Конец 1237 года. Монголы, следуя предсмертному завету великого Чингисхана, направляют свои орды на Запад, «к Последнему морю» (краю вселенной). И первой на их пути лежит Русь. Точнее - отдельные русские княжества, погрязшие во взаимных сварах и роковой беспечности. Первой под удар монгольского «катка» попадает Рязань...
Провалы в «Памяти»
В свое время был такой советский писатель Владимир Чивилихин. Так он написал целый роман-эссе «Память», весьма популярный и поныне. И там, в своем эссе, Чивилихин давал волю творческой фантазии. Вот что он писал: «Неожиданность набега - вот главный козырь монголов... Они обошли с юга заболоченные мещерские дебри и устремились к Рязани, свалившись воистину как снег на голову, а точнее, как ночной тать из лесу...» Как тать, говоришь? У современников было на этот счет другое мнение. Вот что писал венгерский монах Юлиан, побывавший в Рязани осенью 1237 года и успевший оттуда уехать как раз накануне монгольского нашествия (везучий мадьяр!). Итак: «Они [монголы], как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских». Нетрудно понять, что если о намерениях монголов уже осенью 1237 года знал шатающийся по Рязани венгерский побродяжка, то подавно о них знали и в тереме рязанского князя.
Беженцы с Востока
И точно. Еще в XVIII веке историк В. Н. Татищев (основываясь на летописных данных) приводил свидетельства того, что о намерениях монголов на Руси было известно еще задолго до собственно самого набега: «В том же году (1237-м) от пленения татарского многие болгары, избегши, пришли в Русь и просили, чтоб им дать место. Князь же великий Юрий [владимирский князь Юрий Всеволодович] повелел их развести по городам около Волги и в другие. Тогда многие советовали ему, чтоб города крепить и со всеми князями в согласие войти к сопротивлению, на тот случай, ежели оные нечестивые татары придут на земли его...» Что это за «болгары» такие, которые тут упоминаются? А это жители так называемой Волжской Булгарин - государства, уничтоженного нашествием монголов осенью 1236 года. Это государство располагалось в Поволжье, примерно на месте нынешнего Татарстана. После гибели своей державы толпы беженцев оттуда устремились на Русь, разнося весть об «ужасном народе с Востока» (монголах). Как видим, беглецы с Поволжья еще за много месяцев до нападения монголов на Русь предупреждали русских князей о надвигающейся опасности. Так что «заливать» про «стратегическую внезапность» тут не надо.
Зима близко...
Кстати, это сообщение средневекового венгерского монаха Юлиана позволяет объяснить одну из «загадок» монгольского нашествия, о которых любят распинаться разного рода «ревизионисты» от истории. Крушить официальные мифы - дело, конечно, крайне полезное. Но тут есть один нюанс. Одно дело крушить мифы, основываясь на фактах и доказательствах. А другое - вместо официозного мифа конструировать свой, «фэнтезийный» миф. Своим фантазиям сказочники, естественно, пытаются придать наукообразную форму. Для чего приводят разного рода «доказательства» и «логические нестыковки в официальной версии». Так и здесь. «Как? - кричат ревизионисты. - Каким образом огромное войско монголов могло пройти всю Русь насквозь - это по русскому-то бездорожью, по болотам и буреломам! Нет, тут явно какой-то обман! Не было монгольского нашествия! Не могло быть!» Успокойтесь, несчастные. Сядьте и перечтите монаха Юлиана: «Они... ждут, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего множеству татар легко будет разграбить всю Русь...» Нет, совсем не случайно Батый пришел на Русь в декабре 1237 года. Монголы намеренно ждали морозов. И вот, к началу декабря все русские реки замерзли, превратившись в просторные «шоссе», по которым монгольская конница могла делать стремительные марш-броски. Теперь вся Русь была у монголов как на ладони. И тогда - вторжение началось...
Есть вещи, которые нельзя купить за деньги...
Армия Бату-хана, предводителя монголов («Батый» в русских летописях), направилась к Рязани - самому восточному русскому княжеству, чьи земли непосредственно граничили с «дикой степью». Но сначала монголы предложили рязанцам сдаться «по-доброму». В Рязань прибыло посольство Бату-хана, которое и озвучило рязанскому князю Юрию Игоревичу требования завоевателей. - Во-первых, - начал посол, - ты должен ежегодно отдавать нам десятую часть доходов своего княжества... - Что ж так много? Овес нынче дорог? - спросил князь, усмехнувшись. - Это еще не все, - продолжил посол. - Ты должен также выставлять своих бойцов в наше войско, для участия в войнах, которые решит вести Великий Хан. Кроме того, теперь мы будем определять - кто будет сидеть на княжеском троне Рязани. Если кто нам не понравится - «снимем», поставим другого... Требования были, конечно, «дерзкие». Особенно последнее (то, что русские летописи называли «татарская воля во князьях»). Но, желая спасти свою землю от губительного нашествия, рязанский князь решил поторговаться: мало ли удастся убедить монголов удовлетвориться денежным выкупом (князь готов был дать богатое «отступное» - лишь бы избежать войны). Для этого он сам направил посольство Бату-хану. Во главе его он поставил своего сына Федора.
