В планах нападения на СССР фашисты большое значение придавали
применению минного оружия. Они рассчитывали без особых потерь
уничтожить основную часть военно-морского флота, а уцелевшие корабли
заблокировать в портах, где они бы стали лёгкой добычей авиации.
Начало минной блокады
Минирование советских вод фашисты начали ещё до войны, установив
тысячи мин для противодействия военно-морским силам. На Балтике 22 июня
1941 года десятки мин были сброшены с самолётов в Финский залив вблизи
основных советских баз ВМФ. Ночью 23 июня на них подорвались эсминец
«Гневный» и тральщик «Шквал».
На Чёрном море мины были сброшены под Севастополем и Очаковом. Выходя
из Севастополя, подорвался эсминец «Быстрый». Его команде удалось
выбросить сильно повреждённый корабль на мелкое место. Перед ним по
фарватеру прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины
реагировали не на любой корабль.
Попытка очистить фарватер обычными тралами не принесла результатов.
Нужно было немедленно найти неконтактную мину и понять её устройство.
Делать это надо было под водой, так как при подъёме она могла
взорваться. Но водолазы не знали всех тонкостей минного дела, а минёры
не умели спускаться в водолазных костюмах. Обычные мины, подсечённые
тралом, всплывали, а эти сразу взрывались, как только нож трала касался
минрепа, на котором они крепились. Срочно требовалось изучить устройство
всех новых типов мин. Для того чтобы исключить их разборку, в мине
пряталась коварная ловушка, которая подрывала заряд вместе с минёрами
при попытке отвернуть какую-либо деталь.
Мужество, отвага и смекалка минёров оказались сильнее тщательно
спроектированных смертоносных механизмов. Это дало возможность
организовать с ними эффективную борьбу. В итоге в августе 1941 года была
успешно проведена эвакуация войск из Таллина в Ленинград и Кронштадт на
почти 200 судах флота.
Бронзовые ключи от магнитного поля
С водолазного бота под воду ушёл М. Хорез. Он нашёл зеленоватый
парашют, а по нему и мину. Её обвязали тросом, осторожно отбуксировали в
море и подорвали. Одну мину с большими предосторожностями вытащили на
берег. Разборка в любой момент могла закончиться взрывом. Поэтому минёры
подробно записывали свои действия перед прикосновением к какой-либо
детали. В случае их гибели эти записи давали возможность установить,
когда произошёл взрыв, и спасти жизни тех, кто продолжит эту работу.
Применяли немагнитные бронзовые ключи. Продуманность всех действий
позволила избежать взрыва и полностью разобрать механизм мины.
Оказалось, что в этой неизвлекаемой донной мине три взрывателя. Главный
из них реагировал на магнитное поле проходивших кораблей. Начали
применять тралы с электромагнитными устройствами. На кораблях стали
устанавливать системы размагничивания. Эту работу выполнили учёные,
будущие академики А.П. Александров и И.В. Курчатов. Ни один из таких
кораблей не подорвался на минах. Немцам пришлось сменить их тип. Уже в
первых числах октября на Севастопольский рейд сбросили несколько мин
новой конструкции. Электромагнитный трал на них не действовал. Надо было
срочно разгадать очередную загадку.
Автор: Валерий Сиволап
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|