Ирод I Великий (73-4 до Р. X.) — царь Иудеи с 40 года (фактически с 37-го), овладел троном при помощи римских войск. Был мнительным и властолюбивым, уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписано «избиение младенцев» при известии о рождении Христа (отсюда негативное значение имени Ирод — злодей).
63 год до Р. X. — римский полководец Помпеи ввел Иудею в состав римской провинции Сирия с правами автономной области, но сильно урезал ее территорию. Первосвященником и этнархом был назначен один из последних Хасмонеев, Гиркан ІІ, но фактическая власть находилась в руках иудаизированного эдомитянина Антипатра и его сыновей. Умело воспользовавшись сложной обстановкой гражданских войн в Риме, самый энергичный и коварный из сыновей Антипатра — Ирод стал правителем Иудеи на правах «союзника и друга римского народа».
Царь Ирод всегда был в высшей степени привязан к своим благодетелям как в силу природной хитрости, так и в силу искренней признательности. Когда же между Антонием и Октавианом разразилась война, он выбрал сторону Антония. Увы, Октавиан стал победителем, и Ирод поспешил к нему, но не пал до низкой мольбы и просьб, а наоборот, намереваясь в выгодном свете представить свое поведение, повел речь в очень серьезном тоне, высказав при этом много искренности и душевного благородства.
Знакомство Ирода с Марком Антонием произошло в 43 г. до Р. X., в годы изгнания из Иудеи. 41 год — Ирод прибывает в Рим. «Я любил Марка Антония, — говорил он Октавиану, — и делал все что от меня зависит, чтобы помочь ему сохранить верховную власть именно я снабжал его войско деньгами и всеми необходимыми припасами, а теперь, не будь я занят войной с арабами, охотно посвятил бы все свое время и все мои богатства, а также и свою жизнь служению вашему сопернику.
Итак, не считайте, что я предал его в годину несчастий. Когда же мне стало абсолютно ясно, что страсть влечет его к гибели, я советовал Антонию или избавиться от Клеопатры, или даже погубить ее любой ценой и таким образом, снова овладев собой и став хозяином положения, заключить с вами выгодный и почетный мир.
И послушай он моего совета, его гибель никогда не омрачила бы небосклона Великой империи. Но увы, он не воспользовался им, и вы сейчас пожали плоды его неосторожности. Итак, из всего, что я вам говорю, вы можете заключить, сколь искренней и верной была и остается моя дружба с этим человеком, отошедшим уже в царство теней. И если сегодня вы сочтете меня достойным вашей дружбы, подвергните ее самым суровым испытаниям».
И Август не устоял перед такой речью, и потому сразу объявил себя покровителем Ирода, повелев тому снова надеть на голову царский венец и утвердив его царем иудейским особым для сего случая принятым декретом сената.
Но в то время, как Ирод вызывал удивление и восхищение у иноземцев, его соотечественники и подданные горели к нему непримиримой враждой. Действительно, чего только не вынуждены были переносить люди под властью алчного, скупого, подозрительного и жестокого царя. Таким был, а скорей таким стал Ирод, прозванный Иродом Великим, получивший титул, нередко даруемый историей самым дурным правителям.
Если во внешней политике Ирод Великий был ограничен указаниями и контролем Рима, то во внутренней ему предоставлялась почти полная свобода, которой он не преминул воспользоваться для превращения граждан в безмолвных и безропотных подданных. Иродом было отменено наследственное первосвященство, он истребил Хасмонеев и другие знатные роды, а конфискацией их имущества пополнил казну. Эти мероприятия сопровождались перераспределением земли. Большую часть земель Ирод сконцентрировал в своих руках, наделяя ею своих родственников и приближенных, что создавало новую, зависимую от царя и угодливо прислуживающую ему верхушку.
