26 июня 1953 года прямо на заседании Совета Министров был арестован министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия.
Арест Берии и его последующая казнь стали последними событиями подобного масштаба: после него деятелей первого эшелона власти уже не бросали за решётку и не расстреливали, а отправляли лишь на пенсию, или в почётную ссылку.
5 марта 1953 умер Сталин. В последние часы его жизни соратники уже делили министерские портфели на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров.
Берия был самым влиятельным силовиком в советской истории. Он был близок к Сталину, исполнителен и ловок, понимал сигналы вождя, своей специфической работой не брезговал. Даже после того, как в 1945 году он перестал быть министром госбезопасности, он стал замом самого Сталина и продолжал курировать силовиков. Кроме того, вошёл в состав Политбюро. Такой чести до этого не удостаивался ни один из руководителей ГБ.
Берия курировал ключевой атомный проект, и после его удачного завершения его влияние выросло до предела. Дальше он уже становился опасен, поэтому Сталин понемногу начал задвигать его. В последний год жизни Берия фактически находился в полуопале после того, как Сталиным были инициированы сразу два уголовных дела, напрямую бивших по позициям Берии: "мингрельское", по которому ставленники Берии в Грузии обвинялись в связях с турецкой разведкой, и т.н. дело врачей, которое напрямую было связано с "СИОНИСТСКИМ ЗАГОВОРОМ в МГБ".
Берия имел неограниченное влияние в силовых структурах. Их аппарат был отлажен до такой степени, что они с одинаковым усердием перемалывали и простого колхозника, и члена Политбюро, и рядового, и маршала, своих же коллег и даже руководителей всех рангов.
9 марта состоялись похороны Сталина. Председателем комиссии по организации похорон был назначен Хрущёв. С траурной речью на похоронах выступили Маленков, Берия и Молотов. Фактически похороны превратились в смотрины преемника, поскольку все выступавшие не только поминали ушедшего вождя, но и в общих чертах озвучивали своё видение будущего СССР.
Первым выступал Маленков, что засвидетельствовало его неформальное лидерство. Его платформа свелась к улучшению уровня жизни советских граждан и мирному сосуществованию социалистической и капиталистической систем. Берия выступил в более сталинском духе, заявив о необходимости укрепления военного потенциала страны и усиления бдительности для борьбы с кознями врагов. Выступавший последним Молотов фактически присоединился к Берии.
Таким образом, Маленков позиционировал себя как умеренный руководитель, Берия сделал заявку на роль главного сталинского преемника, Молотов не имел настолько мощных позиций, чтобы бороться за единоличную власть. Хрущёв остался тёмной лошадкой, отсидевшись в тени и не выступая, но его роль на похоронах явно свидетельствовала о его высокой позиции в негласной иерархии.
Любопытно, что борьба за симпатии как советских граждан, так и номенклатуры началась с либерализации системы. И Маленков, и Берия устроили настоящее соцсоревнование по раскручиванию гаек.
Берия, оценив обстановку и запрос общества, перековался в гуманиста. Маленков предлагал переформатировать советскую экономику с военной на производство товаров народного потребления.
Берия, в свою очередь, начал "оттепель" в своём ведомстве, заодно пытаясь подправить одиозный имидж чекистов. Были закрыты все дела, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ НЕГО САМОГО.
Кроме того, он выступил с идеей масштабной АМНИСТИИ. Это значило, что Берия имеет очень большие амбиции, а на Хрущёва у него имелся компромат.
На Хрущёва можно было повесить неудачи в УССР, на западе которой до начала 50-х годов действовало подполье УПА, с которым он не смог, или не захотел справиться!
Свержение Берии
17 июня 1953 в ГДР начались массовые протесты рабочих, которые постепенно радикализовались и переросли в массовые беспорядки в нескольких городах страны. Берия уехал наводить порядок и несколько дней отсутствовал в стране. Вероятнее всего, именно тогда Маленков, Хрущёв и Булганин и сформировали коалицию против него. Во всяком случае, это был самый лучший момент, чтобы сделать это.
Поскольку рассчитывать на чекистов, не приходилось, заговорщикам пришлось прибегнуть к помощи военных.
На эту роль был выбран замминистра маршал Жуков. 25 июня он был вызван на заседание президиума, где Маленков, Хрущёв и Булганин объявили о том, что Берия готовит государственный переворот и собирается арестовать всех членов президиума. После этого перед Жуковым была поставлена задача арестовать Берию на заседании Совета Министров.
Это было необычное поручение, т.к. раньше военные никогда не принимали участия в политических арестах, это всегда было делом чекистов. Под предлогом участия в манёврах в Москву было переброшено несколько воинских частей, которые в случае попытки сопротивления со стороны воинских частей МВД, подчинявшихся Берии, должны были заблокировать их. Кантемировская и Таманская дивизии были подняты по тревоге и заблокировали Горьковское шоссе, а также выставили посты возле вокзалов, почты и телеграфов. За несколько минут до заседания была отключена спецсвязь, которой пользовался Берия.
Микоян и Молотов в своих воспоминаниях сообщают, что поначалу планировалось только вывести Берию из президиума и лишить поста зампреда Совмина, но не арестовывать. Микоян даже сообщает, что до ареста было принято решение сместить Берию с поста министра внутренних дел и назначить министром нефтяной промышленности.
По всей видимости, заговорщикам не понравились возражения Берии, который заявил, что снимать его с должности должен Пленум ЦК КПСС, а не Совмин. Вполне возможно, что на заседании произошло что-то, из-за чего заговорщики перешли от программы-минимум (смещение Берии и назначение на второстепенную должность) к программе-максимум (арест).
Поскольку держать Берию под стражей в обычных изоляторах и тюрьмах было невозможно, до суда он находился в бункере при штабе МВО под усиленной охраной офицеров штаба и нескольких танков.
3 июля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором все его члены подвергли арестованного Берию яростной критике. Любопытно, что одним из ключевых обвинений, прозвучавших в адрес Берии, был его "антисталинизм".
Суд над Берией проходил в закрытом режиме по всем правилам сталинских процессов, в ускоренном темпе без присутствия адвокатов. Некоторые обвинения были калькой со стандартных обвинений времён Большого террора.
24 декабря 1953 года Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР приговорило его к расстрелу. Вместе с ним были казнены его наиболее высокопоставленные выдвиженцы из системы МВД, арестованные в течение нескольких недель после него. Часть клана Берии была расстреляна, выдвиженцы рангом пониже отделались тюремными сроками, связанные с ними сотрудники среднего звена — увольнениями.
Таким образом эпоха большой крови закончилась. "Но самая страшная кара — исключение из партии и отлучение от спецраспределителей и поликлиник, осталась".
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.