемая на этом уровне, имеет три аспекта: поиск пищи, принятие пищи и ассимиляция или переваривание пищи. Животные проявляют три силы: материальную, вегетативную и животную. Они имеют тело, ищут пищу, едят и переваривают ее. Животное сознательно на животном уровне: оно имеет эмоции, инстинкты, стремления, чувства симпатии, антипатии и желания. Животное сознательно на третьей стадии развития, и оно всегда на одну ступень ниже человека.
Средний человек стоит на одну октаву вибраций выше: он сознателен на ментальном уровне, у него есть интеллект и способность думать. Но в то же время он проявляет три других уровня. На материальном он имеет тело, на растительном — ищет, ест и переваривает пищу, на животном — имеет желания, стремления, эмоции, побуждения, симпатии и антипатии. Но самое характерное — это его интеллект: человек думает.
На следующей ступени развития человек делает огромный прыжок: он поднимает свое сознание из мира следствий в мир причин: он черпает из божественного источника причинного плана и проявляет силу, которая обнаруживается в его сознании как интуиция. С помощью интеллекта и духовной силы он способен выражать свои переживания на более высоком плане в словах и передавать их своим собратьям. Он может также доказать существование своей интуиции в других искусствах: вне измерений — в музыке, в двух измерениях — с помощью линий и красок как художник, в трехмерных формах — как скульптор или танцор. Люди называют творческую личность гением. Он проявляет пять октав вибрации: материальной, растительной, животной, ментальной и причинной сил.
Степень сознания следующей, более высокой октавы вибраций на языке людей называется сознанием пророка. Пророк проявляет все указанные силы низших планов сознания и, кроме того, — плана божественной мудрости и всемирной любви. Мы не должны путать эту полностью духовную любовь шестого плана с «любовью» третьего животного плана, с проявлением животных инстинктов. Вибрации третьего плана служат для продолжения рода, заставляя приближаться к любимому, обнимать, целовать, то есть владеть. Кто подвержен страсти, возбуждаемой этими вибрациями, тот еще живет в своем сознании в состоянии отдельности и ищет своего удовлетворения, недостающего ему физического партнера.
Любовь же пророка исходит из изначального состояния божественного единства, она всегда дающая, а не берущая, ей не нужно никакого дополнения, никакого физического проявления, но она всегда излучается из сознания божественного всеединства. Такие люди не хотят владеть никем, они чувствуют себя едиными с бесконечным всем.
Седьмое и наиболее совершенное проявление Бога — полностью сознающий человек — Богочеловек. Все другие формы проявления — это только трансформированные вибрации, только часть Бога. Богочеловек проявляет Бога, т.е. свое собственное божественное «я» полностью, через совершенное сознание. Он переживает и излучает божественные творческие силы в их изначальных, трансформированных вибрациях и частотах. Он сознателен в высшей степени: ни одна его часть не лишена сознания.
Только человек может овладеть всеми октавами и излучать их, так как в его нервной системе есть нервные центры, соответствующие семи октавам трансформированной и нетрансформированной творческой силы. С другой стороны, только он может излучать вибрации на уровнях, на которых он стал сознательным, так как до этого соответствующие нервные центры остаются в латентном состоянии.
Таким образом, средний человек может излучать вибрации до четвертого уровня включительно, гений — до пятого, пророк — до шестого, а Богочеловек может сознательно излучать все семь октав, включая божественную творческую силу по своей воле, либо в нетрансформированном виде, либо может трансформировать, изменять ее и передавать в более низких, трансформированных частотах». (Хейч Э. «Посвящение». М., 1993, с. 58, 103–108.)
В книге Э. Хейч говорится и о необычных духовно-психических способностях, приобретаемых Посвященными:
«Потомки Сыновей Бога,[23] правящие сейчас у нас, имеют не такую форму головы, как сыновья людей. Имеющие удлиненный череп потомки Сыновей Бога сравнительно мало используют свой интеллект, потому что мы можем пережить истину непосредственно с помощью внутреннего зрения. У нас слабо выпуклый лоб, так как мыслительные мозговые центры развиты лишь в той степени, какая нужна для сознательного переживания внешних впечатлений. В затылочной же части у нас полностью развиты мозговые центры, дающие сознание на божественном плане, и те высшие свойства, которые отличают нас от сыновей рода Человеческого. Человеческие существа в своем сознании живут во времени и пространстве. Мы же, хоть и живем в земных телах, наслаждаемся полной духовной свободой, свободой от времени и пространства.
Мы можем перемещать наше сознание в прошлое или будущее, то есть переживать прошлое и будущее как настоящее. Точно так же мы можем перемещать свое сознание в любую точку пространства, и тогда для нас нет «здесь» и «там», а есть только вездесущность. Ведь всё это: там и здесь, прошлое и будущее — только разные аспекты, разные проекции единственной реальности, вечной Сущности — Бога.
(…) когда ты будешь инициирована, ты сможешь сознательно использовать свои высшие органы и вступить в контакт с подобными себе для обмена мыслями в любое время. Мы всё время делаем это с братом Птахотепом. А ночью мы переходим в состояние всесознания, чтобы получить новую энергию из вечного божественного первоисточника. Тогда мы составляем одно целое со всей Вселенной, с самой жизнью, со всеми людьми. Но те из них, кто всё еще живут в трех измерениях, не сознают этого единения. Однако каждый просыпается утром с обновленной жизненной энергией, даже не зная, что она идет из божественного первоисточника».
На вопросы героини книги Э. Хейч, смогут ли стремящиеся к духовным познаниям люди получать посвящение в будущем, спустя тысячелетия после того, как адепты уйдут из мира обычных людей, ей были даны такие ответы: «Через много тысяч лет люди, достигшие духовной зрелости, также будут проходить инициацию, но не в пирамидах, как сейчас, а просто выполнив поставленные перед ними жизненные задачи, которые и составят испытания их инициации».
(…) Наши инициации не прекратятся. Зрелые души будут продолжать получать здесь посвящение — не физически, конечно, но на более высоком, духовном плане. Эти люди будут переживать инициацию как сон или видение». (Хейч Э. «Посвящение», с. 66, 96, 118.)
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Нет, ни какой шамбалы, так же, как и нет, не каких учителей. А первый закон для духов запрещает высшим вмешиваться в жизнь людей. Последними учителями на земле были апостолы Христа. Крещёные Святым Духом и огнём. Следующим будет Ангел с Вечным Евангелием. Потом опять придёт Христос. все кто заявляют, что контактируют с кем то и получают от них информацию. Врут. Поскольку все события произошедшие в России за последние 100 лет описаны в Апокалипсисе. Там же описаны все те кто управлял СССР и имел отношение к власти. Рерихов и прочих идиотов там нет. В ближайшее время, возможно в этом году будет прославлен Ангел с Вечным Евангелием. Вот у него и будет учение которое поможет исполнившим его пережить второе пришествие Христа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]