Итак, недавно закончились эти странные «новогодние каникулы», во время которых люди безвылазно сидели в четырех стенах, пропивали заначки, доедали салаты и набирали лишние килограммы – их теперь будет трудно бросить. А что же еще делать, если в это время года в средней полосе России погодные условия, мягко говоря, очень уж далеки от комфортных? Настолько далеки, что, как говорится, «хороший хозяин собаку на улицу не выгонит».
В прошлом году, например, были лужи, в этом – ударили крепкие морозы. Мало кому из россиян доступны семейные новогодние поездки на теплое море или горнолыжный курорт. И, конечно, хорошо бы перенести часть выходных на другие дни, ведь очень многие пытаются брать отгулы или отпуск за свой счет в промежутке между майскими праздниками. И полстраны убегает с работы 1 сентября, чтобы проводить в школу детей. Однако, если это и случится, то, вероятно, не очень скоро.
Но давайте посмотрим, чем же порадовали скучающих в четырех стенах людей наши «мастера искусств»?
Особой надежды на радость, честно говоря, и не было. Давно замечено, что даже знаменитые советские режиссеры, лишившись опеки партийных цензоров (которые, похоже, были еще и гениальными продюсерами) вдруг разучились снимать хорошее кино. Тот же Эльдар Рязанов, например, «обретя свободу», снял совершенно не смешные, но невероятно вульгарные фильмы «Небеса обетованные» и «Старые клячи».
Но у «наследников» советских мастеров вообще не оказалось никаких свежих идей. Более того, выяснилось, что им не под силу даже покадрово переснять хорошие старые фильмы – каждая попытка ремейка неизменно оказывалась настолько хуже оригинала, что не только зрители, но и снимавшиеся в них актеры стремились забыть эти ленты как страшный сон.
Театральные режиссеры пытались «выезжать» на антисоветизме и антикоммунизме, а потом стали раздевать на сцене актеров и актрис. Зрелище получалось очень сильно «на любителя» – что-то вроде порнографического фильма ужасов, щадящую и мягкую версию которого все увидели на фотографиях с пресловутой «голой вечеринки» Ивлеевой.
Ходили на такие постановки (и очень хвалили их) лишь самые «продвинутые» извращенцы российской богемы. Тем не менее бюджетные средства регулярно осваивались, а результаты порой получались просто уникальные. Создателям фильма «Легенда о Коловрате», например, удалось оскорбить одновременно и русских, и монголов: рязанский боярин Евпатий в их версии оказался психически неполноценным инвалидом, а Бату-хан – тайландским трансвеститом.
Отчаявшись придумать что-то свое, стали эксплуатировать героев былин и русских сказок. Конька-горбунка они превратили в осла из мультфильмов о Шреке. А новый Чебурашка в начале фильма был представлен обезьяной, разоряющей апельсиновые сады несчастных испанских фермеров, но потом, под влиянием целебного воздуха города Сочи, он быстро эволюционировал в мудрого инопланетного рептилоида.
В совсем «свежем» фильме «По щучьему веленью» попытались соединить сюжеты сразу нескольких сказок, да еще и скоропортящуюся политическую составляющую пропихнуть. Самое интересное, что в этом «патриотическом» и «антизападном» фильме Емеля показан именно так, как любого русского мужика представили бы в Голливуде – безответственным, инфантильным, ленивым, самоуверенным и самовлюбленным эгоистом.
Понятно, почему не хочет вступать в брак с Емелей царская дочка. Но остается загадкой, чем он так приглянулся волшебнице Василисе? Просто Стокгольмский синдром какой-то. Конечно, Емеля исходно персонаж очень сомнительный, и в советских экранизациях его образ старались как-то облагородить.
В новом фильме этого делать не стали. Отвергающий все заграничное ура-патриотический царь тоже особой симпатии не вызывает. Тем более что нам показывают его дочь, которая почему-то мечтает побыстрее выйти замуж именно за иностранца. А главной «звездой» изрядно затянутого фильма, судя по отзывам, оказался не Емеля и не Щука, которая ещё и царевна-лягушка, а играющий на баяне манул.
Усыпить героя он пытается плаксиво спетым на какой-то уличный «приблатненный» мотив детским стихотворением Маршака (Самуил Яковлевич, видимо, в гробу перевернулся несколько раз). И выбор зрителей в пользу кота, согласитесь, весьма симптоматичен.
