Почём давали?
В минувший понедельник стало известно, что
Россия в ближайшее время получит от Международного валютного фонда –
МВФ почти 18 миллиардов долларов. Получит не просто так, а в качестве
помощи по борьбе с последствиями пандемии, причём в виде так называемых
специальных прав заимствования.
Специальные права заимствования
или SDR – это весьма специфическая форма кредитования, по сути – некое
подобие обращающихся на рынках ценных бумаг. Точнее – это средство для
проведения расчётов по счетам самого же МВФ.
SDR от МВФ даже
котируются на бирже, где их курс напрямую зависит от курсов
конвертируемых, точнее, по определению МВФ – свободно используемых
валют. В их список сейчас входят доллар и евро, а также иена, британский
фунт стерлингов и китайский юань.
У SDR есть одна неприятная
для держателей особенность – чтобы ими воспользоваться за пределами
собственно МВФ, их надо конвертировать. Фактически это значит – просто
продать. Нередко в убыток себе, так как списание процентов или же полное
списание долгов только в фонде и возможно.
Из общей суммы,
которую сейчас распределяют в МВФ по странам мира (составляет 650 млрд
долларов), России, как видим, досталось не так много. Но и не мало, за
что, наверное, надо сказать отдельное спасибо совету управляющих фонда.
При всей своей привязанности к американскому федеральному резерву,
топ-менеджеры МВФ действуют в точном соответствии с собственными
нормативами.
Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева (на фото) обратила
внимание, что распределение антиковидных средств станет крупнейшим в истории
фонда. Расчёт, по её словам, делается на то, чтобы не только и не
столько пополнить международные резервы, сколько заняться
стимулированием. Стимулировать, как можно понять, будут всё ту же
глобальную экономику. Которая и так едва не завела планету в жутковатый
экономический тупик. Да, дело происходит «во время беспрецедентного
кризиса» – тут с болгаркой Георгиевой не поспоришь. Ничего не вижу, ничего...Но
неужели и она не видит, что при окончательном распределении средств
речь опять может пойти о том, что спасать будут не тех, кто
действительно пострадал сильнее других, а кто ближе к телам власть
предержащих. Называйте их, как хотите – структурообразующими или просто
избранными. Будь то банки, госкорпорации или просто заводы. В
России же, как только позади останутся выборы, всё именно так, как
кажется, и будет. В который уже раз. Как было в дни «Крымской весны» и
особо тяжёлых адресных санкций, как было на рубеже 2008 и 2009. Кстати,
именно тогда МВФ распределял большие средства в третий раз, сегодня же –
в четвёртый. Кристалина Георгиева ничуть не сомневается, что
«распределение SDR послужит на благо всех государство – членов, поможет
удовлетворить долгосрочную глобальную потребность в резервах, укрепит
доверие и будет способствовать усилению устойчивости и стабильности
мировой экономики». Немного витиевато, но понятно, хотя
какая-то ясность есть только по государствам. Госпожа Георгиева не
просто так обещает, что финансовая поддержка МВФ «особенно поможет
наиболее уязвимым государствам – членам, с трудом справляющимся с
последствиями кризиса Covid-19». Куда хуже обстоят дела с
отраслями, то есть с распределением по ним, хотя с транспортом и
туризмом хоть как-то и что-то ещё можно понять. А вот с малым бизнесом и
сферой услуг всё вообще плохо – там только на разбирательства может
уйти средств больше, чем можно в целом выделить на помощь.
Но МВФ тоже ведь лавочка чуть ли не частная, и с неё учредители тоже
могут потребовать более эффективного распределения средств? Чтобы, в
конце концов, поступало туда больше того, что раздаётся в долг. Хотя
даже и под проценты. Читаем непосредственно в материалах фонда:
«Использование ресурсов, включая SDR, для смягчения последствий
пандемии COVID-19 может принести существенные выгоды в краткосрочной и
долгосрочной перспективе». Думается, что имелись в виду не только выгоды собственно МВФ, но и получателей SDR? Никто и не просилУ
России с МВФ сейчас, вообще-то, холодные, можно сказать – сугубо
деловые отношения. Никто никаких преференций нам не делает даже за то,
что мы – один из самых дисциплинированных должников фонда и один из
самых беспроблемных его вкладчиков. С тех пор, как Россия
перестала быть одним из крупнейших должников МВФ, прошло уже немало лет.
Наши финансисты при власти, которых мы регулярно и жёстко критикуем за
нарочитый либерализм, теперь чаще игнорируют не только прогнозы, но и
почти все рекомендации валютчиков из фонда ( МВФ напрасно волновался). Хотя
игры со ставками, в которые не совсем явно, но, без сомнений, с подачи
МВФ, а заодно с ним – и Федеральной резервной системы США, ввязывается
российский Центробанк, идут по особой статье. Так «если надо, то значит
надо», как в забытой уже песне. Главное, что Россия на сегодня
денег не просит. Не просит вообще. Ни у кого и никогда. Кому-то от этого
неуютно, но уж точно не простым россиянам. Применение средствам МВФ у
нас, разумеется, будет найдено, но, скорее всего, тем же рекомендациям
фонда оно будет соответствовать только для вида.
Сейчас уже совсем немногие помнят, как же вопила осенью 1998 года
деловая пресса по поводу разворота российского правительственного борта
над Атлантикой. Его, между прочим, инициировал лично Евгений Примаков –
наш последефолтный премьер. И якобы тот разворот над океаном обошёлся
России в 150 миллиардов долларов.
И что? А нужны ли нам были те 150, пусть даже миллиардов, «зелёных»?
Справились
как-то и без них, причём так, что потом чуть ли не полтора десятка лет
вообще без помощи обходились, да со всеми старыми долгами рассчитались.
И теперь уже не так важно, что рассчитались где-то себе в убыток, за что
отдельное особое спасибо бывшему министру финансов, бывшему премьеру и
нынешнему оппозиционеру Михаилу Касьянову.
Распишем по своим? Нынешняя
квота России по средствам от МВФ составляет 2,71 %. Особых долгов перед
фондом у страны сейчас нет и, следовательно, нет необходимости
воспользоваться опцией, которую также анонсировала глава МВФ.
Речь
о том, что страны, у которых есть текущие долговые обязательства перед
МВФ, вправе использовать полученные SDR для обслуживания этих долгов.
Россия, скорее всего, пойдёт другим путём, обменивая SDR на свободно
используемую валюту.
Полученные средства выгоднее всего
направлять на сокращение внешнего или более дорогого в обслуживании
внутреннего государственного долга. Тем более что там, где есть
соответствующие «правила игры», то есть договоры с МВФ, пресловутые SDR
можно использовать даже для наращивания бюджетных расходов.
Самым
консервативным вариантом станет простое вложение свободных, вообще-то,
денег в международные резервы Центробанка России, где сейчас и без того
лежит почти 600 млрд долларов. Вряд ли мы в очередной раз уподобимся
собаке на сене, но чем чёрт не шутит?
Другой сценарий –
использовать «свои» SDR на поддержку «союзной» Белоруссии. Давать ей в
долг или же сразу – навсегда и безвозвратно, это наше личное дело. Хотя
бы общая граница пусть будет подальше.
И наконец, есть ещё одна
возможность – участие в несколько странной инициативе добровольного
перераспределения SDR от более богатых стран в пользу бедных. Не так
плохо, как может показаться – это реальные вложения в будущее, да и в
лояльность потенциальных партнёров.
Анатолий Иванов, Алексей Подымов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|