Жертвоприношения практиковались у разных народов тысячелетиями. Были они и у древних славян. Явление это традиционно ассоциируется с язычеством. Принесение чего-нибудь (или кого-нибудь) в жертву одному из многочисленных богов пантеона выражало желание его задобрить, вызвать благосклонную улыбку содействия слабым человеческим существам.
Плата за добро
Женские традиции у славян были не такими кровавыми, как у тех же римлян, египтян или древних монголов (что про мужские не скажешь, вот там действительно страшно). И все же жертвы приносили, причем, очень часто. В качестве даров славяне обычно использовали продукты питания, предметы быта и животных. Но нужно учитывать, что многие из известных ныне «богинь» — просто придуманы или являются ошибкой исследователей. Так например произошло с Ладой и Лелей. Лада якобы «заведовала» любовными и семейными вопросами, покровительствовала посевным работам, олицетворяла собой приход весны и возрождение. У Лели были те же задачи. Но на самом деле ни о каких Ладах с Лелями древние славяне не знали.
Макошь
А вот Макошь, в отличие от Лады и Лели, действительно была славянским божеством, одним из самых почитаемых. Она считалась женой верховного бога Перуна и покровительницей ткачества. Славяне так трепетно относились к этой богине, что ее фигура была единственной среди идолов богов-мужчин, воздвигнутых в киевском капище при Владимире Святославиче. Макоши была посвящена пятница. В этот день нельзя было прясть и ткать. Говорили, что Макошь придет и спутает кудель (шерсть, волокна льна).
Богине приносили в жертву зерна ячменя и мед. Даже после Крещения Руси женщины продолжали тайком собираться и возносить ей молитвы. Со временем жертвоприношения Макоши превратились в почитание святой Параскевы Пятницы. Языческую богиню славяне не забыли, но стали приписывать ей негативные черты. Например, «мокошкой» звали одержимую бесами, злую и грешную женщину.
Берегиня
Богиню домашнего очага славяне звали Берегиней. Она защищала не только конкретную семью, но и весь род. Считалось, что Берегиня освящает печь. Зажженный на алтаре богини огонь имел особую силу. Матери брали его с собой, когда семья переезжала в новый дом. По народным поверьям, это пламя оберегало род от нищеты, болезней и недоброжелательства завистников.
Берегине приносили в жертву домашнюю выпечку и сильно пахнущие травы: мяту, полынь, аир, любисток. Со служением этой богине связан старинный свадебный обряд: новобрачная пекла на ее алтаре хлеб, а потом приносила его в дом мужа. Супруги делили каравай на 2 части, после чего каждый съедал свою половинку. Это действо символизировало готовность разделить судьбу избранника и пройти с ним весь жизненный путь до конца.
Девана
Еще одной почитаемой богиней у славян была Девана. Она считалась дочерью Перуна и супругой лесного бога Святобора. Девана покровительствовала охоте, поэтому часто изображалась прекрасной амазонкой в медвежьей шкуре. Отправляясь за добычей в лес, звероловы молились богине, а после удачной охоты приносили ей в жертву часть улова.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А вот Макошь, в отличие от Лады и Лели, действительно была славянским божеством, одним из самых почитаемых. Она считалась женой верховного бога Перуна и покровительницей ткачества.
Перун бог древних балтских народов, а по крови с славянами их разделяет антиген LWb, это их маркер, гемолитическая болезнь у них в три раза чаще чем у русских и поляков.