В планах нападения на СССР фашисты большое значение придавали
применению минного оружия. Они рассчитывали без особых потерь
уничтожить основную часть военно-морского флота, а уцелевшие корабли
заблокировать в портах, где они бы стали лёгкой добычей авиации.
Начало минной блокады
Минирование советских вод фашисты начали ещё до войны, установив
тысячи мин для противодействия военно-морским силам. На Балтике 22 июня
1941 года десятки мин были сброшены с самолётов в Финский залив вблизи
основных советских баз ВМФ. Ночью 23 июня на них подорвались эсминец
«Гневный» и тральщик «Шквал».
На Чёрном море мины были сброшены под Севастополем и Очаковом. Выходя
из Севастополя, подорвался эсминец «Быстрый». Его команде удалось
выбросить сильно повреждённый корабль на мелкое место. Перед ним по
фарватеру прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины
реагировали не на любой корабль.
Попытка очистить фарватер обычными тралами не принесла результатов.
Нужно было немедленно найти неконтактную мину и понять её устройство.
Делать это надо было под водой, так как при подъёме она могла
взорваться. Но водолазы не знали всех тонкостей минного дела, а минёры
не умели спускаться в водолазных костюмах. Обычные мины, подсечённые
тралом, всплывали, а эти сразу взрывались, как только нож трала касался
минрепа, на котором они крепились. Срочно требовалось изучить устройство
всех новых типов мин. Для того чтобы исключить их разборку, в мине
пряталась коварная ловушка, которая подрывала заряд вместе с минёрами
при попытке отвернуть какую-либо деталь.
Мужество, отвага и смекалка минёров оказались сильнее тщательно
спроектированных смертоносных механизмов. Это дало возможность
организовать с ними эффективную борьбу. В итоге в августе 1941 года была
успешно проведена эвакуация войск из Таллина в Ленинград и Кронштадт на
почти 200 судах флота.
Бронзовые ключи от магнитного поля
С водолазного бота под воду ушёл М. Хорез. Он нашёл зеленоватый
парашют, а по нему и мину. Её обвязали тросом, осторожно отбуксировали в
море и подорвали. Одну мину с большими предосторожностями вытащили на
берег. Разборка в любой момент могла закончиться взрывом. Поэтому минёры
подробно записывали свои действия перед прикосновением к какой-либо
детали. В случае их гибели эти записи давали возможность установить,
когда произошёл взрыв, и спасти жизни тех, кто продолжит эту работу.
Применяли немагнитные бронзовые ключи. Продуманность всех действий
позволила избежать взрыва и полностью разобрать механизм мины.
Оказалось, что в этой неизвлекаемой донной мине три взрывателя. Главный
из них реагировал на магнитное поле проходивших кораблей. Начали
применять тралы с электромагнитными устройствами. На кораблях стали
устанавливать системы размагничивания. Эту работу выполнили учёные,
будущие академики А.П. Александров и И.В. Курчатов. Ни один из таких
кораблей не подорвался на минах. Немцам пришлось сменить их тип. Уже в
первых числах октября на Севастопольский рейд сбросили несколько мин
новой конструкции. Электромагнитный трал на них не действовал. Надо было
срочно разгадать очередную загадку.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.