1786 год немецкий город Брауншвейг. В местной школе идет урок арифметики. Учитель математики, некто Бюттнер, дает детям задание, которым обеспечивает их занятость на ближайшие полчаса, а то и час. Он просит детей сложить все числа от 1 до 100. Когда результат будет добыт, его следует записать на маленькой деревянной доске, и отдать педагогу. Бюттнер направился к своему столу. Но вот, буквально через две минуты посреди аудитории встает новичок класса, 9-ти летний Карл Фридрих Гаусс, и несет свою досточку учителю. А на досточке той цифры – 5050.
- Что это? – спрашивает Бюттнер. - Ответ, герр учитель – говорит малыш.
Надо сказать, что учитель и сам не знал правильный ответ. Бюттнер выдумал задачу на ходу, чтобы занять класс. Он не мог поверить, что с этаким заданием можно справиться за 1-2 минуты. Преподаватель взялся за подсчет самостоятельно. На это ушло у Бюттнера гораздо больше времени, чем у 9-ти летнего Карла. Итог – 5050.
- Как так? – поражен учитель. - Все очень просто, - ответил Карл. – Вы складываете все цифры подряд 1+2+3+4+5+6…+57 и т.д. Я решил суммировать между собой крайние числа. Сколько будет 1+100? - 101 – отвечает учитель. - А 2+99? - 101 - 3+98? - 101 - 4+97? - 101 - 5+96? - 101! - Ну, если 50 пар дают одинаковый результат - 101, надо просто 50 умножить на 101 и получится 5050.
В этот момент Бюттнер понял, перед ним стоит гений. Нет, не потому что Карл решил задачу быстрее всех, и даже быстрее учителя. Потому что гении мыслят не так, как все. Гений свободен от шаблонов, в которые его пытается втиснуть окружение. Почему Александр Пушкин считал, что "гений - парадоксов друг"? Потому что сам был гением, из так называемого первого непоротого поколения России. Гении – это, прежде всего, продукт внутренней свободы.
Карл Фредерик Гаусс стал великим немецким ученым, совершившим переворот в области геометрии, алгебры, астрономии, геодезии, механике и т.д. Когда в 1855 году в возрасте 77 лет он скончался, на его надгробье было выбито: «Карл Фридрих Гаусс — король математиков».
Я преднамеренно упускаю все детали биографии Гаусса, потому что моя песня не о нем, а о том, как вырастить гения, еще лучше гениев. Много гениев. У меня нет убойного рецепта, что делать, но есть ощущения, куда более важного порядка, чего не делать.
Здесь я позволю себе уйти за кулисы и перепечатаю 10 пунктов презентации 11-летнего Тимофея Дрогина, спикера тинэйджеровской конференции "Завтра по имени", которая прошла в Киеве 23 апреля. Тимофей объяснил, как нынешняя система школьного образования отбивает охоту учиться, развиваться, расти и парализует волю, и стрижет всех под устаревший ГОСТ.
На самом сайте, откуда я взял тезы Тимофея, его блог просмотрели 42,9 тыс пользователей. Там же, следом за ним идет другой блог, к которому проявили сочувствие 3,3 тыс пользователей.
Эта горячая десятка Тимофея была также опубликована в виде блога и на сайте НВ. 11 летний блогер набрал здесь 28250 просмотров. Это самый читаемый блог апреля. 11 летний Тимофей заткнул за пояс всех именитых колумнистов нашего портала. Значит, то, что он пишет - действительно болит. Это действительно то, о чем стоит говорить, и не только говорить.
Итак, 10 пунктов, как современная школа убивает образование и что нам с этим всем делать. Версия 11-летнего Тимофея Дрогина: 1. Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них — это боязнь учителя. 2. После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам. 3. Еще один страх — это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то. 4. Еще одна причина — насмешки одноклассников. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!». 5. Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить. 6. Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете. 7. В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь. 8. Я читал, что, когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни — быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь». 9. Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков. 10. Школа — это подготовка к взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться — самое важное.
