"Автомобиль – источник повышенной опасности". Многие слышали это
утверждение: зачастую это первое, о чём предупреждает новичка инструктор
по вождению.
Действительно, в пути водителя поджидает множество опасностей:
ситуация на дороге может быть непредсказуемой, погода может испортиться,
и водителю всегда нужно быть начеку. Ещё и непривычная для
человеческого организма скорость движения, которая то падает, то
увеличивается во время пути. Так что неудивительно, что вождение
автомобиля может быть причиной сильного стресса.
Более того, американские учёные обнаружили совершенно особенный вид
стресса, связанный с ускорением во время вождения. Его назвали
"accelerousal", объединив слова "acceleration" (ускорение) и "arousal"
(возбуждение).
Возбуждение, которое имеют в виду учёные, является
психофизиологической реакцией организма на стресс. За неё отвечает
симпатическая нервная система человека – часть вегетативной нервной
системы. Она неподконтрольна сознанию, то есть работает автономно.
Активация симпатической нервной системы сопровождается расширением
зрачков, учащением сердцебиения и дыхания, усиленным потоотделением.
Эта реакция, которую называют "бей или беги" (fight-or-flight),
готовит наш организм к взаимодействию с причиной стресса. Но бывает и
так, что причиной стресса являются довольно будничные действия, с
которыми человеку приходится часто встречаться.
Считается, что в таких случаях организм привыкает к условиям, которые
первоначально вызывали у него стресс, и перестаёт реагировать на них
возбуждением. Однако оказалось, что стресс от вождения – это совсем
другая история.
Исследователи из Хьюстонского университета в США обратили внимание на
то, что некоторые опытные водители испытывают раздражение и утомление
за рулём, в то время как другие могут оставаться спокойными.
Чтобы лучше разобраться в причинах этого явления, учёные провели
эксперимент на улицах Брайан-Колледж-Стейшен в штате Техас. В
исследовании приняли участие 11 молодых, но уже опытных водителей в
возрасте от 18 до 27 лет. У всех участников было хорошее зрение и
примерно одинаковый опыт вождения.
Добровольцы должны были проехать один и тот же простой
19-километровый маршрут в светлое время суток. Погода на протяжении
всего эксперимента была хорошей, а во время поездок на дорогах было мало
машин. Все участники проезжали указанный маршрут на одном и том же
автомобиле.
Специальный компьютер, наподобие чёрного ящика в самолёте, фиксировал
показатели вождения: ускорение, скорость, тормозную силу и управление
рулём. Одновременно с этим тепловизор регистрировал такой признак
стресса водителя, как потоотделение в области носа. В итоге исследователи выяснили, что около половины водителей
испытывали повышенный стресс во время обычного ускорения автомобиля, к
примеру, после остановки на светофоре. Остальные участники исследования
совсем не показывали признаков стресса во время эксперимента.
Разница в психоэмоциональном состоянии "возбудимых" и "спокойных"
участников была серьёзной. Это подтвердили результаты психологического
опроса, который они прошли по окончании эксперимента. Напряжённые
водители отметили большую усталость и эмоциональную перегрузку, чем те,
кто не испытывал пресловутого возбуждения от скорости.
Авторы исследования считают, что открыли новую своеобразную фобию,
которой подвержены многие водители, даже не осознавая этого. Как и любой
долгосрочный стресс, это состояние наносит вред организму, хотя эффект
возбуждения от ускорения ещё только предстоит подробно изучить.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|