В 1778 году оружейник Иван Лисицын открыл первую самоварную фабрику в городке Тула в 110 милях (около 180 км) к югу от Москвы. Тула издавна славилась производством оружия, инструментов и металлических изделий, а позже стала центром изготовления самоваров. Форма ранних самоваров в большей степени имитировала традиционные русские медные кружки и горшки.
В начале XIX века братья Ломовы и Черниковы из Тулы делали самовары из латуни, что было на пике моды. Когда какая-то семья покупала самовар, то из оценки материала, из которого тот был изготовлен, репутации мастеров и тонкости украшения изделия можно было понять материальное положение этой семьи. Все больше меняется форма самовара: появляются конусообразные, сферические, стаканообразные, бочкообразные, яйцеобразные самовары и даже в виде желудя, груши и редьки.
Во многих состоятельных семьях было два самовара: один для повседневного использования, а другой для праздников. В XIX веке самовар был самым обычным ходовым товаром в среднестатистических семьях. Для бедного крестьянина самовар был единственным предметом домашнего обихода, который мог привнести в тускло освещенную деревянную избу, где свирепствуют вши и мрак, намек на тепло и уют. Если очень бедные крестьяне не могли заплатить государственные налоги, сборщики налогов приходили к ним домой и самовар был самым ценным, что они могли конфисковать. Антон Чехов писал в повести «Мужики»:
«Без самовара в избе Чикильдеевых стало совсем скучно. Было что-то унизительное в этом лишении, оскорбительное, точно у избы вдруг отняли ее честь. Лучше бы уж староста взял и унес стол, все скамьи, все горшки — не так бы казалось пусто».
Федор Михайлович Достоевский не спал ночами, пил из самовара холодный и невкусный чай и написал серию шедевров. В 1862 году писатель покинул Санкт-Петербург и впервые путешествовал по Западной Европе. Во время двух с половиной месяцев поездки писатель посетил известные города Западной Европы, такие как Берлин, Дрезден, Париж, Лондон, Женеву, Флоренцию и Вену. Конечно, рулетку в Висбадене он также никак не мог пропустить. Вернувшись в Россию, писатель опубликовал «Зимние заметки о летних впечатлениях». В этих путевых заметках автор критически анализирует западноевропейское общество. Он считает, что западноевропейское общество предало человеческое братство ради материальных наслаждений лицемерного капитализма. Во время посещения знаменитого Кельнского моста Достоевский подумал, что собиратель денег за проход по нему понял, что он русский, и Федор Михайлович почувствовал себя оскорбленным, увидев его презрительный взгляд. Он сердито воскликнул про себя: «Мы самовар изобрели!»
Самым известным самоваром, описанным в русской литературе, несомненно, является сокровище княгини Одоевской. Муж княгини, Владимир Федорович Одоевский, был известным русским писателем и философом и имел близкие отношения с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. В 1830-е годы каждую субботу после окончания театрального представления княжеская чета устраивала у себя дома открытый светский салон. Большинство гостей опаздывали, приходя один за другим после 11 часов вечера. Гости сначала собрались в двух небольших комнатах, а затем проходили в библиотеку, где вели оживленные беседы.
Жемчужиной библиотеки был огромный серебряный самовар. Пушкин был частым гостем салона, а также большим поклонником чая. В путевых заметках о поездке на Кавказ Пушкин писал, что местные племена должны наслаждаться блеском русской цивилизации, а Евангелие и самовар, естественно, являются самыми эффективными инструментами просвещения. В его романе в стихах «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна весь день с нетерпением ждала ответа Онегина после того, как отправила первое и последнее любовное письмо в своей жизни:
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар».
В 1829 году в Кяхту прибыл караван с 9670 верблюдами и 2705 волами, груженными чаем. В то время Кяхта была одним из немногих крупных городов Российской империи. Василий Сильвестрович Кандинский был выходцем одной из многих купеческих семей, накопивших огромное состояние благодаря торговле чаем, а его сын впоследствии стал известным художником. Эти богатые русские семьи также жертвовали деньги на строительство двух великолепных православных храмов в Кяхте: Троицкого собора и Воскресенской церкви. Эти храмы величественны и прекрасны и по красоте не уступают соборам Санкт-Петербурга. Сегодня обе церкви заброшены, а разрушенные стены все еще овеваются ветрами и омываются дождями, воскрешая в памяти былое величие Кяхты.
