В данном материале поговорим о присоединении Приморья к России и его освоения.
Начнем
с географического определения региона. Приморье - область между рекой
Уссури на западе и Тихим океаном на востоке. На севере Приморье доходит
до южной части современного Хабаровского края. Грубо говоря, это такой
аппендикс русской земли, между Китаем и Тихим океаном.
Не
станем сильно углубляться в глубины истории. Первым государством на
территории Приморья стала Бохайская держава. Она располагалась на части
территории Маньчжурии, Северной Кореи, Южного Приморья. Этнически,
бохайцы представляли собой конгломерат тунгусо-маньчжурских народов.
Среди них, можно выделить народ мохэ, чьи поселения находились, в том
числе, в Приморье. Южное Приморье составляло лишь край державы Бохай,
окраину государства. Но и там археологи находят города и поселения
бохайцев. Бохайское государство просуществовало 698 по 926 гг. Затем оно
было завоевано государством киданей (империей Ляо). Ну а затем
несколько волн нашествий кочевников привели к безлюдности Приморья. Так
продолжалось много столетий. Лишь малочисленные удэгейские поселения
охотников, рыбаков и собирателей населяли эту землю.
По
результатам Айгуньского договора (1858) и Пекинского трактата (1860),
между Российской империей и Маньчжурской империей Цин Приамурье и
Приморье официально вошли в состав России.
В 1859 году казаками и
линейными частями армии основывается ряд военных постов в Приморье. В
1860 году транспорт «Манджур» высаживает первую партию военных и
поселенцев военного поста Владивосток. Через десять лет Владивосток
становится главной базой военно-морского флота на Тихом океане.
img 1. дореволюционный Владивосток
Первоначальное
заселение Приморья (Южно – Уссурийского края) осуществлялось в основном
крестьянами с берегом нижнего Амура и казаками. Ими были основаны такие
села, как Раздольное, Шкотово и др. Огромные незаселенные территории
Империи, отсутствие надежных путей сообщения, препятствовали заселению
края. За первые двадцать лет счет шел на тысячи. При всем при том, что
именно южное Приморье имело наиболее мягкий климат и землю,
благоприятную для сельского хозяйства.
Осознание царским
правительством важности колонизации нового края, привело к созданию
нового переселенческого маршрута – морем. Осуществлением обеспечения
притока население в Приморье морским путем занимался Добровольный флот
(Доброфлот). Организация, основанная на капитале государственной казны и
пожертвованиях членов правящей императорской семьи Романовых, других
представителей торговой, аристократической и промышленной элиты империи.
В
1880 году был осуществлен первый морской рейс Одесса – Владивосток. С
1882 года была налажена постоянная торгово-пассажирская линия. Главным
образом в эти годы в Приморье переселялись крестьяне из Левобережной
Украины (Черниговская, Полтавская, Харьковская губернии).
До введения в строй Транссибирской железнодорожной магистрали, морской пусть оставался самым экономичным, быстрым и действенным.
По
результатам переписи 1897 года, около 15 % всех жителей Дальнего
Востока прибыли туда с малороссийских губерний Российской империи.
Наиболее плотно и компактно украинцф (малороссы) селились в районе
города Уссурийска. Эти люди достаточно быстро теряли свои региональные
особенности (культуру, языковые диалекты и т.п.), растворяясь в общем
массе дальневосточного населения. Впрочем, это касалось и поселенцев из
других регионов большой империи. Данный материал, скорее обзорный, не
касающийся деталей процесса освоения Дальнего Востока. В дальнейшем, в
рамках серии обзоров «Восточная история», будут более подробно
рассмотрены детали этнической истории Дальнего Востока (украинский
Зеленый Клин, еврейская колонизация ЕАО, корейцы на русском Дальнем
Востоке и пр.).
Население всего Дальнего Востока на начало двадцатого столетия составляло полмиллиона человек.
Новый
этап освоения восточных земель России связан с грандиозным проектом
Транссиба. Его начали строить в 1892 году, одновременно с Владивостока и
Челябинска. Открытие сплошного движения через территории России
произошло в 1916 году. А в 1903 году было пущено движения через
Маньчжурию, так называемая КВЖД.
Введение в строй Транссибирской
магистрали, а так же переселенческая политика премьер – министра П. А.
Столыпина, резко усилили приток населения. В 1900 году закрывается
морская линия Одесса – Владивосток. До падения Российской империи,
только на территорию Приморья по железной дороге переселилось около 200
тыс. человек.
Было это и сельское крестьянское население, казаки,
люди рабочих специальностей (доля городского населения в Приморье была
выше, чем в среднем по стране), выделялись земли отставным военным.
Однако,
дальнейшему развитию региона помешала революция и гражданская война.
Следующим этап осознанного целенаправленного освоения региона начался в
тридцатые годы. Он связан с промышленным развитием, бурным ростом
городов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.