Якутский фольклор чрезвычайно интересен, поскольку изобилует таинственными и мистическими историями, легендами и мифами.
Так, например, в якутском эпосе нет упоминаний о лешем, но существует существо, выполняющее его функции – это «тыатаагы». Название странное, хотя этим именем называют обычного медведя. Местные охотники поклоняются своему покровителю – духу Баяная и уверяют, что иногда можно его встретить в лесной чаще. Легенды утверждают, что якутский леший не является богом, поэтому он значительно уступает божеству по своим возможностям. Противоречивость якутской мифологии и в том, что леший, на самом деле, совершенно бесполезный персонаж, поскольку каждая местность имеет своих духов-покровителей.
Надо отметить, что якутские легенды повествуют об отсутствии симпатии у духов к человеку, хотя открыто божества не вредят людям. Духи очень не любят, когда человек нарушает, установленными ими правила. В отместку они могут «наказать» за проступок.
Раз заговорили о лесных духах, следует поведать о кэряхах. Это священное дерево якутов. Узнать его не трудно: чаще всего дерево растет у дороги и увешано монетами и бумажными купюрами, сладостями. Кэряхов на территории Якутии очень много. Наличие священного дерева означает, что местность охраняется духами. Каждый путник обязан заплатить духам за проезд, украсив дерево своей монеткой или, хотя бы, конфетным фантиком.
Только в этом случае хранители не помешают вашему нахождению на их территории. Впрочем, духи благосклонно отнесутся к путешественнику если тот продемонстрирует уважительное и бережное отношение к природе и выполнит установленные хранителями правила. Например, запрещается произносить наименование местности, которую путешественник посещает впервые: духи будут возмущены. Нельзя оскорблять священные деревья: духи обязательно накажут провинившегося.
Старожилы рассказывают всем гостям такую историю, произошедшую в восьмидесятые годы прошлого столетия. Однажды местный начальник направился в небольшой удаленный район с деловым визитом. Ехал он на служебной «Волге» с водителем. Дорога оказалась длинной и поездка затянулась до позднего вечера. Стояла холодная и снежная зима. Дорога в темноте плохо просматривалась. Мужчины решили ненадолго остановиться на придорожной поляне, чтобы размять ноги и покурить. Невдалеке они увидели дерево, украшенное лентами и монетами. Несмотря на то, что чиновник и водитель были местными и знали о духах, охраняющих местность, мужчины помочились под священное дерево, затем сели в машину и отправились дальше. Неожиданно машина резко осела, замедлила ход. Создалось впечатление, что к машине прикрепили прицеп с неподъемным грузом. Несмотря на то, что водитель прибавил газу, машина продолжала медленно ползти по заснеженной дороге. Внезапно в машине появился отвратительный запах тухлятины. Мужчины брезгливо наморщили носы, но поделать ничего не могли, поскольку источник этого странного явления был им неизвестен.
Водитель беглым взглядом оглядел машину и волосы на его голове зашевелились от страха: позади них в машине сидел странный худой человек якутской внешности в поношенной одежде. Особое внимание привлекали его странные глаза: глубоко посаженные, впалые и дегтярно-черные. Странный пассажир буравил своих спутников пронзительным взглядом. Водитель первый понял, что это расплата за их поступок под священным деревом и решил, что пришла его смерть. А его начальник оцепенел от страха и не мог произнести ни слова. Машина все так же еле-еле ползла по дороге, от смрадного запаха перехватывало дыхание. Но водитель боялся останавливать машину, молясь богам, чтобы незнакомец не напал на них. Чиновника и его водителя спасло только то, что их машина въехала на территорию небольшого населенного пункта. Их странный попутчик исчез, в вот удушающий запах остался. Скорость также не восстановилась и машина, по-прежнему, не смотря на все усилия водителя, тащилась медленно. А еще у несчастных путешественников не пропадало ощущение, что кто-то зло смотрит им в спину. Только через несколько минут мотор стал работать в нормальном режиме, но вот от запаха не удалось избавиться. Этот случай показал, что дух только устрашил двух людей, осквернивших святыню, а ведь мог и жестоко наказать.
Местные жители рассказывают еще один случай, произошедший в шестидесятые годы. Любитель карточных игр, спасаясь от кредиторов, решил спрятаться у своего давнего товарища, живущего в дальнем Амгинском улусе. Беглец рассчитывал найти временную работу в местном колхозе. Доехав на попутке до небольшого поселка, он пошел по узкой тропке. Был жаркий летний день. Но беглец был хорошем настроении, ведь в рюкзаке находилась провизия и бутылка водки. Настроение его значительно улучшилось когда он увидел дерево, на котором висели не только монеты, но и бумажные дензнаки. Путник ни на минуту не задумываясь, снял с дерева все деньги, даже мелкие монетки, и положил находку в свою сумку. К вечеру он набрел на небольшой пустующий домик, стоящий на лесной поляне. Поужинал, постелил на деревянный настил свою куртку и лег спать. Но стоило ему только задремать, как кто-то резко дернул его за ногу. Сонный путник осмотрел хижину, но никого не увидел. Он снова попытался уснуть, но его опять дернули за ногу. Испуганный он выскочил из домика, но опять никого не увидел. Шутник так и остался незамеченным.
Допив, для храбрости, оставшуюся водку, мужчина снова улегся спать, отнеся все странные ощущения к сонным галлюцинациям. Но в третий раз церемониться с ним не стали и грубо стащили за ногу с постели, потащив по грязному полу. Осмотревшись, несчастный увидел рядом высокую фигуру человекообразного существа, которое смотрело на него темным глазами. Испугался бедолага и рванул прочь из хижины, как только существо отпустило его ногу из захвата. Он бежал с такой скоростью, что скоро оказался в небольшом лесном селе. Местный жители, услышав его историю, объяснили, что забрав деньги со священного дерева, он обокрал духов. Якуты ему дали совет: отправиться к кэряху и вернуть все награбленное. Однако незадачливый вор потерял все деньги при побеге от существа и возвращать ему было нечего. Скорее всего все украденное уже забрали лесные духи. Хранители испугали воришку, тем самым преподав нерадивому хороший урок…
Всегда было известно, что основным источником поддержания жизни у якутов является рыбалка и охота. Скотоводство было только незначительным подспорьем. Поэтому большинство поверий, легенд и обрядов связаны с промысловым культом. От воли духов зависела удача в охоте. Со временем некоторые обряды изменились, якуты не стали столь зависимы от промысла, но почитание духов и уверенность в их поддержке и защите только увеличилась. И хранители не раз доказывали свою силу и способность поддерживать установленный ими порядок в оберегаемой местности.