Царское правительство постановило, что сделки с китайцами должны осуществляться по бартеру, и серебро нельзя использовать для покупки чая. В реальности повсюду можно было встретить сделки, где плату брали свечами и серебряными украшениями. Из-за этого бесконечно возникали торговые споры. Торговый представитель, посланный цинским двором, жаловался: «[Китайские] торговцы держат на руках до 80 тысяч царских банкнот от русских купцов. Если китайские купцы будут бойкотировать их какое-то время, русские купцы не смогут выкупить все банкноты у империи Цин. Меня очень беспокоит, что убытки китайских торговцев будут продолжать увеличиваться, а неприятные ситуации, естественно, будут все чаще возникать».
В XIX веке в Нижнем Новгороде каждый июль проводилась грандиозная ярмарка, и почти половина русских товаров продавалась через нее. Официальное открытие ярмарки отсчитывалось с церемонии распаковки первого цыбика с чаем, доставленного из Кяхты. После выгрузки тюков с чайными листьями с сибирской пристани образцы чая сразу же отправили во временные офисы чайных торговцев на «Китайской улице». Профессиональные дегустаторы чая проводили строгие проверки (не только по аромату чая) для определения качества и сорта чая. На ярмарке оптовые торговцы чаем покупали чай за наличные, а затем продавали его по всей России. Получив наличные, чаеторговцы из Кяхты тут же использовали их, чтобы купить пушнину, бархат, тонкую шерстяную ткань, кожаные изделия и другие товары, которыми они затем торговали в Кяхте и на китайском рынке.
В 1851 году после подписания Кульджинского торгового трактата цинский двор открыл города Или (Кульджа) и Чугучак в Средней Азии (оба города близки к нынешней границе с Казахстаном) для торговли с Россией и открыл торговую дорогу для караванов, ведущую на запад прямо в самое сердце России. Основными товарами, продаваемыми через Кяхту, были красный чай Уи и фуцзяньский байховый чай, а основной товар, экспортируемый по новой торговой дороге, ведущей на запад, — это чай Чжулань из Аньхоя, зеленый чай с ароматом хлорантуса. Конечной целью чая Чжулань была не Россия, а рынок Западной Европы.
После Второй опиумной войны (1856-1860 года) российским купцам было разрешено покупать чай непосредственно в Ханькоу (ныне Ухань), что позволило избежать растущего бремени торговцев Шаньси в качестве посредников. В 1862 году завезенный из Лондона «кантонский чай» впервые попал на ярмарку Нижнего Новгорода, и торговые позиции Кяхты снова пострадали. Чтобы справиться с влажностью во время морских перевозок, чай из Гуанчжоу слишком сильно пересушивали, но из-за своей низкой цены этот чай все-таки заслужил популярность среди простого народа. Люди из обеспеченных семей и те, кто заботился о том, что они потребляют, по-прежнему предпочитали покупать чай, привозимый караванами из Кяхты. Из-за перевозки по суше этот чай был более сухим и лучше подходил для заварки.
В 1869 году был прорыт и открыт Суэцкий канал. Чай, купленный в Ханькоу, стало намного удобнее доставлять в Россию через Одесский порт на Черном море, минуя Кяхту. Чай из Одессы стал активно конкурировать с другими сортами чая на Нижегородской ярмарке. Когда Амур был открыт для судоходства, российские пароходы, груженные чаем из Ханькоу, стали пересекать Японское море и подниматься по реке Амур в озеро Байкал, а затем груз по суше доставлялся в другие части России. В Английской концессии в Ханькоу русские открыли несколько чайных фабрик. Машины с паровым двигателем прессовали порошкообразный чай в чайные лепешки, на которых штамповали клеймо различных компаний.
