«Работать, спустя рукава», «Подоплека мне известна» – происхождение этих поговорок напрямую связано с русской национальной одеждой – сарафаном. Не многие знают, что сарафан «пришел на Русь» в XIV веке или чуть раньше. Первое упоминание о нем обнаружено в летописях второй трети четырнадцатого века. В переводе с персидского «саран па» слово «сарафан» означает «через голову».
По другим источникам, это слово тюркского происхождения переводится, как «одежда с головы до ног». И носили сарафаны тогда… только мужчины. Впрочем, у сарафана в русской одежде был прообраз. Как утверждают историки, примерно с XII века в России начинает складываться образ национального костюма. Это, как правило, одеяние, по форме напоминающее трапецию, с длинными рукавами, которые откидывались. Носили его лишь очень богатые люди, поначалу вообще только князья. Шилось оно из бархата, парчи, шелка и надевалось поверх рубахи. Длинные свисающие рукава не позволяли человеку заниматься какой-либо деятельностью. Отсюда и пошла поговорка «Работать, спустя рукава». Позже этот вид костюма переняли бояре, монашествующие лица. К XIV веку костюм захватил все слои населения. Но женской одеждой сарафан стал только в XVII веке. В каждом регионе Руси был свой вид национального костюма. Безусловно, простые люди не могли позволить себе ни бархата, ни парчи.
Тогда-то и зародилась среди русских рукодельниц вышивка шелком и золотом. А среди людей попроще – украшение костюма цветной вышивкой и лентами. Такой костюм стоил дорого. Его очень берегли, нередко он переходил от матери к дочери. Чтобы костюм не портился от пота, на грудь и плечи подшивались куски материи, так называемой, подоплеки. Нередко она была из очень дешевого и затертого материала, тогда как верх шился из дорогой ткани. Так появилось выражение «подоплека известна». В каждом регионе был свой узор костюма. Но он всегда был со смыслом. По вышивке длинной мужской рубахи можно было определить, откуда человек родом, каковы его социальный статус, род занятий, иногда даже основные семейные события. Одежда обязательно подразделялась на повседневную и праздничную. А праздничная, в свою очередь, делилась на одеяние в зависимости от назначения: носилась разная одежда на Рождество, Пасху, венчание, погребение… Прямые, глухие, распашные – существовало несколько видов сарафанов. К моменту их широкого распространения, они стали достоянием женщин.
А мужское одеяние в виде сарафана осталось только у простых людей. Дело в том, что Петр I, чтобы «европеизировать» Россию, запретил боярам и знатным людям ношение традиционной русской одежды. По мнению царя, она была не приспособлена для работы в сфере, как бы сейчас выразились, международных связей. Думские бояре, их семьи, знатные горожане обязаны были носить одеяние заморского покроя. Шить русские народные одеяния строжайше запрещалось. Для простолюдинов было сделано исключение – они могли беспрепятственно носить исконно русское одеяние. Таким образом, простой народ стал хранителем исконно русской культуры. Различались сарафаны и по крою. Например, косоклинный распашной был столь широк, что приходилось надевать на плечи специальные лямки, чтобы одеяние не спадало. Постепенно сарафан стал уходить из мужского гардероба. Стали появляться более приспособленные для работы и жизни одеяния – рубахи, косоворотки и прочее.
А те самые лямки так и прижились на сарафане. Даже изделие с другим кроем делали только на них. Они дошли до наших дней и являются неотъемлемой частью сарафана, или по-другому – платья на лямках, без рукавов. В 1965 году знаменитый дизайнер Пьер Карден представил новую модель: шерстяной сарафан, который носился с водолазкой. Эта мода моментально захватила всю Европу, а затем и весь мир. Сарафан был не только реанимирован, но и получил широкое распространение на обоих полушариях.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Статья- полная чушь, от чайника с длинным носиком, абсолютно не знающего историю! Вот так, они до сих пор и СОЧИНЯЮТ нам НАШУ ИСТОРИЮ! НИКОГДА у малых кочевых племен, и тюркских в том числе, НЕ МОГЛО БЫТЬ своего лексикона!
У них могли быть только ЗАИМСТВОВАННЫЕ слова от больших ОСЕДЛЫХ и многочисленных племен, рядом с которыми они временами жили!
Ну, что с них взять, если почти все эти лингвисты в России в последние лет 150, это- потомки иноземцев. Которые и русского языка-то толком отродясь не знали!
А про то, как жили ПРОСТЫЕ люди в России, которые еще в 9-10 вв, на бересте в деревнях детей ГРАМОТЕ ОБУЧАЛИ, я уже приводила пример
А по факту: Страна была в те поры, богатая. Один из любимых видов рукоделия у женщин - вышивка одежды простолюдинок жемчугом (а не скромненькая ниточка на шею!), дети в 7 лет грамоте обучались (берестяные грамоты ), Альтернативный взгляд епископа Оттона Бамбергского, дважды в 1124-1127 гг. посетившего Славию (одно из названий древней Руси), он оставил нам бесценное описание быта и нравов «диких язычников»: «Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев… Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана (явный признак дикости), не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно — тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово…» «Бедный», «невежественный» и «дикий» народ славянский! Как же можно было так жить?!! И во что сейчас превратили столь богатую страну, которая у иноземцев зависть вызывала. И не без помощи церкви, Души никого не волновали, и не волнуют, разве что, в виде Рабов...Божьих! А вот, церковная десятина... другое дело!
Ну да, на коленке писали, пьяные и от балды. По такой логике то, что на картинке надето на боярах, можно классифицировать как халат. А на голове, соответственно - цилиндры.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]