Страна без руля и без ветрил…
В советские времена в портовых городах моряки загранплаванья
составляли особую прослойку. Их официальные и не слишком высокие
зарплаты в 160-200 рублей компенсировалось суточными в иностранной
валюте, около 50 долл. в месяц, что давало возможность привозить покупки
из-за рубежа. В плане материального достатка плавсостав выгодно
выделялся на фоне представителей прочих профессий, а готовившие моряков
учебные заведения проблем с набором не испытывали. Моряка дальнего
плавания окружал в Советском Союзе ореол восхищения…
Распад СССР привёл к исчезновению гигантского морского флота великой
державы. На Украине исчезло самое большое в мире Черноморское морское
пароходство. Однако даже потеря этого работодателя не стала для моряков
критичной.
Из всех отраслей мировой экономики морские перевозки являются,
пожалуй, самой интернационализированной отраслью. Независимо от
местонахождения судовладельца практически весь мировой торговый флот
ходит под «дешёвыми» флагами. Порой это приводит к комичным ситуациям,
когда одним из самых больших флотов в мире «располагает» Монголия (с
портом приписки Улан-Батор), не имеющая выхода к морю. Под монгольским
флагом ходит уже более четырёхсот судов, и каждый месяц их количество
увеличивается примерно на десяток.
Отсутствуют и ограничения по гражданству членов экипажей. Чаще всего
это интернационал. И бывшие советские моряки, чья квалификация вопросов
не вызывала, пришлись ко двору заграничным судовладельцам. Быстро
возникла сеть так называемых крюинговых компаний, занимающихся подбором
кадров для зарубежных судовладельцев, и без куска хлеба моряки не
остались. При этом «кусок» получался достаточно сытным; зарплаты
начинались от полутора тысяч долларов в месяц, а капитан или старший
механик могли рассчитывать и на 10 тысяч.
Правда, оборотной стороной медали стали периодически возникающие
ситуации с невыплатой зарплаты, а то и с застреванием моряков на
брошенных судовладельцами в далёких портах кораблях. Но, как говорят
сами моряки по этому поводу, «на войне не без убитых».
В постсоветское время привлекательность морской службы даже
увеличилась, попасть в соответствующие учебные заведения стало сложнее
(и дороже). Тем не менее многие родители шли на издержки, чтобы дать
детям профессию, обеспечивающую пусть тяжелый, но достойный заработок.
Шли «в моря» и многие представители сугубо сухопутных профессий. Так,
мой одноклассник, защитивший в советские времена диссертацию на филфаке,
переучился на судоводителя и дослужился до капитана дальнего плаванья.
В припортовых украинских городах моряки являются экономической силой –
заработанные ими доллары (их доходы куда больше, чем у заробитчанина на
польской плантации) расходуются дома. К примеру, Херсон – один из
наиболее депрессивных областных центров Украины, но цены на недвижимость
в нём по украинским меркам велики, что вызвано формируемым моряками
спросом. В целом украинские моряки провозят в страну примерно 2,5-3,5
млрд долларов в год.
В отличие от обычных гастарбайтеров, часто задумывающихся о том, как
полностью перебраться на место заработка, у моряков миграционные
настроения не наблюдаются – характер их труда, включая многомесячное
отсутствие дома, не сулит выгод в случае переезда в более благополучную
страну. Настроения отрешённости от государства, гражданами и жителями
которого они являются, были свойственны многим представителям морского
братства: мол, каким бы государство ни было, какие бы проблемы у него ни
возникали, на их личной жизни это отражается весьма опосредованно.
Однако оказалось, что это не так.
«Украина может быть занесена на ближайшем заседании Комитета по
безопасности на море (13-22 мая 2020 года) в перечень стран, которые не
соблюдают все требования конвенции, и в чёрный список Международной
морской организации. Такое решение автоматически приведёт к непризнанию
квалификационных документов украинских моряков иностранными
государствами», – говорится в письме, которое Международная морская
организация направила в посольство Украины в Великобритании,
министерство инфраструктуры и Госслужбу морского и речного транспорта.
Главная причина – Украина не выполнила требования Международной
морской организации по подаче отчётности по системе подготовки моряков.
Список претензий длинный, выделю главные: «Ни одно учебное заведение не
обеспечивает подготовку на борту судов на должном уровне. Это создает
искусственные преграды и коррупционные предпосылки, при которых
украинские моряки вынуждены искать другие пути получения и повторного
подтверждения дипломов и нивелирует систему подготовки моряков в целом»,
– отмечается в письме.
Иными словами, ключевых проблем две. Во-первых, украинским курсантам
негде проходить практику, поскольку наряду с «торгашами» и пассажирскими
лайнерами Украина растранжирила флотилию учебных судов. Особенно
печальна судьба приписанного некогда к Херсонскому мореходному училищу
легендарного парусника «Товарищ», ставшего кораблём-музеем в немецком
Вильгельмсхафене.
Во-вторых, коррупция давно превратилась в визитную карточку
самостийной державы. За поступление в профильное учебное заведение и
последующее обучение (включая сдачу экзаменов) необходима немалая мзда.
Процветает и подделка образовательных документов всех уровней.
Наконец, Мининфраструктуры пропустило все сроки подачи отчётности в
Международную морскую организацию на 2020 год (это нужно было сделать в
январе 2019 года). «Если бы от Украины был хоть внятный отчет, вопрос
чёрного списка, возможно, и не стоял бы. Но Мининфраструктуры не
предоставило вообще никаких документов в ответ на претензии», – отмечают
эксперты. Понятно, за «великими реформами» рутинной работой заниматься
некогда, да и не умеет никто в новом правительстве этим заниматься.
Если Украина попадет в чёрный список Международной морской
организации, украинские курсанты останутся без международных дипломов.
Могут быть также аннулированы дипломы моряков, которые уже работают на
иностранных судах (и которым нужно проходить курсы повышения
квалификации, подтверждая дипломы).
В международной морской системе украинских специалистов 150-200 тысяч
человек. До недавнего времени Украина входила в тройку обеспечения
мирового рынка труда командным морским составом (сейчас она откатилась
на 4-6 места). Если Украину внесут в чёрный список, морякам, чтобы
получить заграничные контракты, придётся доучиваться или подтверждать
дипломы в странах, образовательная система которых не вызывает вопросов.
И это будет стоить дороже, чем на Украине.
К слову, несколько лет назад в такой чёрный список попала Грузия, и
многие тамошние моряки теперь «решают вопрос» с дипломами на Украине.
Пока речь идёт лишь о предупреждении. Есть около трёх месяцев, чтобы
не снять все претензии (это нереально), но хотя бы попробовать найти
компромисс с Международной морской организацией. Однако для этого нужны
знающие, ответственные чиновники. Только где они нынче?
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|