В то же время Ирод Великий вошел в историю как один из крупнейших градостроителей. Во время его правления были построены новые города-полисы (Себастея, Кесария и др), крепости и множество дворцов. Города украшались цирками, термами (античными банями), театрами и другими общественными сооружениями. В особенности прославился Ирод начатой им реставрацией Иерусалимского храма, который по иронии судьбы стал впоследствии важным очагом борьбы против Рима. Ирод часто посылал щедрые дары Афинам, Спарте, другим эллинистическим городам.
Все время нуждаясь в больших средствах, Ирод резко увеличил налоговое обложение населения. Даже при преемниках Ирода, правивших значительно урезанной территорией, ежегодные поступления в казну достигали 1000–1200 талантов. Непомерные налоги и поборы крайне обременяли страну и вызывали массовое недовольство, усиленное несовместимыми с иудаизмом нововведениями царя. Так, к примеру, все подданные должны были присягать римскому императору и лично Ироду Великому. При всем этом Ирод не переставал считать себя приверженцем иудейской религии.
На постоянные народные выступления и восстания Ирод Великий отвечал массовыми кровавыми репрессиями, не жалея даже членов собственной семьи. Он никогда не испытывал покоя, постоянно терзаясь страхами и опасениями за свою жизнь и власть. Его семья, члены которой как никто другой должны дать ему успокоение и утешение от государственных дел, была основным источником его смертельных страхов. 37 год до Р. X. — он взял в жены принцессу царской крови, столь добродетельную, сколь и прекрасную, — знаменитую Мариамну, внучку первосвященника Гиркана II.
35 год — он казнил отца и брата Мариамны. От природы гордая и обладавшая умом сильным и незаурядным, она не могла спокойно переносить издевательства ревнивого мужа. Как-то раз Мариамна отказалась разделить с ним ложе и начала укорять за убийство ее отца и брата. Ирод с трудом снес это оскорбление и готов был сразу решиться на крайние меры, но в этот момент услышавшая шум ссоры сестра царя Саломея послала к нему виночерпия, которому было приказано сказать, будто Мариамна просила снабдить ее каким-то любовным питьем для царя.
Ирод очень испугался и спросил его, что это за питье, и виночерпий отвечал, что Мариамна дала ему нечто такое, содержание чего он и сам не знает. Услыхав это, Ирод приказал пытать одного из евнухов, наиболее преданного прислужника царицы.
Начали судебный процесс, в результате чего несколько царедворцев поплатились головой за сочувствие жене царя, а судьи, словно угадав настроение тирана, приговорили и Мариамну к смерти, хотя, кроме явной ненависти к своему мужу и так и не найденного зелья, ее ни в чем нельзя было обвинить. Вынеся приговор как сам Ирод Великий, так и некоторые из судей решили не сразу приводить его в исполнение, а временно посадить Мариамну в одну из темниц при дворце. Но настоятельные просьбы Саломеи и на этот раз решили дело — в скором времени под предлогом возможности народных волнений, если станет известно, что Мариамна жива, царицу тайно отвели на казнь.
После казни царицы любовь тирана к ней разгорелась еще больше. Все по тому, что любовь эта вовсе не была сиюминутной или ослабла вследствие привычки, — нет, наоборот, с самого начала она была страстным порывом и не угасла впоследствии, даже при длительном сожительстве. Теперь же казалось, что в виде наказания за смерть царицы Мариамны любовь к ней, мертвой, охватила его еще с большей силой, так что теперь он часто громко призывал ее по имени к себе, предаваясь несдержанным слезам, и кончил тем, что, не имея силы позабыть несчастную, утопил горе в бесконечных попойках и кутежах.
Впрочем, и это отнюдь не помогало, так что царь запустил даже государственные дела, а ближайшим слугам повелел все время громко звать Мариамну по имени, как будто она была живой и могла услыхать их и явиться.
Тем временем, когда царь пребывал в таком состоянии, в стране распространилась чума, которая погубила не только множество простого люда, но даже многих из друзей царя, и все в один голос утверждали, что это кара ему и всей Иудее за Мариамну. Все это так сильно расстраивало его, что он под предлогом охоты удалился в пустынное, дикое и безлюдное место. Однако и там ему не удалось насладиться покоем, потому как спустя несколько дней он впал в опасную болезнь. Страшные боли поразили его затылочную часть головы, за которыми последовало и полное расстройство умственных способностей.
