О Туле и тольтеках исследователи древних цивилизаций Мезоамерики
знали из устных преданий, полученных от индейцев ещё первыми испанскими
конкистадорами и монахами — ревностными служителями католической церкви,
сопровождавшими в походах завоевателей. Однако найти Тулу, или вернее
место, где она когда-то находилась, до самого недавнего времени не
удавалось, хотя в поисках принимали участие крупнейшие исследователи
до-испанских культур Америки.
Древние руины близ
города Тула были впервые описаны Антонио Гарсиа, мексиканским
историком, географом и писателем, в 1873 году. Вскоре после этого
французский путешественник и фотограф Дезире Шарнэ провёл в Туле первые
археологические исследования. В 1930-е годы мексиканский учёный Вигберто
Хименес Морено собрал многочисленные этноисторические и
картографические данные, а в 1940 году археолог Хорхе Акоста открыл миру
древний город. Взору современного человека предстали великолепные
творения предков ацтеков — Пирамида Утренней Звезды, на платформе
которой стоит группа из пятиметровых каменных воинов, нёсших когда-то
крышу храма.
Скульптуры были столь тонко выполнены и так загадочны, что вокруг них тут же стали складывать легенды.
Каждая
из фигур состоит из четырёх деталей, тщательно подогнанных друг к
другу. Верхняя часть представляет собой голову статуи и головной убор из
перьев, скреплённых лентой с узором в виде звёзд; уши статуи прикрыты
двумя удлиненными пластинами.
Черты лица плохо различимы, и
поэтому не представляется возможным говорить об их принадлежности к
какой-либо расовой группе. На лицах каменных идолов застыло бесстрастное
выражение, однако при внимательном рассмотрении выясняется, что они
немного отличаются друг от друга и обладают индивидуальными чертами.
Туловище скульптур состоит из двух блоков. Верхняя часть представляет
собой массивный нагрудник, по форме напоминающий бабочку. Самая
интересная деталь нижнего блока туловища находится сзади. Это диск, в
центре которого изображено человеческое лицо, а по краям загадочные
знаки и, как считают некоторые учёные, «венок» из двух переплетённых
змей. Нижняя деталь статуи — это ноги в сандалиях. Сложный наряд статуи,
в состав которого входят браслеты выше локтя, ножные браслеты и
набедренная повязка, держится при помощи лент.
Скульптуры
отличаются изяществом и тонкостью исполнения. И это несмотря на то, что
базальт — необычайно твёрдый материал и чрезвычайно тяжело поддаётся
обработке. Непонятно только, как древние мастера, имея в своём
распоряжении лишь примитивные каменные и деревянные орудия, смогли
создать столь совершенное произведение. Возможно, каменотёсы знали некий
секрет размягчения базальтовых глыб?
На фигурах атлантов
заметны необычные следы обработки — углублённые линии, идущие в разных
направлениях. Каким инструментом нанесены такие правильные углубления?
Учёные полагают, что подобные следы на камне может оставлять инструмент
наподобие топора, только с зубьями, как у пилы. Другие говорят, что это
следы механизированного вмешательства, своего рода обдирочной машины.
Единого мнения в этом вопросе нет ни у кого.
Исчезнувшая цивилизация письменных пособий не оставила, и тайна резьбы по камню до сих пор не раскрыта.
В
древности почти пятиметровые изваяния поддерживали крышу храма Утренней
Звезды. Поэтому обнаружившие их археологи назвали эти фигуры идолами,
пребывая в уверенности, что это изображения богов. Авторы
научно-популярных статей переименовали их в атлантов, намекая на то, что
они могли быть наследием легендарной Атлантиды.
Особое
внимание целого ряда исследователей привлекли странности наряда атлантов
— накладка на груди, а также необычные предметы, которые находятся у
статуй в руках. По форме они не похожи ни на какие известные орудия
труда, поэтому их предназначение до сих пор вызывает споры.
Весьма
популярна версия, что фигуры изображают выходцев с Атлантиды —
погибшего материка, который существовал в далёком прошлом. В рамках этой
теории, после некоей глобальной катастрофы, погубившей и континент, и
цивилизацию, на территории Мезоамерики в целом и Мексики в частности
обитали уцелевшие в катаклизме бывшие жители Атлантиды, которые и
создавали удивительные строения и артефакты, а также обучали местные
дикие народы различным премудростям. И есть немало тех, кто считает эти
статуи реальными изображениями жителей легендарной Атлантиды.
Историки
же остановились лишь на культово-религиозной трактовке этих предметов,
считая их церемониальными атрибутами или символами жрецов-тольтеков.
Ведь
всё искусство тольтеков было подчинено главной цели — умилостивить
богов. Именно на этой земле творились самые страшные и загадочные
ритуалы за всю историю человечества. Религиозными жертвами кровавых
расправ были молодые красивые женщины. Жертвоприношения совершали
систематически, в специально установленные дни года. Обряд начинали
намного раньше самого ритуала. Сначала будущей жертве отправляли так
называемые «обеты» — презенты, которые сопровождались перьевыми
украшениями. Каждый раз присылали все более богатые подарки. Жертва,
которой могла стать лишь молодая женщина из знатной семьи, понимала, что
её время пришло. Потом избранницу отправляли к алтарю храма, где палач
вершил своё дело. Девушке топором рубили позвоночник, а потом отделяли
голову с частью спины. Тольтеки не считали подобный обряд преступлением.
Для них это была истинная любовь к богу. Возможно, что каменные идолы —
единственные оставшиеся на земле свидетели кровавых казней.
Но
если учесть, что в искусстве тольтеков преобладали военные темы, то эти
каменные гиганты вполне могли изображать и древних воинов — защитников
тольтекской земли. Некоторые учёные и впрямь увидели в атлантах воинов,
держащих пучок стрел в левой руке и что-то похожее на копьеметалку
(атлатли) в правой. Однако такая интерпретация вряд ли верна, поскольку
стрелы в левой руке статуй изогнуты, а копьеметалку держали не в правой,
а в левой руке. Возможно, то, что находится у статуй в правой руке,
действительно может быть реальным отбойным молотком, с помощью которого
добывалось, например, золото в древних шахтах. А может быть, это
какой-то древний атрибут власти и могущества…
Правильной может
оказаться любая версия, поскольку вообще определять функциональное
назначение объекта лишь по внешнему сходству — дело практически
безнадёжное. Но именно поэтому любая догадка тут вполне допустима и не
может отвергаться сходу на основе только каких-то личных предпочтений.
От
храма Утренней Звезды ныне остались лишь руины. Но когда-то это было
величественное сооружение, в недрах которого хранились сокровища —
своего рода казна верховного бога тольтеков Кетцалькоатля. А
воины-атланты стояли на страже этих несметных богатств. Главный город
тольтекского государства хоть и был найден, многие из его кладов
наверняка ещё скрыты в недрах земли, под пыльными улицами нынешней Тулы.
Мексиканские археологи готовятся к масштабным раскопкам в
археологической зоне Тула в центральном штате Идальго. Главная цель
предстоящих работ — найти ещё гигантские статуи атлантов. При проведении
новых раскопок учёные недавно наткнулись на пару огромных каменных ног.
«Где-то поблизости под многовековой толщей грунта прячутся недостающие
фрагменты гигантских скульптур, а может быть, и много других подобных
изваяний», — считает археолог Луис Гамбоа.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.