«Сражение в пожаре». Разгром саксонской бригады в бою под Кобрином
Общая ситуация
3-я Западная армия под командованием Александра Тормасова к началу войны располагалась в районе Луцка. По штату армия насчитывала 46 тыс. человек при 164 орудиях. Реальное число солдат было меньше: исследователи считают, что в армии было от 25 до 35 тыс. человек. В состав армии входили: корпус Каменского (18-я пехотная дивизия), корпус Маркова (15-я и 9-я пехотные дивизии), корпус Остен-Сакена (3 пехотные бригады 35-й, 36-й и 37-й дивизий и 11-я кавалерийская дивизия), кавалерийский корпус Ламберта (5-я и 8-я кавалерийские дивизии).
14 (26) июня 1812 года Тормасов получил известие Багратиона о начале войны. Вскоре в армии узнали об отходе 2-й Западной армии. В письме к Барклаю-де-Толли Тормасов выразил опасение за свой правый фланг и Киевское направление. Также противник мог начать наступление на Пинск и Мозырь, где находился резервный корпус Эртеля. Тормасов приказал начальнику киевского гарнизона генералу Опперману подготовить крепость к обороне.
5 (17) июля армия получила приказ императора Александра I «решительно действовать во фланг и тыл неприятельских сил, устремлённых против 2-й Западной армии».
3-й русской армии противостоял 33-тысячный австрийский корпус Карла Шварценберга, который до начала войны базировался в районе Львова-Лемберга. После поражения в войне 1809 года Австрия была в союзе с Францией. Фактически Вена была вассалом Наполеона.
Однако Венский двор традиционно вёл хитрую, гибкую политику. Австрийцы сохраняли негласные связи с Петербургом, не желая воевать за интересы Франции. Шварценберг имел тайные инструкции не усердствовать против русских и не удаляться от границы. Австрийские войска форсировали Буг, прикрыли правое крыло Великой армии Наполеона и разместили гарнизоны по линии Брест – Кобрин – Пинск. Австрийцы ограничивались маневрами и наблюдением.
Совместно с австрийцами на южном фланге армии Наполеона действовал 7-й саксонский корпус генерала Жана Луи Ренье (17–26 тыс. солдат). Французский император, ошибаясь в оценке сил 3-й русской армии (по его данным, у Тормасова была только одна дивизия рекрутов), решил направить австрийцев на главное (центральное) направление. Южный фланг оставался защищать только корпус Ренье. Саксонцы получили приказ действовать наступательно и сдерживать Тормасова до подхода Дунайской армии Чичагова.
Дунайская армия адмирала Павла Чичагова насчитывала более 50 тыс. солдат при 241 орудии и располагалась в Валахии. Армия состояла из 5 корпусов: И. В. Сабанеева, М. Л. Булатова, П. К. Эссена 3-го, А. Л. Воинова и А. Ф. Ланжерона. Чичагов ожидал ратификации заключённого в Бухаресте мира. Затем часть армии должна была начать поход в Иллирию, а другая усилить 3-ю армию. Александр I отменил поход на Балканы. 19 июля (1 августа) армия Чичагова выступила на Волынь. Войска балканской группы под началом генерала Орурка, которые уже выступили в Сербию, были отозваны назад.
Наступление 3-й армии
Сложилась благоприятная ситуация для армии Тормасова, чтобы ударить во фланг противника. Также Тормасов опасался, что вражеские войска пойдут на Мозырь, создавая угрозу тылам 2-й и 3-й армий. 7 (19) июля 1812 года войска Шварценберга и Ренье соединились в Слониме, откуда вышли к Пружанам, чтобы взять Брест, Пинск и Мозырь, создавая угрозу Киеву. Но один саксонский корпус такое масштабное наступление осуществить не мог. Поэтому Ренье ограничился занятием Бреста и Кобрина, куда направил 5-тысячный отряд генерала Кленгеля (из состава 22-й дивизии). Ещё один небольшой отряд выдвинули к Пинску.