Лекари, вызванные к нему, были бессильны. И так как все попытки излечить его лекарствами оказались тщетны, врачи согласились более не мучить несчастного снадобьями и диетами, а решили давать ему все, чего бы он ни пожелал, предоставив случаю его выздоровление, на которое, к сожалению, было мало надежды.
А между тем как подобные трагические события будоражили Иудею и повсеместно распространялся слух о приближающейся кончине Ирода Великого, в Риме проживали и получали образование два сына казненной царицы Мариамны Александр и Аристобул. Раскаявшийся в содеянном Ирод, горько переживавший все преступления, просил их вернуться на родину. Юношей встречали с необычайным ликованием. Следует отметить, что Ирод имел от Мариамны троих детей мужского пола и двух девочек. Кроме этого, у царя от первой его жены Дориды был сын по имени Антипатр. Тщеславие и непомерное честолюбие были истинными страстями молодого царевича, способного ради них на любое, даже самое тяжкое, преступление.
Ирод Великий объявил порядок наследования каждого после его смерти: первым должен был взойти на престол Антипатр, потом Александр и после Аристобул. Он посоветовал им жить в полном и нерушимом согласии, однако в скорости в царском семействе снова ожили старые распри. Антипатру при помощи интриг удалось убедить Ирода, что Александр и Аристобул замышляют убить его.
Всех знакомых Александра подвергли страшным пыткам. Им довелось испытать неслыханные страдания, и большая часть несчастных приняла мучительную смерть, так ни в чем и не признавшись. Однако молчание их, на взгляд Антипатра, было не столь верным признаком их невиновности, сколь послужило доказательством любви и приверженности мятежным царевичам. При дворе Ирода Великого все пребывали в постоянной тревоге каждый остерегался бросить на себя тень подозрения.
В конце концов, Александра арестовали и бросили в тюрьму, однако этот царевич, по натуре гордый и открытый, не пал духом и вовсе не думал защищаться и, словно желая еще больней уязвить тирана, писал ему из своей камеры письма примерно следующего содержания:
«Я злоумышлял против вас, ничего нет надежней этого честного и прямого утверждения. Так что бессмысленно пытать стольких людей, чтобы у них вырвать признание в том, в чем я сам охотно сознаюсь. Ваш брат Ферора, ваша сестра Саломея, все ваши доверенные лица и верные слуги, все ваши друзья и даже друзья ваших друзей вступили в этот заговор. Нет среди ваших многочисленных подданных ни одного, кто бы не желал быстрейшего избавления от вас в надежде обрести со смертью тирана спокойную жизнь».
Такого рода письмо не могло не встревожить царя. Теперь он перестал доверять всем. Постоянно, даже во сне, видел он сына, извлекающего меч из ножен и готовящегося поразить им своего отца, и от этого все чаще случались с ним приступы ярости и безумия, подобные тем, что случались после казни царицы Мариамны. Доносы, пытки, толпы влекомых в тюрьму людей — все это переполняло Иудею ужасом и скорбью. Новое примирение Ирода с сыновьями было невозможно.
Царь, опасавшийся постоянно за свою корону и жизнь, решил принести в жертву двух несчастных, которых теперь считал способными на цареубийство. Он повелел арестовать Аристобула и вынудить его написать письменное признание о готовящемся перевороте. Но и в этом случае его ждало разочарование — вот как звучало это признание: «Никогда не было у нас в мыслях покушаться на жизнь царя, но если подозрения отца нашего лишают нас возможности жить с ним в мире и согласии и даже свет белого дня из-за этого сделался для наших глаз ненавистен, мы решили бежать, когда к тому представится удобный случай».
