Причина торможения развития предпринимательства в России В России взлетел новый авиалайнер с российским двигателем. Мы построили атомные ледоколы. Запустили тяжёлую ракету в космос. И экономика у нас стабильная. Но вот только не растёт она почему-то, несмотря на все достижения...
Что мешает развитию предпринимательства в России?
В России взлетел новый авиалайнер с российским двигателем. Мы построили огромные атомные ледоколы. Запустили новую тяжёлую ракету в космос. И, вообще, готовимся построить космический буксир с ядерным двигателем. Урожаи у нас рекордные. И экономика у нас стабильная. Но вот только не растёт она почему-то, несмотря на все достижения.
Поговаривают, что в странах с развитой экономикой, где люди живут богато, её основу составляют малые и средние компании, которые не строят ледоколы и не запускают ракеты, а занимаются более прозаичными делами.
Эти компании и создают основной объём ВВП, о росте которого и мечтает наше правительство, и мы вместе с ним. А если ВВП не растёт, то что-то не так с нашим малым и средним бизнесом?
Почему он не хочет развиваться?
Каковы причины?
Причин, наверное, много. Но я остановлюсь на одной из главных из них, тормозящей развитие предпринимательства в России.
Начну издалека и простыми словами.
Правительство России развернуло широкомасштабную борьбу с обналичкой денег, с помощью которой предприниматели уходят от уплаты налогов.
В банках внедрена служба финмониторинга, отслеживающая подозрительные на предмет обнала банковские операции предпринимателей. Если подозрительная операция по расчётному счёту обнаруживается, то счёт сразу блокируется со всеми денежными средствами. Блокировка происходит на основании ФЗ-115.
Методика вычисления подобных операций засекречена, банкам запрещено сообщать предпринимателям, по какой причине их счёт заблокирован.
У компании с блокированным счётом банк запрашивает документы, подтверждающие реальность предпринимательской деятельности, такие как: договора, накладные, доверенности и т.п. Список (требуемых для подтверждения деятельности) документов, довольно приличный, так как он сформирован на основе нормативов, в которых описано, где и какой именно бумажкой каждое действие юрлица оформляется.
Я понятия не имею, где это описано, как, впрочем, и львиная доля российских предпринимателей, которые очень часто и не оформляют всех документов по каждому движению, например, доверенности или ттн. Особенно, если идёт взаимодействие с партнёрами, с которыми работаешь не первый день.
Часто вся сделка у малых предпринимателей оформляется в виде переписки в мессенджерах или в почте с уточнениями по телефону. А в конце реально оформляется только один документ: «УПД», или счёт-фактура с товарной накладной (у тех, кто не перешёл на универсальный передаточный документ).
УПД (если без разных нюансов) – это единственный документ, подтверждающий хозяйственную деятельность предпринимателя перед налоговой инспекцией, он попадает в книги покупок и продаж. То есть УПД оформляется всегда и подписывается обеими сторонами сделки.
Но почему-то наличия подписанного УПД абсолютно недостаточно для подтверждения реальности предпринимательской деятельности перед банком. Связи с финмониторингом у предпринимателя нет никакой, нет возможности никого уговорить или хотя бы что-то объяснить.
Предприниматель только подаёт документы в банк и ждёт решения на разблокировку счёта. Документы всегда запрашиваются за несколько месяцев его деятельности. А это десятки и сотни листов ксерокопий (информация для понимания: сколько времени нужно для подготовки ответа банку).
К чему столько текста выше?
К тому, что счета блокируются и по делу и нередко ошибочно. Так как блок выставляет искусственный интеллект, работающий по определённому алгоритму.
А вот документы проверяют люди, действующие на основании должностных инструкций, созданных на основе вышеуказанных нормативов, о которых никто не знает. Поэтому у малых предпринимателей нет ни единого шанса разблокировать свой счёт.
Выход из ситуации только один: закрытие заблокированного счёта и открытие счёта в другом банке с переносом остатков средств на новый счёт.
Каковы последствия?
Кроме того, что банк имеет право отнять у предпринимателя 20 % от заблокированной суммы. А там могут быть (и скорее всего будут) не только деньги предпринимателя, а, например, предоплата покупателя. Так что потеря 20 % суммы может просто обнулить собственный капитал компании.
Работа предпринимателя парализуется от 2 недель до 1,5 месяцев: у кого как получится быстро выйти из кризиса.
А это именно кризисная ситуация, которая иногда заставляет предпринимателя осознано или вынужденно отказаться от предпринимательской деятельности.
После блокировки компания попадает в чёрный список банка. Это означает:
«Прощайте, кредиты. В этом банке».
Причём даже как частному лицу.
А есть ещё чёрный список ЦБ. И если компания попала туда, то не один банк вам счёт не откроет. И что вы будете делать с заблокированными деньгами? Это вопрос всех денег! Выводить их предприниматель будет очень долго и хлопотно.
