Об этом говоря пословицы и поговорки: «Вольно тому шалить, кто
смолоду не бит», «И резвому коню кнут нужен», «За добро — спасибо, а за
грех — поплатись», «Поменьше корми, побольше пори – человеком вырастет».Похвала
для ребенка считалась опасной. В языческой Руси ей придавали большое
значение. Люди верили, что злые духи или колдуны услышат, какой ребенок
хороший и сглазят его. Или того хуже – украдут. Вот и говорили: хвала в
очи – хуже порчи. С крещением Руси положение не изменилось, просто
теперь стали ссылаться на Ветхий Завет. В нем было точно указано, что
юношей следует пороть розгами: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит
сына; а кто любит, тот наказывает...». В «Изборнике» 1076 года было
указано, что дитё следует «укрощать» с младенчества и ломать ему волю,
чтобы рос в послушании. А «Домострой» времен Ивана Грозного это
поддерживал и призывал «не жалеть младенцев, бия».
Почему
именно «по мягкому месту»? Да потому, что бить по ягодицам – наименее
травматично, довольно болезненно и весьма унизительно, ведь для порки
нужно публично раздеться. Таким образом полностью исключается
возможность покалечить ребенка, а при домашнем наказании следы побоев
легко скрываются. Взрослых, в отличие от детей, пороли по спине. Порка по ягодицам взрослого мужчины считалась совсем постыдным наказанием.
Следует
сказать, что в России вплоть до XIX века в школах, в гимназиях и в
семинариях учеников пороли. О крайне жестоких наказаниях в «очерках
бурсы» красочно писал бывший семинарист Николай Герасимович Помяловский,
которого самого «выдрали» не менее четырехсот раз! Он вспоминал, что
наказание и жестокие нравы вытравили из него веру в Бога и всякое
желание быть священником. Пороли даже будущих офицеров –
воспитанников кадетских корпусов. Александр Сергеевич Пушкин указывал,
что это воспитывает из кадетов «палачей, а не начальников». По
данным профессора Николая Ивановича Пирогова в Киеве с 1857 по 1859 год
были наказаны розгами до трети всех учеников, а в гимназии Житомира
выпороли половину учеников. Да
что там говорить о детях, когда в России вплоть до конца XVIII века
побить батогами могли высоких чиновников и духовенство. Лишь в 1785 году
вышла жалованная грамота, в которой благородные люди освобождались от
наказаний, а через 11 лет перестали пороть купцов и священников. Антрополог
Игорь Семенович Кон в статье «Телесные наказания детей в России» писал,
что только в 1863 году были отменены экзекуции взрослых – запретили
наказывать шпицрутенами, кошками, плетями, клеймением. От экзекуции были
освобождены женщины, священники, учителя, крестьяне, занимающиеся
самоуправлением. Но розги сохранили – ими пороли крестьян, каторжников, солдат и матросов в арестантских ротах. Детей
пороть стали реже, а в 1864 году пороть запретили вообще. Однако,
вплоть до 20-х годов XX столетия в деревнях и селах школьников
продолжали пороть розгами самым унизительным способом – по «мягкому
месту». Сохранялись
домашние наказания. Врач и этнограф Дмитрий Николаевич Жбанков в 1908
году в Москве опросил 324 студентки. Оказалось, что 75 из них были
родителями высечены розгами, а 85 наказаны другими способами, в том
числе их стегали вожжами. Только в советской школе физических
наказаний не было совсем. Однако, до сих пор 80% российских родителей
шлепают и даже бьют ремнем своих чад по старой дедовской традиции – «по
мягкому месту».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|