Древние земли Апшеронского полуострова хранят множество тайн и легенд.
Надеюсь о всех них еще будут написаны статьи. Но пока я хочу рассказать о
наиболее загадочной тайне, той, над разгадкой которой, бьются ученые
всего мира уже несколько столетий. Речь идет о древних дорогах идущих в
некуда.
Загадка 5000-летней давности
Первым
на непонятные, словно от полозьев на снегу, дорожки, обратил внимание
Аббас-Кули-ага Бакиханов (1794-1847). Известный ученый-просветитель,
писатель, поэт, основоположник азербайджанской историографии и
археологии, писал:
…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря,
Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах
остатки следов колёс, идущих далеко в море.
Уроженец поселка
Амираджан (тогда село Амираджаны), пятирижды орденоносец Российской
Империи, друг Грибоедова и Бестужева-Марлинского, ошибался. Это были не
следы колес.
Дальнейшее изучение следов, названных "каменными
дорогами", показали что они не параллельны и имеют разную глубину. А
количество колей может доходить до пяти. Многие из них просто уходили в
море.
Уже современные исследователи определили рукотворность
дорожек и их возраст – 4-5 000 лет. Глубина некоторых достигает
полуметра.
К сожалению, из-за их многочисленности и малого
понимания для чего они были созданы, советская наука не относила эти
находки к чему-то важному. То же самое продолжается и в теперешнее
время. Поэтому, на сегодняшний момент, достаточно хорошо сохранились
лишь "дороги" в восьми местах.
Большинство из них направлены в сторону моря, уходя под воду.
Зачем
были выточены эти борозды в твердых скальных породах никто не знает.
Существует множество версий, но ни одна из них не принята научным
сообществом, т.к. не укладывается в современные представления о жизни
людей того времени.
Что связывает Апшерон и Мальту?
Точно
такие же колеи, как на Апшероне сохранились и на Мальте. Они также
условно параллельны, имеют разную глубину, сходятся и расходятся. Там
они привлекают туристов, поэтому более ухожены и лучше сохранились.
Несколько
серьезных экспедиций было посвящено изучению феномена, но выяснить, кем
и для чего были они вырезаны в скалах так и не удалось. Зато ученые
доказали, что все "дороги" имеют искусственное происхождение, причем это
было именно выдалбливание – на вертикальных стенках остались следы
орудий обработки.
Еще один таинственный факт заключается в том,
что обрывающиеся на берегу "дороги" это не следствие подъема уровня
моря. Водолазы проследили продолжение колей на сотни метров под водой.
Кажется фантастикой, особенно если учесть, что в ближайшие 10 тыс. лет, уровень Средиземного моря сильно не изменялся.
Самые известные колеи, являющиеся доисторическим мегалитическим памятником – Мисрах Гар Ил-Кбир (юго-запад острова Мальта).
Кто вытачивал апшеронские колеи?
Когда
мы говорим о Мальте, мы понимаем, что остров был заселен за пару
тысячелетий до появления "каменных дорожек", и к моменту их
выдалбливания был достаточно густо населен. К тому же на Мальте к этому
времени существовала продвинутая цивилизация. Мальтийской столице того
времени Мдине – 4000 лет.
На Апшероне люди обитали намного раньше
Мальты. Уже 5000 лет назад существовало поселение близ Гала, курганы
5000-летней давности найдены во многих местах (Зиря, Тюркан и т.д.). Но
судя по имеющимся у нас знаниям о том периоде времени, самые большие
апшеронские городки 3-5 тысячелетней давности, насчитывали пару-тройку
кварталов и сотню жителей.
Ни один из них не мог себе позволить
такую роскошь, как выдалбливание колеи на десятки, а то и сотни метров. И
как это могли осуществлять древние апшеронцы под водой?
Печальное настоящее
По
мнению специалистов, апшеронские "каменные дороги" могут оказаться
древнее мальтийских. Но к сожалению, серьезных исследований по ним не
проводиться до сих пор.
Есть ученые энтузиасты, какие-то программы, но все это не на уровне государства.
А
тем временем, древние памятники, которые могли бы привлекать туристов,
не имея какого-либо охранного статуса, постепенно уничтожаются.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.