Тормасов оставил часть сил для охраны австрийской границы (2 драгунских и 3 казачьих полка), Волынской и Подольской губерний (6 пехотных батальонов и 12 эскадронов кавалерии). Ещё 6 батальонов были направлены для усиления корпуса Эртеля в Мозыре. С остальными войсками Тормасов решил пойти навстречу саксонцам. 18-я пехотная дивизия генерала Щербатова и 5-я кавалерийская дивизия генерала Ламберта должны были занять Брест-Литовск, затем повернуть на Кобрин. Из Ковеля к Кобрину шли основные силы 3-й армии. Отряд генерала Мелиссино был направлен в Пинск, чтобы отвлечь неприятеля.
13 (25) июля войска Щербатова заняли Брест. В это же время отряд Мелиссино выбил противника из Пинска. Корпус Ренье в это время располагался у Янова, не зная, где русские наносят главный удар и какими силами.
Кобринский разгром
15 (27) июля 1812 года русский авангард вышел к Кобрину. Здесь располагалась 5-тысячная саксонская бригада генерал-майора Кленгеля. Саксонцы ждали появления противника со стороны Бреста. Они заняли позицию в 2 км от города: уланы на дороге, стрелки на флангах. Конница Ламберта атаковала противника на рассвете. Первыми врага атаковали полк Власова 2-го, Евпаторийский конно-татарский, Татарский уланский и 2-й Башкирский полки. Наши войска сбили вражеский заслон на дороге, но саксонцы закрепились в зданиях. Граф Ламберт стал ждать подхода основных сил.
Сначала подошли части 8-й кавалерийской дивизии генерала Чаплица. Командир кавалерийского корпуса Ламберт возобновил наступление. Он направил в обход на Пружанскую дорогу часть конницы, отрезая врагу путь на север. Здесь действовал отряд князя Мадатова – эскадрон гусар, полки 2-й Башкирский и Власова 2-го. Генерал Чаплиц с авангардом обошёл Кобрин с востока и отрезал противнику отступление на Городец, где находился корпус Ренье. Основные силы Ламберта атаковали противника с Ковельской и Антопольской дорог. То есть саксонцы были блокированы. Саксонцы попытались уйти по Пружанской дороге, но были отброшены назад.
Тем временем к городу подтянулись главные силы армии. Тормасов послал в Корин два пехотных полка. Остальные войска создали плотное кольцо окружения. Город был деревянным, и русские батареи легко расстреливали любую позицию саксонцев. Кобрин загорелся. Из 630 городских строений после сражения уцелело лишь 79.
Князь Вяземский записал в дневнике впечатление от боя:
«Всё в пламени, жены, девушки в одних рубашках, дети, все бегут и ищут спасения; сражение в пожаре, быстрое движение войск, раскиданные неприятелем обозы, ревущий и бегущий скот по полю, пыль затмила солнце, ужас повсюду».
Остатки саксонской бригады к полудню закрепились в старом Кобринском замке. Сопротивление было бессмысленным, и саксонцы сложили оружие. Бригада была полностью разгромлена: потери убитыми 2 тыс. человек, в плен взяли 2 382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала, захватили 4 знамени и 8 орудий. Русские войска потеряли 77 человек убитыми и 182 ранеными.
Русский государь щедро отметил первую крупную победу в Отечественной войне. Тормасов получил орден Святого Георгия 2-й степени и 50 тыс. рублей; графу Ламберту пожалована сабля с алмазами с надписью «За храбрость»; князь Мадатов получил алмазные знаки ордена Святой Анны 2-й степени; Чаплиц – знаки ордена Святой Анны 1-й степени с бриллиантами. Орденом Святого Георгия 4-й степени был награждён командир 13-го егерского полка майор Избаша.