Конечно, котики способны переиграть любого актера, еще Леонардо да Винчи говорил, что каждый котенок – произведение искусства. Однако в новом фильме о бременских музыкантах (о нем чуть позже) нелепой и некрасивой сумели сделать даже и Кошку.
Удивили сценаристы показанной на одном из телевизионных каналов кремлевской «Ёлки»: олицетворяющий абсолютное зло Кощей Бессмертный у них вдруг стал… добреньким директором школы! Здесь понятно, «откуда ноги растут» – из постмодернистской трилогии «Последний богатырь», создатели которой в стремлении к оригинальности ради оригинальности сделали злодеем самого благородного и безупречного русского богатыря – Добрыню, а Кощея – напротив, положительным героем.
Хотя, казалось бы, что стоило назвать отрицательного персонажа первого фильма трилогии хоть Лютополком, хоть Свенельдом, а на место Кощея поставить какого-то древнего языческого волхва? Баба Яга – неоднозначный и противоречивый персонаж, она могла бы и остаться. Нет, нужно было пнуть Добрыню, а потом вдоволь поиздеваться над Финистом Ясным Соколом.
«Неплохо прошлись» по русским былинам и создатели мультиков про «трех богатырей», которые в их интерпретации превратились в каких-то громил и стали второстепенными персонажами, которые появляются только когда нужно применить грубую силу. Особенно не повезло, конечно, Алёше Поповичу: лихой, веселый, хитрый и коварный богатырь представлен абсолютным имбецилом.
А главным интеллектуалом всей серии стал конь Юлий. Я понимаю, что кому-то эти мультфильмы могут и нравиться. Проблема в том, что эти Илья Муромец, Добрыня, Алёша, да и князь Владимир – самозванцы, к былинным героям они не имеют никакого отношения. Все было бы нормально, если бы их назвали, например, Усыней, Дубыней и Горыней. Как говорится, новое время – новые герои. Однако, как и в случае с «Последним богатырем», решили поспекулировать на старых.
О «хлебе» в эти праздники наши сограждане позаботились сами. А какие «зрелища» были представлены им бездарными киноремесленниками в конце 2023 и начале 2024 года?
Это, поистине, «золотое время», ведь заскучавшие в четырех стенах люди обязательно пойдут в кинотеатры, где по известным всем причинам не показывают многие иностранные фильмы. И «нарвутся» на современные российские киноленты, послушно заплатив дань их создателям.
28 декабря 2023 года на экраны вышел очередной (двенадцатый по счету!) фильм из уже изрядно поднадоевшего всем цикла «про богатырей» – «Три богатыря и Пуп Земли». Невероятно путаный сюжет распадается на множество скучных и плохо продуманных историй. Самое главное – богатыри предотвратили падение на Землю того самого метеорита, который, по одной из теорий, вызвал изменение климата. То есть не произошло вымирания динозавров. Это должна была быть всего лишь пятиминутная завязка всего действия. А что потом?
Учитывая масштаб воздействия, на планете могла появиться даже цивилизация разумных ящериц. Вернувшиеся богатыри не узнали бы свой мир, пришли бы в ужас и все оставшееся время пытались бы исправить свою ошибку. Однако невежественные сценаристы этого фильма о пресловутом «эффекте бабочки» даже и не слышали.
Не лучше оказался фильм «Бременские музыканты», премьера которого состоялась 1 января 2024 года. Это третья попытка «наступить на грабли». В 2000 году уже снимали и продолжение культовых советских мультфильмов, и новую версию. Представленная в качестве третьей серии анимационная лента называлась «Новые бременские музыканты»: атаманша стала банкиршей, гениальный сыщик перешёл на её сторону.
И в том же 2000 году вышел художественный фильм «Бременские музыканты & Co». Его снял Александр Абдулов, который собрал поистине звездный актерский состав – О. Янковский, М. Пуговкин, А. Вертинская, С. Мишулин, А. Адабашьян, Л. Яромльник, А. Збруев, С. Немоляева, М. Глузский и даже бывший начальник охраны Ельцина А. Коржаков.
Оба проекта с треском провалились, сейчас о них мало кто помнит и знает. Что касается современного фильма, то уже его трейлер поразил всех уродливыми ростовыми куклами осла, пса, кошки и петуха: кого-то эти мутанты напугали, у кого-то вызвали приступ тошноты.
