О забытом сегодня ремесле шарманщика мы в детстве узнаем из сказки о деревянном мальчике Буратино. Создатель Буратино, которого звали папа Карло, был по профессии шарманщиком. Вот только о тонкостях его ремесла и о том, что собой представлял его музыкальный инструмент, из этой сказки узнать нельзя...
Шарманка - небольшой ручной орган без клавиш, приводимый в действие рукояткой. Это определение дореволюционного словаря Брокгауза и Ефрона.
Все просто, как мир
Механизм работы шарманки был довольно простым. Звук незатейливой мелодии появлялся при вращении ручки, прикрепленной к валику. На нем, в свою очередь, имелись небольшие выступы - «кулачки», которые заставляли двигаться внутренние механизмы инструмента, состоявшие из рычажков, мехов и звуковых трубочек. Обычно на шарманку можно было записать 6-8 мелодий. Благодаря одной из песен, исполненной впервые на этом механическом инструменте, шарманка и получила свое имя. А называлась та композиция «Прекрасная Катрин». На французском языке это звучало как Charmante Catherine. Поэтому в старину в России шарманку иногда ласково называли «катеринкой».
История шарманки началась достаточно давно. Об инструментах, имевших схожее устройство, было известно уже в первых веках до нашей эры. Однако историки считают, что лишь в XVII веке изобрели ту шарманку, с которой бродил по дворам сказочный папа Карло.
Вначале это был инструмент, с помощью которого обучали канареек и других певчих птиц насвистывать незатейливые мелодии. Так как шарманка была достаточно проста и не требовала особого умения владеть техникой и правилами игры, ее очень быстро оценили бродячие музыканты и стали использовать для уличных выступлений.
Первые модели шарманок были способны воспроизводить лишь одну мелодию, которая довольно быстро всем наскучивала. Со временем, научившись разбираться в механизмах шарманки, музыканты могли самостоятельно менять валики для увеличения количества возможных песен, исполняемых на их инструменте.
«Вдоль по Питерской...»
В отличие от своих зарубежных коллег, российские шарманщики не ограничивались чисто музыкальным развлечением своих слушателей. Они были универсалами. Вот что вспоминает о шарманщиках писатель Лев Успенский в своих «Записках старого петербуржца».
«...во двор уже входит, перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый шарманщик.
Такой же тощий и черномазый мальчишка несет за ним клетку с ободранным зеленым попугаем, ящичек, в котором плотно уложены, как в картотеке, картонные билетики - "счастье", маленький вытертый коврик...
Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный "счастьем" ящик... Мальчишка уже разостлал поодаль трепаный, грязнее каменной мостовой, коврик. Свой картуз с переломленным козырьком он положил, как чашку, тут же около, на панели...»
Ах, этот нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии тогдашних разбитых шарманок!
Зззззачем ты, безззумная, губишь
Таво, кто увлекся тобой?
Неужели меня ты не любишь?
Не любишь, так бог же с тобой!»
Репертуар шарманщиков состоял из популярных в то время песен: «Вдоль по Питерской», «Шумел, горел пожар московский», «Маруся отравилась», «Разлука ты, разлука». Люди щедро подавали шарманщикам. Вот как пишет об этом Успенский: «И одно за другим распахиваются окна. И высовываются "дворовые", не "фасадные" головы - кухарок, горничных, приживалок... И вот уже летит на землю первый, завернутый в бумажку, алтын… И незавернутый пятак падает и катится точно, как у Достоевского, - по рассказу Григоровича, - "звеня и подпрыгивая", к ногам музыканта... Еще, еще, опять...»
Иногда у шарманщика на плече сидела маленькая обезьянка, которая тоже участвовала в выступлении - она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.
Иногда вместо обезьянки публику развлекал попугай, который за копеечку вынимал из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» - на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. Ну, своего рода тогдашний гороскоп. И люди ведь верили...
Профессия шарманщика изжила себя сама. Появились граммофоны и патефоны, которые сделали музыку доступной для всех слоев общества. Шарманки больше никто не изготавливал, и по мере их износа уменьшалось количество тех, кто ходил с ними по дворам.
О шарманках и шарманщиках сегодня вспоминают лишь любители истории, да певцы, для которых этот незатейливый музыкальный инструмент стал экзотикой.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.