Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 21.11.2024, 19:31
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 77
Пользователей: 74
Сейчас комментируют: 3


Новости сегодня
Восхитительные картины из камней (0)
Золотая малина (0)
Зимний режим в курятнике (4)
Что стоит успеть сделать собственникам недвижимости до конца 2024 года (0)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Сахар-рафинад в поездах СССР (0)
Самые странные поводы для войны (0)
Загадка подводного вулкана: таинственные сигналы предшествовали мощному извержению (0)
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса (1)
Вильфанд спрогнозировал резкое похолодание на юге России (0)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (5)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (3)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (3)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (1)
французская левая партия снова запустила процедуру отрешения Макрона от власти (0)
Молдавия закупит системы ПВО, чтобы сбивать небольшие БПЛА, залетающие с Украины (0)
Любовь с первого взгляда (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
Кaлендapи Майя и не только: как исчисляли время разные народы (1)
Толтеки – «люди знания» (0)
Силы стратегического сдерживания США готовы к переходу власти к Трампу (0)
Когда были изобретены очки и линзы? (0)
Где она, копия нашей Земли? (1)
В Британии не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow вглубь РФ (0)
Карие - удивительная христианская церковь, сохраненная османами (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (1)
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)

Новости готовят...

Новостей: 33981

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3028

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]


10:14
Колеса истории: ПДД столетней давности

Уже сто лет назад в России знали толк в правилах дорожного движения. Привыкшие к лошадям и конкам жители тогдашних мегаполисов тяжело адаптировались к самодвижущимся экипажам, как тогда величали автомобили. Возник конфликт между машиной и человеком, разрешить который могли только определенные правила движения по дорогам…

«На днях автомобиль под управлением шофера Н., проезжая по Б. Якиманке, столкнулся с пролеткой. Сидевший на облучке извозчик от удара был выброшен на мостовую. За содеянное градоначальник распорядился лишить шофера Н. права управления автомобилем на месяц».

Похожими заметками пестрели российские газеты в начале XX века. В местечковости такого рода «сенсаций» нет ничего удивительного, ведь рычащие и коптящие повозки внесли в размеренную жизнь граждан сумятицу и огромное количество проблем.

clip_image001

Не пугать лошадей

«Первый законодательный акт на этот счет был принят 11 сентября 1896 года, — говорит автомобильный историк Константин Шляхтинский. — Это постановление министра путей сообщения князя М. И. Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Дело в том, что правила для конных и паровых экипажей уже были прописаны, а для машин — нет. Документ прошел согласование с министрами внутренних дел, государственных имуществ, земледелия, финансов и, конечно, с военным ведомством, поскольку дороги — объект стратегический».

Если вчитаться в постановление, всплывают параллели с современными ПДД. Оказывается, еще в те времена, когда автомобилей было кот наплакал, власти обращали внимание на их техническое состояние. Машина должна была быть исправна, освидетельствована специальной комиссией (да-да, техосмотр вовсе не советское изобретение), а за руль допускался лишь подготовленный человек с документами, подтверждающими его квалификацию.

clip_image002

В дореволюционном постановлении не встретишь такого количества дефиниций и подробного описания дорожных ситуаций, как в нынешних ПДД, зато здесь в изобилии попадаются аксиомы, в том или ином виде дошедшие до наших дней. Например, если сейчас при проезде железнодорожного переезда водитель обязан остановиться у знака STOP и оглядеться, то в стародавние времена шофер возвещал о своем подъезде звуковым сигналом.

То же самое делалось при пересечении перекрестков. Чтобы не пугать лошадей, запрещено было ездить с открытым глушителем или без оного, а неисправность выхлопной системы каралась штрафом. При встречном разъезде повозкам предписывалось держаться правой стороны, обгонять — по левой. Выезжать на встречку дозволялось, а вот долгое время ехать по ней без надобности — нет. Нашим бы мировым судьям это в уши.

Запреты касались и массы машины, особенно в весенний период. Чтобы не продавливать колею, действовало ограничение на вес экипажа — 300 пудов. Дороги выдерживали, условно говоря, лишь 2,5 тонны на ось — и счастье, что в ту пору не было всех этих краснодарских фур, идущих с двойным перегрузом... Для просушки полотна трассу на некоторое время вообще могли перекрыть — в этом случае вывешивались объявления.

За соблюдением всех требований следили местная полиция, лица губернского земского технического надзора и лица, заведующие ремонтом. На городовых возлагались практически те же обязанности, что и на сотрудников ГИБДД. Между прочим, попадались и дороги с платными участками: «При движении по шоссе, на которых существуют заставы... самодвижущиеся экипажи уплачивают шоссейный сбор».

clip_image003

А как же штрафы? «В Российской империи существовал свод законов, — поясняет Константин Шляхтинский. — В нем были перечислены виды правонарушений и меры наказания. Все производилось по суду. Сбил овцу — пришел полицейский, составил протокол, передал его в суд, какая мера предписана по закону, такую гражданин и получает. И понятное дело, что эти нормы не были догмой, они постоянно дополнялись».

О жесткости в отношении дорожных хулиганов говорят правила «О безопасности движения по улицам», принятые в Санкт-Петербурге в 1911 году. Возмутитель общественного спокойствия в первый раз наказывался штрафом до 100 рублей, во второй — арестом на две недели. Существовал ряд нарушений, за которые можно было лишиться прав: грубая езда, лихачество, пьянство за рулем.