И это в наше время, когда даже не художник, и не компьютерщик, а любая нейросеть может нарисовать шикарные образы персонажей. Посмотрите хоть на уже упоминавшегося кота из фильма «По щучьему велению» – чем вам не «бременский музыкант»? Да, смешной, но, по крайней мере, не отвратительный:
Да и зачем рисовать, если есть прекрасный опыт – и советский, и зарубежный. Взгляните ещё раз на Кошку из фильма «Бременские музыканты»:
А теперь посмотрите на Николь Шерзингер в роли Гризабеллы из знаменитого мюзикла Эндрю Ллойда Вебера:
Заметили разницу?
И наш кот Матвей ничуть не хуже заграничной Гризабеллы – жутко обаятельный и симпатичный, хоть и отрицательный персонаж:
Из нового фильма о бременских музыкантах зрители узнали, что Трубадур не романтичный хиппи, а уголовник, который, попав в тюрьму в детском возрасте, провел в ней примерно 20 лет, то есть большую часть своей жизни – легко можно представить его манеры и уровень развития. Вот именно такой мужик и нужен капризной принцессе?
Практически все зрители считают, что современные аранжировки старых песен значительно хуже оригинальных версий (как и их исполнение). А новых песен лучше бы и не было, поскольку они наглядно демонстрируют, насколько упал уровень мастерства нынешних композиторов.
Шутки – не смешные, да еще и повторяющиеся, а порой – и вовсе сортирные. Детей фильм может напугать сценой гибели матери маленького Трубадура и попыткой его сожжения заживо (вместе со всеми «музыкантами»). Финал просто шокирует, потому что Бремен со второй попытки захватила «охмурившая» глупого короля атаманша (даже в мультфильме 2000 года ее попытка такого «охмурения» оказалась неудачной).
Но ведь есть еще и «Холоп 2». Первый фильм претендовал на оригинальность, правда, требовал от зрителей допущения, что главный герой – абсолютно невежественен и туп, как пробка. В продолжении «холоп» оказался женщиной, но это, по мнению сценаристов и режиссера, не является поводом приводить название в соответствии с полом героини.
Метод психолога Льва Арнольдовича, оказывается, не сработал, и сын олигарха Гриша остался тем же самым мажором и балбесом. Бросив едва не сделавшую его человеком девушку из первого фильма, он продолжает «прожигать жизнь», не учится, не работает.
Но от скуки вдруг решил повоспитывать наехавшую на него (на катере – в прямом смысле этого слова) стервозную дочь крупной чиновницы. Сюжет, конечно, вторичен, но второй фильм дороже и красочней первого, в некоторых эпизодах он даже смешной – но второй раз в этом месте смеяться уже не захочется. И вряд ли у кого-то возникнет желание потратить время на то, чтобы посмотреть этот фильм еще раз.
Теперь – о совсем грустном.
Незадолго до нового года – 9 ноября, состоялась премьера первой серии провокационного сериала «Пацаны. Кровь на асфальте» – о подростковых бандах Казани 80-х годов прошлого столетия. Характерно, что в столице Татарстана съемки запретили, и они проходили в Ярославле. Это тот случай, о котором писал А. К. Толстой:
«Бывает, – примолвил свет-солнышко-князь, – Неволя заставит пройти через грязь – Купаться в ней свиньи лишь могут!»
(Баллада «Змей Тугарин»).
О том же сказал глава республики Татарстан Рустам Минниханов:
«Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И вообще, мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы».
Действительно, гордиться тут нечем, помнить о событиях тех лет нужно лишь для того, чтобы не допустить их повторения. Тем более что есть печальный опыт пресловутого сериала «Бригада» (2002 г.), после выхода которого по всей стране стали создаваться подростковые банды, члены которых брали себе имена «любимых героев».
Организатором одной из таких шаек стал 13-летний сын режиссера сериала «Бригада» Алексея Сидорова. В итоге Леонид Сидоров был осужден на 13 лет лишения свободы за разбой, двойное убийство и изнасилование.
Сыгравший главную роль Сергей Безруков вспоминал, что после съемок в этом сериале его часто стали благодарить уголовники – и устно на улице, и даже в письменном виде – потому что в «Бригаде», по их мнению, была показана
«идеальная жизнь, которой мы хотели жить в девяностые годы – истинное братство, верность дружбе».
