Сейчас сложно представить, однако еще несколько десятилетий назад у нас была совсем другая страна, в которой родились мы и наши родители, и жизнь в которой была иной. Наши мамы и бабушки не знали такого понятия, как "контрактная беременность", им было недоступно современное медицинское оборудование и те, привычные на первый взгляд вещи, которыми мы пользуемся ежедневно. Однако они беременели, рожали и воспитывали детей - так, как позволяли условия, диктовало время и как подсказывало сердце.
ДЕКРЕТ
Само понятие декретного отпуска в СССР впервые возникло в 1917 году, когда Советом народных комиссаров (СНК) был принят Декрет «О пособии по беременности и родам». Отпуск по уходу за ребенком в СССР был значительно короче современного, и в разные годы составлял от трех месяцев до полугода (максимум): в 2-3 месяца малышей полагалось отдавать в ясли.
Лишь в конце 70-х годов, декрет "подрос" до полутора лет. Многие советские врачи-педиатры считали (до сих пор бытует такое мнение), что у детей долгосрочная память формируется с 3-х лет, поэтому материнское присутствие хотя в целом и полезно для ребенка, но не обязательно. О том, что у младенца есть острая необходимость в тесном физическом контакте с взрослым, и о таком понятии как детская депривация задумываться не приходилось - стране требовались работники.
В 1936 г. знаменитая сталинская Конституция торжественно провозгласила: "В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин". Этой формулировкой выражалось следующее: женщины работали наравне с мужчинами, и если наступала беременность, то никаких поблажек и льгот работница не получала. Роль женщины - матери и работницы - в советском обществе стала главенствующей
В годы хрущевской "оттепели" ситуация стала меняться, женщины получили некоторые "послабления": в 1955 г. вновь был легализован аборт, в 1965 г. - значительно облегчена процедура развода, в 1967 г.- отрегулировано положение с алиментными обязательствами. А в 1968 г. впервые в истории советского законодательства был издан документ, который говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их "правах", и акцентировал такие понятия как "счастливое материнство и детство" и "поощрение материнства".
Грудное вскармливание оставалось основным условием для здорового развития ребенка, поэтому кормящим матерям предоставлялись специальные перерывы в рабочем дне, чтобы сходить в ясли, и покормить свое чадо. Зачастую женщине приходилось так "отлучаться" по 2-3 раза в день, сегодня сложно представить подобные "перерывы на еду".
Считалось, что ясельный уход и воспитание если не превосходят домашнее, то точно не уступают, поскольку там работают квалифицированные нянечки и медсестры; тем не менее, несмотря на "удобную" и "рациональную" ясельную систему, многие молодые мамы искали любую возможность, чтобы своего кроху туда не отдавать: на помощь приходили, как и сегодня, бабушки, дедушки и наемные няньки.
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ
"Дети — наша смена, будущие строители коммунистического общества. Вырастить новое поколение здоровым, жизнерадостным и энергичным — одна из главнейших задач нашей социалистической Родины." - манифестировала популярная в 60-х годах книга "Курс лекций для беременных женщин". Издание было нацелено на просвещение советских женщин репродуктивного возраста - там детально объяснялось, как соблюдать гигиену во время беременности, правильно питаться, ухаживать за новорожденным, а также давало основные представления об анатомии и физиологии женщины и ребенка.
В советское время не было такой мощной информационной поддержки, которую сегодня может получить каждая беременная. Существовали женские консультации. При роддомах имелись специальные группы, где велись занятия для беременных женщин. Такие курсы были доступны не для всех - к примеру, в колхозах женщины попадали в роддом только перед родами, а то и вообще рожали на дому, что было еще распространено. Специально для них в 1936 г. был издан информационный плакат "Памятка беременной колхозницы", который подсказывал женщине, как изменить свой образ жизни во время беременности.
Текст плаката был следующим:
1) При задержке месячных - явиться к акушерке в колхозный родильный дом и затем аккуратно приходить по ее назначению.
2) Отпуск до и после родов использовать для отдыха. Допустима лишь легкая домашняя работа с разрешения акушерки.
3) Тщательно следить за чистотой своего тела, белья и одежды. Мыться в бане не реже 3 paз в месяц; в последние месяцы беременности избегать слишком горячей бани. Тщательно следить за зубами: утром и на ночь чистить щеткой, после каждой еды полоскать рот теплой водой.
4) Спать не менее 8 часов. Перед сном хорошо проветривать комнату.
5) Со второй половины беременности и особенно в конце беременности пища должна быть главным образом растительной и молочной. Спиртные напитки и курение - воспрещаются.
6) Одежда беременной должна быть свободной. Необходимо носить панталоны. Круглые подвязки вредны. Носить боковые на поясе. Со второй половины беременности носить бандаж.
7) При появлении родовых болей (схваток) немедленно ехать в родильный дом.
