Остров Крит ещё с XV века привлекал путешественников своими древними
сооружениями, расположенными в его различных частях. Первые
археологические раскопки здесь были проведены в 1876 году испанским
консулом М. Калокериносом.
Он раскопал неподалеку
от города Гераклиона руины огромного здания. Американский ученый У.
Стилмен изучил их в 1881 году. Это оказался знаменитый Лабиринт. С 1884
года на острове начала работать итальянская экспедиция археологов,
которыми было сделано немало открытий. После освобождения острова Крит в
1898 году от двухсотлетнего османского владычества его археологическое
исследование развернулось с большим размахом. Особая заслуга в этом
принадлежит выдающемуся английскому ученому сэру Артуру Эвансу,
посвятившему более 30 лет своей жизни изучению древней истории острова.
Им были заложены основы периодизации критской культуры бронзового века,
проведена огромная работа по научной систематизации многочисленных и
разнообразных памятников материальной культуры и древней письменности.
Открытая им культура была названа минойской и существовала в 2800—1100
годах до нашей эры. Минойской она названа в честь легендарного правителя
острова — Миноса (или его династии), деятельность которого нам известна
по дошедшим до нас мифам об Икаре и Дедале, Минотавре, Тезее и Ариадне и
другим.
ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОСТИ
В древности
остров Крит был могущественным морским государством. Находясь в центре
Средиземного моря, он занимал господствующее положение на линиях
коммуникаций между Малой Азией, Балканами и Египтом – очагами древних
цивилизаций. Минойская культура была древнейшей культурой Европы,
оказавшей огромное влияние на цивилизации более поздних Древних Греции и
Рима. Именно поэтому такое пристальное внимание уделяли ученые изучению
острова Крит и, в частности, памятникам письменности минойцев, во
множестве обнаруженным при раскопках.
Найденные на острове
надписи относились к трем разновидностям письменности, последовательно
сменявшим друг друга. Первой была иероглифическая письменность, имевшая
некоторые аналогии с древнеегипетскими иероглифами, что при широких
контактах с Египтом неудивительно. Затем следовало так называемое
линейное письмо А и линейное письмо Б. Линейное письмо А и Б и
иероглифика в своей иконографии представляют звенья одной эволюционной
цепи. Большинство надписей, обнаруженных на острове, сделано линейным
письмом Б, пришедшим на смену линейному письму А в середине XV века до
н. э.
Ученым представлялось, что расшифровка одного из них
позволит прочитать и остальные. Более сорока лет они бились над этой
проблемой. Какие только гипотезы не появлялись при дешифровке древнейших
европейских надписей! Проводились параллели с письменностью хеттов и
египтян, басков и албанцев, евреев и шумеров, даже славян и финнов. И
лишь в 1952 году Майкл Вентрис доказал, что язык линейного письма Б был
греческим. Благодаря дешифровке линейного письма Б удалось прочитать
подавляющее большинство надписей. Прочитать, но не понять. Язык минойцев
был иным, и получилось так, если бы сейчас написать фразу на узбекском
языке русскими буквами, то прочитать мы ее смогли бы, но только не
понять. Линейное письмо А, более древнее, чем письмо Б, тоже пока
никакой информации не дало, его язык был явно негреческим, да и к тому
же все доставшиеся нам документы на нем представляли собой хозяйственные
или инвентарные записи или списки. При его сходстве с иероглифами это
нетрудно было понять. Таким образом, самые древние тексты в Европе,
старше поэм Гомера на семь веков до настоящего времени остались
непонятыми.