В 1872 году Ивановская компания открыла первую фабрику по производству «чайных кирпичей» в провинции Фуцзянь, где чайную крошку прессовали в чайные брикеты. Три года спустя две чайные фабрики в Фуцзяне произвели почти 5 миллионов фунтов прессованного чая, который русские могли готовить в самоварах. По сравнению с Соединенным Королевством и Соединенными Штатами отношения между Россией и империей Цин были значительно лучше, но русские по-прежнему неизбежно осуждались китайскими рабочими как империалистические рантье. 4 сентября 1881 года на чайной фабрике компании «Пятков и Молчанов» в провинции Фуцзянь вспыхнул пожар. Рабочие неожиданно отказались помочь. Зеваки собрались вокруг фабрики и кричали: «Пусть заморские черты и все их имущество обратится в пепел!» Другая группа людей взломала фабричный сейф и украла хранящиеся там наличные.
В то время в России вовсю разворачивалось антиалкогольное движение: народ использовал чай как новое оружие, чтобы попытаться искоренить давно ухудшающееся пристрастие к алкоголю (водке). Первое Московское общество трезвости открыло пять свободных от алкоголя чайных для горожан в бедных районах (например, на Хитровом рынке), где за пять с половиной копеек посетители могли выпить чайник чая с тремя кусочками сахара. Чтобы противостоять злоупотреблению алкоголем, недавно введенная государственная монополия на алкоголь предусматривала, что только государственные магазины могут продавать водку, и эти государственные торговые дома не продавали продукты. Доктор Баров, который весьма скептически относился к государственной монополии, выступил с критикой, заявляя, что для настоящих алкоголиков эти правила равны макулатуре, и вскоре у них появились контрмеры, чтобы их обойти: «Клиент приходит в чайную и заказывает чайник чая.
После того, как он выпивает чай, он достает из кармана бутылку водки, выливает водку в чайник и убирает бутылку в карман». Гораздо более элегантным был способ, которым домохозяйки убеждали своих мужей бросить пить. Они наливали ничего не подозревающим мужьям стакан смешанного напитка под названием «Алкола», который содержал корень одуванчика, солодку, бромированную эмульсию и пищевую соду, и подавали вместе с чашкой чая (в рекламе говорилось, что это эффективное лекарство от алкоголизма). Так или иначе движение против алкоголизма в России в той или иной степени преуспело. В конце XIX века излюбленная русская привычка требовать деньги «на водку» изменилась на «деньги на чай» (чаевые).
В 1891 году начали прокладывать железнодорожные артерии через Сибирь, и история рынка в Кяхте подошла к концу. Новопостроенная железная дорога стала прочной основой для непрерывно расширяющейся Российской империи. Чтобы проложить железную дорогу через болото и вечную мерзлоту, тысячи заключенных и солдат постоянно бросали вызов физическим пределам человеческого тела, и многие умирали. В 1899 году был открыт участок железной дороги до Иркутска, в 1903 году железная дорога была проложена на восток до порта Люйшунь на полуострове Ляодун. После появления поездов караваны, запряженные волами, стали не нужны, и базар в Кяхте был закрыт. Полтора века здесь кипела шумная жизнь, а купцы, говорящие на китайском, монгольском и русском языках, торговались, чтобы сбить цену. Ныне рынок пришел в полное запустение, и здесь редко можно встретить людей.
Конечно, закат Кяхтинского базара не означал конец страстной любви русских к чаю. Подобно британцам и голландцам, русские также пытались избавиться от зависимости от китайского чая. В 1893 году компания Попова открыла первую в Российской империи чайную плантацию на Кавказе (ныне недалеко от порта Батуми, Грузия). Впоследствии чайные посадки быстро распространились по окрестностям, даже в болотистом регионе близ города Ризе в Турции. В конце концов, чай даже заменил кофе в качестве национального напитка Турции. А в исламском мире многие народы, такие как персы и афганцы, так же, как и турки, переняли у русских самовар.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.