Ультиматум похотливого монгола
Рязанские послы прибыли в ставку Батыя, которая располагалась в тот момент на берегу реки Воронеж. Но затея с посольством закончилась трагически. К прежним требованиям монголов прибавилось новое: отдать «на ложе» Батыю дочь или сестру великого князя. Это вполне соответствовало монгольской практике: они зачастую требовали себе в наложницы знатных принцесс из правящих домов покоренных народов. Это был своего рода знак покорности и подчинения. Княжич Федор («княжич» означает - сын князя) послушал эти монгольские речи. И говорит: «Не, не катит. Передайте Бату-хану, что свои первичные потребности ему придется удовлетворять самостоятельно. Сродницу нашу мы ему в гарем не отдадим». Тогда разозленные монголы зарезали и самого княжича, и всю его свиту. Позднее русские летописи приукрасили эту историю, сочинив, будто Батый требовал себе на ложе не просто какую-то княжну из рязанской правящей династии, а саму жену княжича Федора - Евпраксию. «Дай мне, князь, познать жены твоя красоту», - сказал Батый (по версии русского летописца). Княжич, конечно, отказал: «Не прилично нам, христианам, водить жен своих на блуд. Если нас одолеешь, то и женами нашими будешь владеть». После этого хан велел убить русских послов. Юная Евпраксия, по легенде, узнав о гибели мужа, вместе с сыном-младенцем бросилась с крыши терема на землю. «И заразися до смерти», - как писал летописец (что означает - «разбилась насмерть»). Позднее рязанцы перенесли останки Евпраксии и ее сына в храм Николы Корсунского, почему храм этот и стал называться «Николой Заразским»...
Рязанская земля горит!
Итак, война стала неизбежной. Рязанский князь по старой русской традиции (решать войну в полевом сражении) вывел войска навстречу монголам - к реке Воронеж. В ходе упорной сечи рязанское войско потерпело предсказуемое поражение. Слишком неравны были силы - ни количественно, ни качественно. Остатки русских полков укрылись за стенами Рязани, куда вскоре подошла вся армия Бату-хана, находившаяся тогда в своем самом свежем, самом сильном составе. Пять дней героически сражались защитники Рязани. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята. В ночь с 20 на 21 декабря монголы устремились на штурм. После упорного боя монгольские воины проломили сте- ны города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб.
Людей разделывали, как мясные туши...
Монголами было уничтожено подавляющее большинство жителей Рязани. Это подтверждено археологическими раскопками: «Большинство открытых погребений принадлежит мужчинам и женщинам от 30 до 40 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов (отрубленные головы). Пленных зарубали топором или секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: пленных разделяли между сотниками, те же - поручали каждому солдату умертвить не менее десяти человек...»
Последние часы Рязани
Вот каким трагично-эпическим слогом рассказывал древний летописец о гибели славного града Рязани: «Княгиню Агрипену, матерь князя, з снохами и с прочими княгинеми мечами иссекоша, а епископа и священнический чин огню предаша, а во граде многих людей, и жены, и дети мечами иссекоша, а иных в реке потопиша. И весь град пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство рязанское поимаша, а храмы божия разориша, и во святых алтарях много крови пролияша». Эти страшные строки умалчивают о том, что легко вообразить. Уничтожив всех способных к сопротивлению, озверевшая орда не только грабила «узорочие нарочитое», нет. Монголы, «оголодавшие» за время стояния на русской границе (где они ожидали наступления холодов), набрасывались без разбору на женщин, девушек и девочек, которых, конечно, не хватало на всех. И мало кто без содрогания может представить себе, что происходило из-за этой нехватки на пылающих улицах Рязани. Древние писцы, с деликатностью, присущей всей христианской культуре, при описании сексуальных бесчинств монгольской орды в Рязани ограничились одной скупой фразой: «...и многое поругание бысть добрым женам и девицам пред матерьми и сестрами».
«Заповедник скелетов»
После Батыева погрома Рязань перестала существовать. На ее месте остались лишь трупы да обугленные головешки. Новый рязанский князь сделает своей столицей город Переяславль-Рязанский, который с середины XIV века стал именоваться Рязанью. Так что та Рязань, которая сейчас благополучно существует, - это совсем другой город. А древняя, домонгольская Рязань - уже быльем поросла. Там сейчас археологический заповедник Старая Рязань, в котором постоянно откапывают все новые и новые скелеты тех, кто в декабре 1237 года умер, но не покорился ордам Батыя...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.