А главный продюсер «Бригады» Александр Иншаков упоминал о «неких крупных пожертвованиях со стороны частных лиц» (намек, думаю, вполне понятный). Кстати, «погоняло» Сашко Билый взял даже весьма колоритный (до полной карикатурности) и одиозный украинский нацист Музычко – председатель Ровенской областной организации партии УНА-УНСО, председатель Политсовета УНА-УНСО, координатор структур «Правого сектора» на Западной Украине.
Настолько скандальный и одиозный персонаж, что его пришлось убить по приказу министра внутренних дел Арсена Авакова. Но, по официальной версии, при попытке задержания, Музычко, уже будучи в наручниках (!), «случайно выстрелил себе в сердце».
Некоторые высокопоставленные сотрудники полиции и министерства внутренних дел в интервью прямо заявляли, что на сериале «Бригада» выросло целое поколение бандитов. А вот что можно было прочитать в интернет-газете «Вокруг новостей» 7 февраля 2003 года:
«6 февраля в одном из сел Саратовской области после просмотра очередной серии «Бригады» четверо несовершеннолетних учеников решили отомстить учителям… Прокравшись поздно вечером в кабинет математики, подростки облили его бензином и подожгли, после чего, как в фильме, пожали друг другу руки и по очереди обнялись.
29 января зверское убийство произошло в Большесолдатском районе Курской области... братья, школьники... ходили к соседу-пенсионеру смотреть фильмы по телевизору. Особенно им нравился сериал «Бригада», они не пропускали не единой серии.
В тот вечер между братьями и хозяином произошла ссора, те набросились на него и стали избивать пожилого человека поленом. Пока старик лежал без сознания на полу, парни продолжили просмотр любимого фильма. Когда хозяин начал приходить в себя и попытался встать, они снова накинулись на него, начали избивать, после чего задушили. Затем подростки прихватили телевизор и направились домой. Следствие полагает, что причиной убийства стало желание братьев быть похожими на героев телесериала.
18 января трое малолетних жителей столицы Молдовы зверски убили своего соседа по дому – 10-летнего Дмитрия Амурова. Как сообщил представитель комиссариата полиции Михай Буцан, преступление совершено в стиле главных героев российского сериала «Бригада».
Также 18 января в Воронежской области итогом разборки между россошанскими школьниками, насмотревшимися сериала «Бригада», стала смерть 12-летнего ребенка».
То же издание – 5 марта 2003 года:
«В столице задержаны семь студентов Московского института предпринимательства и права. Они вымогали деньги у коммерсантов... При задержании первокурсники объяснили, что решили поиграть в бандитов, основываясь на опыте героев «Бригады». До этого случая героям телесериала подражали только школьники».
Напомним, сериал вышел в 2002 году. И первые жертвы его создателей фиксировались уже в январе 2003 года
И вот – опять на те же грабли! Дети снова создают банды и «играют в пацанов», в ходу забытое слово «чушпан». Но нашим властям мало трансляций в интернет-кинотеатре, в апреле планируется премьерный показ этого сериала на канале НТВ.
Кстати, в Интернете уже ходит шутка о желании посмотреть сериал «Слово чушпана»: о том, как дети хорошо учатся в школе, после уроков ходят на занятия в кружки и спортивные секции, смотрят интеллектуальные телепередачи. Впрочем, не совсем шутка: это отражение уже сформировавшегося запроса общества на новых героев: не мажоров, не бандитов и шпанят, и даже не «ментов» – нормальных людей.
Кстати, преступное действие было зафиксировано и непосредственно в процессе съёмок сериала «Слово пацана»: взрослый мужчина – 24-летний Рузиль Минекаев, поцеловал 14-летнюю Алину Пересильд. Девочка призналась, что это был первый поцелуй в ее жизни. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, такие поступки расцениваются, как действия сексуального характера, совершеннные лицом старше 18 лет в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, и наказываются
«обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
На западных киностудиях, если сюжет фильма предусматривает какую-то, даже самую невинную интимную сцену (например, в экранизациях набоковской «Лолиты»), на роли девочек всегда берут совершеннолетних актрис. Ни один зарубежный актер, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, никогда не обнимет и не поцелует в губы ребенка – это не просто скандал, а катастрофа. Расплата может настигнуть и через 20 лет – если повзрослевшая девочка решит подзаработать и заявит, что тот вынужденный поцелуй нанес непоправимый ущерб её психическому здоровью.