Примерно 10 лет назад сэр Кен Робинсон, глава национальной комиссии по творчеству, образованию и экономике в правительственном комитете Великобритании выступая на ежегодной международной конференции TEDx сказал: «Нынешняя система образования в индустриальных странах была внедрена в жизнь еще в XIX веке. Она была заточена на потребности той эпохи, когда ручной труд составлял 80%». То есть тогда, когда экономика нуждалась в большой коробке с маленькими винтиками. - Под занавес XX века, - заметил Робинсон, - на производстве было задействовано около 30% всех занятых в экономике трудовых резервов, а в начале XXI века - 12%. То есть, время «когда вкалывают роботы, а не человек» неумолимо приближается.
В мире активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом, разработкой программного обеспечения, развитием науки и технологий. Человеческий капитал дорожает, природный ресурс – дешевеет. Экономисты XIX века, например, британец Томас Мальтус, считали, что все будет наоборот. С бурным ростом населения, трудовые резервы будут дешеветь, а ресурсы (из-за их дефицита) – дорожать. Томас ошибся. Нам как никогда нужны гении, а не ресурсы. (Хотя, конечно, лучше и то, и другое).
Предвосхищаю вопрос, а что вы будете кушать, господин писака, неужто программное обеспечение и новые смыслы? За меня на этот вопрос относительно недавно ответил президент Израиля, Шимон Перес: «За 25 лет Израиль увеличил сельскохозяйственное производство в 17 раз. Сельское хозяйство – это на 95% наука и на 5% работа».
Где мы окажемся, и окажемся ли, зависит от того, сумеем ли наладить массовое производство гениев. А они плодятся только в свободной среде. За этот продукт цивилизации отвечает семья и школа. Кстати, вы еще не забыли, что древнегреческое слово школа (scole) буквально переводится – досуг? Дети эллинов за школьными занятиями отдыхали, проводили свободное время, спорили о различных явлениях, проявлениях, науках. Слушали сведущих в том или ином деле мудрецов, соглашались или нет. Искали доводы, делали выводы, приводили аргументы и контраргументы. Иными словами, развлекались, как свободные люди. Поэтому Античный мир еще в дохристианскую эпоху дал своим современникам философию, драматические театры, высокую литературу, математику, астрономию, историю, поэзию, демократию и, в конечном итоге, сформировал новую цивилизацию постсредневековья – Ренессанс. Эпоха Возрождения - возрождение античного мира. Потому что школа - это не только «тонким перышком в тетрадь» или к «к четырем прибавить два». Школа – это досуг.
Scole - это досуг. Греки закрепили это слово во многих европейских языках. schola – латинский язык; schőle – голландский; school – английский; schule – немецкий; ecole – французский; escuela – испанский, школа – украинский и русский языки.
Автор текста: Александр Пасховер.
P.S. "Если вы не готовы быть неправы (ошибаться), то вы никогда не придумаете что-то оригинальное." Кен Робинсон.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А в какой нации/цивилизации жил Пифагор? Ελλάδα, Эллада, в русском языке - [Древняя] Греция. Имеется ввиду та Эллада, в которой реально правил Зевс. В нынешней правит Прокопис Павлопулос :-)
11 летний Тимофей заткнул за пояс всех именитых колумнистов нашего портала: "Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить. "
Нынешняя учебная программа пригодна для воспитания рабов и скотов.Ни о каком образовании речи нет.Учителя начиная с начальной школы постоянно твердят детям что они дебилы и уроды.Это понижает самооценку и с течением времени дети сами начинают соглашаться с тем что они дебилы. При этом на родителях продолжают наживаться при помощи репетиторства.Не прилагая усилий для того чтобы дать материал школы в учебное время,нам предлагают получить его на частных занятиях.Практика такая повальна и повсеместна. Сами преподаватели заняты дележом премий и различными выдумками об успехах школы.Да и учителей уже нет.В школах начали преподаывать те ,кто сам уже вырос на принципе дебилизма и продажности образования.Порочный круг который разорвав сейчас,успехи заметим только через 30-40 лет.Печально все в перспективе.