При социализме все роддома имели равные предписания относительно методов приема родов - всюду существовали единый режим и система запретов. Т. е., если сейчас женщина имеет право решать - довериться бесплатной медицине, или, заплатив энную сумму, рожать в отдельной палате с личной акушеркой, то в советское время альтернативных вариантов не было.
Леви в своей книге «История родовспоможения в СССР» пишет: «...особенность советской системы родовспоможения заключается в том, что родильная помощь планируется в общегосударственном масштабе. В основу планирования родовспоможения положены методика и нормативы, утвержденные Народным Комиссариатом — ныне Министерством Здравоохранения Союза ССР. Все это обеспечивает учреждениям родильной помощи единую структуру, единое руководство и контроль за выполнением плана и однородные методы работы...»
Плюсы у таких "однородных методов" безусловно были, - в частности, это неустанный контроль за работой медучреждений, гарантия того, что необходимая (бесплатная) медицинская помощь роженице будет оказана в полном объеме квалифицированным специалистом. При этом главной проблемой родовспомогательных учреждений, которая перешла к нам по наследству, было плохое финансирование.
В начале 80-х в СССР стали появляться кружки и неофициальные организации, пропагандирующие моду на "естественные роды". В воде, например, на природе или дома. Одним из идейных вдохновителей этого течения был физиолог Игорь Чарковский, создавший клуб "Здоровая семья". Советское правительство боролось с подобными "вольнодумцами", и , надо сказать, преуспевало в этом. Сегодня Чарковский живет в Америке, и хотя не раз был обвинен в преступных действиях в отношении рожениц, благополучно продолжает исповедовать "мягкие" роды в воде.
Отдельно хотелось бы сказать о процедуре УЗИ. Сегодня каждый человек сможет получить ультразвуковое исследование любого органа, а беременная женщина после 12 недели может узнать пол будущего ребенка. Советская медицина до определенного периода такими возможностями не располагала, и пол ребенка, как и патологии, определяли "на глаз": ручным осмотром и прослушиванием живота специальной трубкой. Первое отделение ультразвука было создано на базе Акустического института АН СССР под руководством проф. Л. Розенберга в 1954 году, и лишь с конца 80-х УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину.
Современный рынок атакует нас предложениями: специальной литературы о материнстве и детстве сегодня море, то советский период едва ли мог похвастать таким изобилием. Издания, выпущенные для молодых мам были специфическими - написанные науокобразным языком, они нередко обескураживали пугающими подробностями.
К примеру, в написанных в 1920-е годы книгах по уходу за детьми смерть выступает в роли стартовой точки для разговора. «Почему болеют и умирают маленькие дети, и как защитить их от болезни и смерти» (автор - известный Ленинградский педиатр Николай Альтгаузен) было типичным названием книги по уходу за детьми того времени. Звучит жутко, однако существующие реалии диктовали правила игры: детская смертность была велика.
Одним из значительных изданий до- и послевоенного времени стала «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)», целью которой было «стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин». Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества. Главной ее мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил – кормление грудью минимум до года, свободное пеленание(!), доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша.
Еще одним авторитетным изданием считался учебник профессора педиатрии Георгия Сперанского «Ребенок раннего возраста: книга для родителей» (Медгиз, 1941).
Общим местом для всех пособий являлось то, что хотя беременность и роды объявлялись процессом естественным, постулировалась необходимость для матери быть под постоянным контролем медицинской системы, беспрекословно выполнять советы специалистов, и всегда и во всем опираться на медицинское знание, и никогда - на советы родственников, других матерей или «бабок».
В 60-х годах стали появляться популярные книги по домоводству, которое давали простые и доступные советы женщинам: как использовать продукты в косметических целях, как готовить диетическую еду для малыша, давались выкройки одежды и т.д.
Одновременно с этим приобретает популярность концепция воспитания от американского педиатра Бенджамина Спока. Его книга "Ребенок и уход а ним" была в каждой семье, и многие до сих пор обращаются к ней за советом. Что же особенного предложил Спок? Американец впервые сказал советской матери, что воспитание детей - это не тяжелый труд, требующий неукоснительного выполнения многих достаточно серьезных правил, а удовольствие! Что, воспитывая детей, можно расслабиться и ориентироваться на свои внутренние ощущения, а не на знания предшествующих поколений или мнение специалистов. В общем, доктор Спок предложил родителям полную свободу от всех известных правил, выпустив, как оказалось, нового джинна из бутылки.
В заключение можно сказать, что беременности и родам в советском государстве уделяли большое значение, рассматривая материнство прежде всего как важный политический и социально-экономический аспект, и лишь потом - как камерное событие в жизни отдельно взятой семьи. Только к концу 70-х годов материнство и детство приобрело значительно большую самоценность и подарило многим семьям истинную радость общения с малышом.
Владимир Летягин
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|