В городе Берите (совр. Бейрут) собрали совет, которому надлежало осудить мнимых преступников. Ирод Великий во второй раз выступил обвинителем своих детей с таким жаром, что слушатели невольно поверили ему. Судьи с позорной услужливостью почти единогласно вынесли смертный приговор, по произнесении которого в 6 году до Р. X. Александр и Аристобул были задушены в городе Себасте, в котором содержались во все время процесса, даже не получив разрешения прибыть в Верит и там лично защищать себя. Кажется в высшей степени сомнительным, чтобы несчастные царевичи были в действительности виновны в том, в чем их так определенно обвиняли.
Теперь у Антипатра больше не было конкурентов, хотя и раньше порядок установленного Иродом наследования должен был всецело удовлетворить его. Оставалось только уповать на скорую смерть злополучного царя, старость и болезни которого в самом непродолжительном времени обещали очистить царский престол для его преемников.
Антипатр день ото дня все сильней горел желанием править и оттого решил как можно скорей преодолеть последнее препятствие, находившееся на пути его честолюбивых замыслов. Именно он составил заговор против Ирода Великого. Только одно-единственное обстоятельство мешало преступному сыну в немедленном исполнении задуманного — он был ненавидим простым народом и войском, а именно их расположение в первую очередь нужно всякому намеревающемуся узурпировать верховную власть.
Однако Ироду стали известны все подробности заговора Антипатра. Он созвал многолюдное собрание, на котором председательствовал Квин, родственники царя, обвинители преступника Антипатра и некоторые из слуг, взятых с поличным, захваченные с письмами, которые служили доказательством их преступления. Выслушав обе стороны, судья велел принести яд, о котором так много говорилось на этом процессе, чтобы испробовать его силу в действии. Яд дали одному из приговоренных к смерти, и тот тотчас же скончался. Антипатра отвели в тюрьму.
При таком состоянии дел и настроении вполне понятен тот ужас, с которым Ирод выслушал от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью Ирода было умертвить новорожденного царя (Иисуса Христа), а когда ему не удалось отыскать его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (Евангелие от Матфея).
В скором времени Ирод Великий был сражен одним из самых тяжких приступов болезни. Он был мучим нестерпимым голодом, который никакая еда не могла унять. Желудок и другие внутренние органы были изъязвлены и изъедены. Ему было трудно дышать, и дыхание его стало настолько зловонно, что никто не решался приблизиться к нему. Находясь в таком горестном и ужасном положении, он вынужден был страдать от невыносимых болей. Видя, что болезнь его неизлечима, тиран раздал деньги из своей казны воинам, сановникам, вельможам и друзьям. Однако за этим актом подлинного великодушия последовал другой — жуткий, на который едва ли отваживался кто-то другой прежде Ирода.
Ирод Великий велел самым знатным иудеям под страхом смертной казни ехать в Иерихон. Когда же они прибыли туда, им повелели собраться на ипподроме. Потом он призвал к себе Саломею и Алексаса, супруга Саломеи, и приказал сразу после его смерти окружить ипподром воинами и умертвить всех, кто будет там находиться. «Таким образом, — сказал он, — вы принесете достойную жертву в мою честь, столь необыкновенную, которой никогда не бывало на похоронах других царей».
Ирод заклинал Саломею и Алексаса выполнить его варварскую волю, позволившую стать достойным завершением его безумного царствования, но волю его не исполнили. Саломея и ее муж не решились на поступок, который мог стоить жизни. Между тем болезнь Ирода становилась все ужасней, от боли он хватался за меч, желая лишить себя жизни. Распространился слух, что Ирод покончил с собой, и слух этот достиг ушей Антипатра. Тогда царевич задумал выбраться из темницы и даже взойти на трон. Он постарался подкупить охрану царя, но тот, уже обо всем извещенный, приказал немедля умертвить злодея, что и была исполнено…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Вот теперь становится понятно почему царь Иисус родился в хлеву . И совсем не понятно почему весь мир на рождество этому умиляется. Хоть бы на минуту задумались почему царь был рождён в хлеву¿
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]