Права отбирали и за перегораживание дороги похоронным процессиям, тюремным этапам, воинским частям, крестным ходам. Но, заметьте, не чиновникам! Запрещалось ездить наперегонки, парковаться поперек улицы (ставить машину следовало только у тротуара параллельно движению), оставлять авто без присмотра и передавать права третьему лицу, не имеющему специальной подготовки. Дежавю.

Общероссийские ПДД появились только в советский период, а тогда, в начале прошлого века, в каждом крупном городе администрация устанавливала собственные нормы. Правда, все они полностью соответствовали законам Российской империи. Львиная доля постановлений основывалась как раз на правилах 1896 года, разница сводилась к деталям.

clip_image004

Допустим, если в Москве, согласно «Автомобильному справочнику и календарю» инженера Н. Г. Кузнецова за 1916 год, ограничение скорости составляло 20 верст в час, то в Петрограде — всего 15. В Киеве того меньше: 10 верст в час по оживленным улицам, например Крещатику, и 20 — по всем остальным. Что было единым, так это дорожные знаки.

В 1909 году делегаты конференции по автомобильному движению в Париже утвердили первые четыре: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В 1911 году знаки начали устанавливать и на российских дорогах.

Право на права

Сто лет назад влиться в шоферскую братию было труднее, хотя процедура получения корочек по большому счету не изменилась. Подготовка занимала несколько месяцев, к тому же в начале 1900-х на всю страну насчитывалось всего около двадцати учебных заведений. Например, при Императорском инженерном училище в Москве работал кружок автомобильного дела.

В Санкт-Петербурге были своеобразные курсы для интеллигенции. Люди этой прослойки обычно имели гуманитарное образование и, покупая автомобиль, нанимали себе персональных водителей. «Некоторые из таких водителей, кстати, оказывались нечистыми на руку, — отмечает Шляхтинский. — Пользуясь технической безграмотностью своих работодателей, они сливали и продавали бензин, а пустой бак объясняли солидным аппетитом мотора. Но вот окончившего курсы автовладельца уже сложно было провести».

clip_image005

После автошколы кандидат в водители получал возможность заслужить шоферскую книжку или, как она еще называлась, «разрешение на право езды на автомобиле». Для этого он подавал в городскую управу заявление, приложив к нему фотографии, и предъявлял медицинское свидетельство о состоянии здоровья.

Разумеется, никаких проблем со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом кандидат иметь не мог. В противном случае до испытаний он просто не допускался. Новичков собирали, они сдавали теоретический экзамен по устройству автомобиля, затем их сажали за руль. По результатам пробной поездки комиссия и выдавала удостоверение. В дальнейшем шоферскую книжку необходимо было всегда держать при себе, как и документы на автомобиль.

Интересно, что возрастной ценз существовал и тогда. Поначалу получить разрешение на вождение можно было с 21 года, затем пошли дискуссии о снижении планки до 18 лет. Точку в вопросе на долгие годы поставила Первая мировая война. С началом боевых действий как на фронте, так и в тылу стало не хватать водителей, поэтому обучать шоферскому ремеслу и выдавать права стали с 16 лет.

Заслужить заветное удостоверение и купить автомобиль — лишь полдела. Чтобы ездить, полагалось пройти техосмотр. Комиссия, обычно состоявшая из инженера, человека, курирующего транспорт в городе, и представителя местного автоклуба, проверяла техническое состояние машины — только после положительного вердикта можно было получить номер.

clip_image006

В дореволюционной России отсутствовал единый стандарт для жестянок, как тогда называли регистрационные знаки. В каждом городе машины ездили с табличками разных размеров. Как ни курьезно это звучит, номера выдавались на год, а через 12 месяцев приходилось вновь ехать на переосвидетельствование и получать другие жестянки.

В отличие от нынешнего порядка номера служили не столько для идентификации, сколько демонстрировали, что владелец авто уплатил ежегодный транспортный налог. Естественно, за все эти процедуры взималась определенная сумма. Старые номера можно было оставить себе, что многие и делали, украшая ими стены гаража или дома.

А ведь не так уж далеко мы ушли от кривого стартера, карбидовых фар и жуликоватых водителей! Вот и большая часть тех допотопных ПДД жива до сих пор: базовые, каждому очевидные принципы просто обросли витиеватыми, не всегда понятными формулировками. Кое-какие нормы следовало бы и возродить. Что там полагалось за лихачество? Минимум требований при жестком контроле и неизбежности наказания — и все прекрасно работало!

Может, зря так истерят наши парламентарии, изобретая персональный ад для автомобилистов? Порылись бы в старых приказах, правилах и уложениях — глядишь, снизошло бы. Все лучше, чем нолики к штрафам пририсовывать.

Алексей Морозов





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология | Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su| Просмотров: 939 | Добавил: Планета| | Теги: колёса, истории:, ПДД, давности, столетней | Рейтинг: 5.0/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:


Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 77
Пользователей: 74
Сейчас комментируют: 3

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
Любовь с первого взгляда (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (3)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (1)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (3)
Кто построил Ольянтайтамбо? (1)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (5)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8071
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3894
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3183
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21257
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15772
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14549
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13163
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11135
Группа: Проверенные



18+