Дальнейшие события. Городечно
Ренье, который в это время шёл к Кобрину, не дошёл до города 25 км. Узнав о погроме бригады Кленгеля, он отступил в Антополь, затем через Пружаны к Слониму. Саксонцев преследовала конница Чаплица и Ламберта (8-я и 5-я кавдивизии), они захватили много пленных и обозы противника. Тормасов занял Антополь и стоял там неделю. Наполеону пришлось развернуть сильный австрийский корпус Шварценберга назад. Австрийцы от Несвижа пошли к Слониму. Тем самым Великая армия была ослаблена на главном направлении.
Саксонцы соединились с австрийцами и двинулись к Пружанам, где стоял авангард 3-й армии. Тормасов приказал корпусу Ламберта отходить к главным силам, которые в это время шли в Городечно. Отход нашей кавалерии сопровождался постоянными стычками с противником. 29 июля (10 августа) войска Ламберта соединились с главными силами армии у Городечно. Позиция 3-й армии располагалась на отлогих возвышенностях, справа её защищало болото, а слева – густой лес. Кроме того, с фронта по болотистой местности протекал ручей, через который вели две узкие плотины (при Городечно и Поддубье). Русская армия в это время насчитывала около 18 тыс. солдат.
30 июля (11 августа) 1812 года 40-тысячная армия Шварценберга и Ренье вышла к Городечно. Австрийский командующий решил обойти русскую позицию. Австрийцы должны были отвлечь внимание противника, атакуя плотины. Саксонцы в это время обходили лесом левое крыло русской армии, чтобы ударить с тыла. Но Ренье опоздал с выступлением, и маневр противника был обнаружен. Тормасов перевёл главные силы на левый фланг и расположил их под углом к занимаемой позиции. Кобринская дорога была прикрыта.
31 июля (12 августа) в 10 часов саксонцы вышли из леса западнее Поддубья и стали строиться в боевую линию. Оставшиеся в резерве два кавалерийских полка Ренье направил по дороге из Шершнева в Кобрин, чтобы выйти в тыл войскам Тормасова. Тормасов выдвинул на левое крыло конницу Ламберта. Когда саксонская кавалерия отдалилась от своих главных сил, то Ламберт атаковал врага и разгромил его. Кобринская дорога осталась под нашим контролем.
Войска Ренье и Шварценберга атаковали с фланга и фронта. Атаки саксонской 22-й дивизии генерала фон Функа у Поддубья успеха не имели. Русская артиллерия успешно громила противника. Австрийская дивизия Траутенберга также не смогла захватить плотины. Австрийцы попытались обойти наш правый фланг через болотистую местность, но и эта атака была отбита. К 10 часам вечера сражение завершилось. Два саксонских полка было разгромлено. Саксонцы потеряли убитыми и ранеными 950 человек, в плен попало более 200 врагов. Данных о потерях австрийцев нет, но они были не меньше саксонских. Русская армия потеряла 1 300 человек.
Армия Тормасова, несмотря на серьёзное превосходство противника в силах, пользуясь удачной позицией, успешно отразила все атаки неприятеля. Но, учитывая соотношение сил, когда враг мог пойти в обход крупными силами, продолжая сковывать наши войска с фронта, русский командующий принял решение отойти к Кобрину. Русские войска отступили к Ковелю, затем к Луцку и расположились на реке Стырь. Сюда прибыли казаки Витта. Австро-саксонские войска не развили наступление, оставаясь у Луцка.
В результате 3-я Западная армия на южном направлении отвлекла на себя большие силы противника (до 50 тыс. человек). Наполеон был вынужден отказаться от планов использования австрийской армии на центральном направлении. В свою очередь австрийцы, не желая таскать каштаны из огня для французов, русским не досаждали. Также Наполеону пришлось отказаться от плана захвата Бобруйской крепости, куда направлялся корпус Лотур-Мобура и дивизия Домбровского. Кавалерия Лотур-Мобура присоединилась к главным силам, и полякам поручили наблюдать за Бобруйском и Мозырем.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.