ФЕСТСКАЯ ПРОБЛЕМА
Особую остроту в
проблему дешифровки письменности острова Крит внесла еще одна надпись,
самая загадочная и удивительная, над проблемой которой до сих пор ломают
голову лучшие умы. Это так называемый Фестский диск. Он был найден в
1908 году итальянскими археологами при раскопках царского дворца в
городе Фест. В одном из помещений вместе с ним находилась глиняная
табличка, исписанная линейным письмом А. Найденный предмет представляет
собой небольшой диск диаметром 15-16 см и толщиной около 2 см. С обеих
сторон его покрывала спиралеобразная надпись, оттиснутая тщательно
вырезанными из какого-то твердого материала штампами. При изготовлении
этого диска использовался обычный прием, применявшийся в древности для
производства глиняных табличек, – на сырую глину наносилась надпись, и
затем следовал обжиг ее в гончарной печи. Самое интересное в Фестском
диске заключалось в надписи на нем. Она не была похожа ни на критские
иероглифы, на ни линейное письмо А и ь. Это был особый вид письменности,
доселе неизвестный. Работа по дешифровке Фестского диска началась сразу
после его обнаружения. Поскольку надписи на диске не были похожи на
минойские письмена, ученые решили начать поиски внешнего сходства со
знаками других известных письменных систем. Знаки Фестского диска
сравнивали с египетскими иероглифами, их относили к некоей
североафриканской культуре, близкой древнеегипетскои. Большая группа
ученых считала диск из Феста памятником малоазийской культуры, поскольку
глина, из которой он был изготовлен, была, вероятно, анатолийского
происхождения. Другие ученые наоборот, считали и глину, и сами письмена
артефактами местного, критского происхождения. Пытались прочесть их на
греческом и на кипрском языках, но слишком незначительное количество
знаков, похожих на знаки диска из Феста, было обнаружено в других
письменных системах. Отсюда появились и совершенно различные по
содержанию и смыслу его переводы. Разнообразие их велико – это и
религиозные гимны, и ритуальные или посвятительные надписи, указы о
раздаче земельных наделов и указания к празднику сева, донесения
разведчиков или краткая историческая хроника, победный гимн, рассказ о
гибели Атлантиды и многое другое. Разночтения были столь велики, что
ученые пришли к пониманию того, что все ранее применявшиеся методы
неприемлемы для решения фестской проблемы. Самым подходящим
представляется комбинаторный метод, при котором привлекались все
известные ранее методы в различных сочетаниях. Однако и он не принес
успеха. Комбинаторный метод позволил увидеть на Фестском диске
перечисление неких имен собственных и неких топонимов. Имена
собственные, очевидно, были именами минойских правителей, а топонимы
обозначали объекты географически-территориального характера. Из всего
этого был сделан вывод о том, что это не что иное, как священный договор
или другой религиозно-политический акт между правителями отдельных
городов и верховным властителем, с перечислением их имен и владений. На
сегодня это последняя трактовка надписи на диске, и, как видим, она
ничем не хуже других, маловразумительна и малопонятна.
Однако
применение комбинаторного метода позволило сделать определенные выводы,
которые могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований.
Так, было отмечено, что в тексте часто встречается знак в виде
человеческой головы с петушиным гребнем и клювообразным носом. Этот
символ человека-петуха был атрибутом верховного божества на Крите и имел
солярный (солнечный) культ. Его связывают с образом правителя. Далее
было определено, что письменность Фестского диска не является
иероглифической или буквенной. Полагают, что она имела слоговый
характер. Привлек внимание исследователей и тот факт, что общее число
групп знаков, предположительно принимаемых за топонимы, равняется 12. В
этой связи упоминается об архаичной традиции в Древней Греции
политических объединений в форме двенадцатиградий. Отбросив в сторону
логические умозаключения авторов комбинаторного метода, мы имеем три
установленных факта: наличие на диске часто повторяемого символа солнца,
двенадцати устойчивых групп знаков, и то, что эти знаки не являлись ни
буквами, ни иероглифами. Сопоставив эти факты, можно сделать несомненный
вывод – знаки на Фестском диске не являются письменностью и попытки их
прочесть бессмысленны. Да и сама дискообразная форма говорила об ином
его предназначении. Для записей всегда употребляли прямоугольные
таблички и никогда – круглые. Тогда что же это?
ГИПОТЕЗА МИХАЙЛОВА
На
этот вопрос со всей определенностью отвечает теория нашего
соотечественника, не маститого ученого, не лингвиста или историка, а
просто любителя истории из города Меленки Владимирской области В. М.
Михайлова. История знает немало примеров, когда дилетанты справлялись с
такими задачами, которые не могли решить даже корифеи науки. Несомненно,
это один из таких случаев. В. М. Михайлов при изучении диска привлек
мифологию Древней Греции, и оказалось, что на диске изображены в
определенных сочетаниях не что иное, как созвездия! В группах знаков,
расположенных на диске, он отыскал созвездия Льва, Тельца, Змееносца,
Овена, Цефея, Кассиопеи, Большой Медведицы, Козерога и других. Правда,
В. М. Михайлов потом отказался от данной теории и взялся по примеру
других за бесполезное занятие разгадать надписи на диске, принимая их за
письменность. Но его гипотеза о том, что Фестский диск представляет
собой звездный путеводитель для мореходов, вызывает уважение и всяческое
внимание. Символы Солнца, двенадцати знаков зодиака, пусть и не все из
них верно атрибутированы Михайловым, дают возможность именно такого
толкования Фестского диска.
ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ МОРЯКОВ
Возможно
ли это? Вполне. Датируется Фестский диск временем около 1600 года до
нашей эры. В это время на острове применялось линейное письмо А; ученые,
рассматривавшие диск как памятник письменности, полагали, что линейное
письмо А и письмо Б на диске существовали параллельно. Надпись на диске
имела религиозный характер и была сделана специально введенной для таких
случаев письменностью. Совершенно очевидно, это умозаключение не
выдерживает никакой критики. Нечто подобное утверждал в отношении
египетских иероглифов Клитарх Александрийский в III веке нашей эры,
однако его утверждения давно развенчаны гениальным Шампольоном и его
предшественниками. Далее, время изготовления диска приходится на рубеж
среднеминойского (2000-1600 годов до н. э.) и позднеминойского
(1600-1100 годов до н. э.) периода истории острова. Около 1700, 1660 и
1600 года до н. э. на острове происходят разрушительные землетрясения; в
результате последнего диск и был погребен под развалинами. До этих
катаклизмов остров заселяло негреческое население, как уже было
установлено, пользовавшееся негреческим линейным письмом А. Греки пришли
на остров Крит позже, в позднеминойский период, и употребляли линейное
письмо Б. Культура острова во время изготовления диска отличалась
высоким уровнем развития экономики, архитектуры, ремесла, живописи,
земледелия и животноводства, рыболовства и охоты. Правителям острова
Крит были подвластны и другие острова Эгейского моря. Господство
кипрского флота в Средиземноморье сделало Крит мировой державой. При
фараоне Тутмосе III (1525-1473 годы до н. э.) остров Крит на равных
поддерживал дипломатические отношения с Египтом. С Крита открывались
морские пути во все стороны света. Его торговые связи достигали
Месопотамии на востоке, Пиренеев на западе, Балкан на севере и Египта на
юге. Помимо этого военная экспансия критян охватывала побережье Средней
Греции (осада города Мегары), Аттики (военное подчинение Афин), Сицилии
(десант у города Камика), Сирии (военные поселения). Индонемей, внук
легендарного царя Миноса сражался под стенами Трои. Несомненно, что
такие широкие связи острова Крит с другими землями, осуществлявшиеся
ввиду его географического положения исключительно морским путем,
выработали у кипрских мореходов определенные навыки и традиции.
В
античности морские плавания осуществлялись, как правило, в виду
берегов, без выхода в открытое море. Такое ориентирование древних
моряков известно нам по дошедшим до нас так называемым «периплам» –
описаниям береговой полосы, островов, устьев рек, особых примет на
берегах, расстояний между отдельными географическими точками,
направлений ветра и морских течений, а также гаваней и городов. По
существу они являлись лоциями, дающими мореплавателям ценные сведения об
условиях плавания в тех или иных водах. Известны периплы Вифинии
Припонтийской, перипл Пафлагонии и полный «Перипл Эвксинского Понта»
(Черного моря) Арриана 134 года н. э. Содержащиеся в нем сведения, как
полагают ученые, накапливались с конца IV века до н. э. В Средневековье
такие лоции назывались «портулана-ми» (буквально – от порта к порту).
Здесь уже все ранее известные сведения отображались на пергаменте в виде
карты.
Не является ли, таким образом, загадочный диск из Феста
своеобразным портуланом минойских моряков? Величайшие мореплаватели с
острова Крит совершали свои плавания не только вдоль береговой полосы,
но и пересекали моря. А здесь уже нужна была другая ориентировка – а
именно по Солнцу и звездам. Двенадцать знаков зодиака плюс символ Солнца
на диске, несомненно, свидетельствуют об этом. Та цифра 12 в древности
имела название «системы 12 ветров». Её знали в Вавилоне, Древнем Египте,
Индии и Китае. Там разделяли зодиакальный круг на двенадцать секторов
для ориентирования по звездам. Ученые сделали вывод о том, что «система
12 ветров» существовала еще до расцвета Вавилона и являлась наследницей
более древних культур.
Таким образом, с известной долей
уверенности, можно утверждать о том, что Фестский диск является не чем
иным, как звездным путеводителем для минойских моряков II тысячелетия до
нашей эры. Сочетание знаков зодиака и Солнца вместе с другими символами
на диске давало им возможность в открытом море совершать те или иные
изменения курса корабля по определенной программе и достигать нужного
места, сверяясь со звездами по знакам на диске. Возможно, нынешние
специалисты по навигации и астрономии смогут установить путь следования
кораблей, отмеченный на диске.
Здесь уместно вспомнить о том, что
в 1901 году землечерпалкой среди обломков греческой галеры, которая
затонула у острова Антикирета в 1 веке до нашей эры, было обнаружено
загадочное металлическое устройство с шестеренчатой передачей. В
национальном музее Афин оно было обдледовано профессором Дереком де
Солой из Иельского университета. Он установил, что это было сложное
приспособление для наблюдения за звездами. Чарльз Хэпгуд в своей книге
«Карты морских царей» называет это устройство древнейшим компьютером.
Находка этого компьютера на галере свидетельствовала о том, что
наблюдения за звездами во время плавания велись не с помощью глазомера, а
с помощью этого устройства. Заманчиво было бы предположить, что и
Фестский диск являлся частью подобного устройства, нечто вроде
современного магнитного или лазерного диска в компьютере. Поскольку
знаки на диске были углубленными, наличие шестеренчатой передачи
позволяло совмещать его с выпуклой матрицей машины и таким образом
следовать по маршруту, заранее заложенному в этот примитивный компьютер.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.