А ведь героиня Алины Пересильд, согласно сюжету, была ещё и изнасилована, после чего родители отказали ей в помощи и поддержке, знакомые отвернулись, она подверглась всеобщему презрению... Какая-то запредельная чернуха и невыносимая депрессивная жуть. Каким навозом набита голова людей, утвердивших на эту роль 14-летнюю девочку? И, конкретно, у режиссёра фильма – неуважаемого господина А. Н. Першина, который называет себя «Жорой Крыжовниковым» (кстати, мужичку-то ведь уже 45 лет, а он до сих пор в мальчика играет).
Думается, у органов опеки могли бы возникнуть вопросы к родителям Алины Пересильд. Главный: безопасно ли для девочки и дальше находиться в этой семье? Мало ли какую новую роль найдет для нее через год мама-«космонавтка»?
Но вернемся к новогодним программам.
Что же приготовили на эти «каникулы» российские телевизионщики?
То же, что и всегда: старые советские комедии, которые сегодня показывают на одном канале, завтра на другом, а послезавтра на третьем. И бесконечные повторы программ, снятых за последние 2–3 года.
Но поставили в эфир и пресловутый фильм «Вызов», в котором главную роль сыграла мать Алины – Ю. Пересильд. Оказалось, что это типичный «производственный» фильм, к тому же – «развесистая клюква» с надуманной ситуацией, не имеющей никакого отношения к реальности. Неудивительно, что эта картина вызвала одинаково яростное неприятие и у врачей, и у космонавтов. Абсолютно непонятно, зачем и с какой целью потребовалась организация дорогостоящих съёмок на космической станции, если, используя современные технологии, в павильоне все это можно было снять не только не хуже, а намного лучше? Чтобы «отмыть» побольше бюджетных средств?
Соригинальничать попытались бывшие кавээнщики ТНТ, которые покусились на классическую комедию Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Получилось… Нет, не так: не получилось вообще ничего, тем более – чего-то хорошего. Обычно проекты такого рода упрекают в скрытой рекламе спонсорских товаров.
В данном случае скрытой рекламы не было – она была явной и в запредельном количестве. Актеры из бывших кавээнщики никакие – не играют, а кривляются. Песни – явно выбивались из контекста, по какому принципу их подбирали, совершенно непонятно. А ведь в 1997 году на ту же тему был снят музыкальный фильм «Старые песни о главном – 3» – вероятно, единственный удачный проект такого рода.
На международном фестивале музыкальных и развлекательных программ в г. Албена (Болгария) фильм получил премии «Золотая Олива» и «Золотая Антенна». Это было полноценное продолжение советской кинокартины: оказалось, что Иван Грозный и управдом Бунша так и не успели поменяться местами, оставшись в чужом для них времени. В главных ролях снимались А. Демьяненко, Ю. Яковлев, Л. Куравлев, М. Пуговкин, Н. Селезнева и Н. Крачковская.
Вокальные партии, помимо прочих, исполнили Лиз Митчелл вместе с неожиданно оказавшимся в составе группы «Бони М» А. Буйновым, Крис Норман в дуэте с Н. Королевой и Марыля Радович. Все музыкальные номера оказались к месту и не вызывали никаких вопросов.
Этот фильм давно не показывают – видимо, именно из-за его высокого уровня, на фоне которого особенно проявится убожество нынешних новогодних программ.
Но в последнее время появилась крайне тревожная тенденция: бездарные ремейки и пародии начинают нравиться зрителям, в Интернете есть положительные отзывы и о новых «Бременских музыкантах», и о нелепой телеподелке ТНТ. То есть «пластиковая каша» из фильма «Кин-дза-дза» некоторым уже кажется вкуснее натуральной. Очень печальный симптом, свидетельствующий о падении культурного уровня российских граждан.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А нам всё показывают плачущих от восторга зрителей, выходящих из кинозалов. Я в кино давно не хожу: не хочу разочаровываться. Но не теряю надежды на возрождение отечественного кинематографа! Была в советское время расхожая фраза: секрет успеха - в массовости.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]