Православные старцы полагали, что для совершенствования в
христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти»,
суть которой заключалась не столько в наказании тела, сколько в
проявлении сочувствия к страданиям человечества и отдельного человека,
на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых
способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение
рубашки-власяницы.
Власяница
Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили
древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и
аскетов православия.
Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую
рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из
необработанной шерсти или волос козы.
Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт
власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского
пострига.
Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради
духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку
и могла слабого человека довести до безумия.
Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.
Исторический экскурс
Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает
в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые
из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве
коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины,
предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна
или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала
шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.
Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен
рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для
головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы,
перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и
памяти об умерших родственниках.
Причём, в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было
запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие
власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества.
Вызываемый ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие
раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни
искупить часть своих грехов.
Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы
считалась обязательной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны
воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.
В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из
реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты,
символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В
православии же до наших дней этот аксессуар является принадлежностью
монахов.
Власяница Ивана Грозного
В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный
тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.
Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда
пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком,
Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего
военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена,
следившего за чистотой истинной веры своих иноков.
При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре
на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное
Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и
терпения носил власяницу, являя пример благочестия.
Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с
вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих
изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой
сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по
бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел
поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые
назывались разговорами.
Умерщвление плоти
Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления
плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка
самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и
другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение,
продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых
послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело
тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя посредством ремня
или розги.
Верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды,
спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей»
жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.