Трудности предпринимателей – это же ерунда. Главное – порядок в стране.
Не важно, что под каток попадают и случайные люди.
«Не разбив яиц, яичницы не получишь».
Зная нашу страну, могу предположить, что у неслучайных людей, скорее всего, как раз проблем-то никаких и не бывает.
И с кем тогда, по факту, финмониторинг борется? Большой вопрос!
Налоговая инспекция тоже наводит порядок, в первую очередь, по уплате НДС. Так как у налоговой инспекции появилась техническая возможность видеть НДС: откуда он взялся, кем он уплачен, а кто – только сделал вид, что выплатил.
Причина торможения развития предпринимательства в России
Налоговая – в восторге, предприниматели – в ужасе.
Это проблема средних компаний и даже крупных, у кого обороты миллиарды рублей.
Суть проблемы.
Налоговая предъявляет компаниям к доначислению НДС их поставщиков, которые, по мнению налоговой, выглядят как «помойки». И после такой «помойки» идут по цепочке другие конторы, которые по факту никакого НДС и не платили.
Налоговая берёт цепочку движения НДС и по ней определяет выгодоприобретателя, которому и предъявляет весь НДС за всю цепочку. Компаниям доначисляют НДС десятками и сотнями миллионов рублей. Естественно, предприниматели, продолжая работать, думают уже не о развитии бизнеса, а о спасении денег. Кривить душой и говорить, что бедные предприниматели не имеют никакого отношения к «помойкам», глупо. Использование «помоек» для уклонений от налогов – это была регулярная практика, на которую налоговая не обращала внимания.
Зато налоговая обращала внимание на размер уплачиваемых налогов с оборота компании. Это называется – налоговая нагрузка на бизнес. И высчитывается она налоговым калькулятором на сайте налоговой инспекции. Она включала в себя все налоги. И на сайте указан размер налоговой нагрузки, подлежащий уплате. Если компания платила налоги в достаточных объёмах к своему обороту, то она могла рисовать в своих отчётах всё, что хотела. И это было правилом игры в экономике.
Компании рисовали себе отчёты. Но следили за размером уплачиваемой налоговой нагрузки. При этом у разных компаний, ставка делалась на разные налоги: кто-то больше платил налог на прибыль, кто-то НДС, кто-то налоги на зарплату.
И вот у налоговой появилась чудо-программа. А вместе с ней появились и новые правила игры!
Только правила игры появились сегодня. А предпринимателей за одно место хватают за дела вчерашнего дня!
А вчера сегодняшние вопросы предпринимателям никто не задавал, и поэтому они сегодня к ним оказались не готовы.
Вообще-то, предприниматели считали, что они налоги платят. И к ним вопросов нет. А оказалось есть. И причём на суммы, превышающие их капиталы в десятки раз!
Всё что написано, это всего лишь присказка. Так сказать, небольшой очерк об условиях работы в России. Но не это является настоящей проблемой предпринимателей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
От первого лица. Программа по НДС появилась у налоговиков 5 лет назад примерно, когда декларации по НДС стали сдавать электронно, указывая все счета-фактуры поставщиков. Все знают своих поставщиков, контакты. Всегда реальная бухгалтерия связывается с поставщиком, если нет документа. Современные программы при заведении нового поставщика тут же по одному ИНН вытаскивают из базы налоговой все! его реквизиты. Так что, отвечать за другого не надо, нет тут никакой солидарной ответственности. Есть простая бдительность. Ну, если нет желания скрыть прибыль от налогообложения. Бывает и так, все нормально, приходит от налоговой запрос - указанный № от не прошел проверку. Звоним поставщику, оказалось, они в учете изменили номер, у нас есть 2 недели для ответа. Нормальная практика.
Про банки и мониторинг. Если я поставщик, у меня покупатель по предоплате взял товар, услугу - ко мне нет вопросов. Есть УПД, подписанная директором, печать на ней, есть наш кладовщик, который со склада отпускал товар и видел и снял копию с паспорта, если указан директор, взял доверенность, если УПД подписана, как в ней указано по приказу организации со списком лиц, имеющих право подписи. Если я покупатель, все равно - предоплата или нет. Разовая сделка без договора, нормальная безопасность, чтобы не кинули - если я плачу аванс - достаточна и для налоговой. То есть тут без договора и мониторинга гудвилл потенциального партнера не обойтись.
КАРОЧИ - опять ангажированная статья для дилетантов в налоговом праве.
Сейчас все принято сваливать на государство. Дескать оно во всем виновато. Ну отменят НДС, что изменится? Как прятали деньги в заграничных банках так и будут прятать и скулить, что производить, не выгодно, а надо купить за бугром.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]