Среди потомков казаков популярен романтизированный образ казачества как «вольного общества», противопоставленного крепостнической России. Однако подобные представления не вполне соответствуют историческим реалиям. В Земле Войска Донского столетиями процветали рабовладение и работорговля, а количество невольников измерялось тысячами.
Что такое ясырь
Пленников, захваченных казаками во время военных походов, называли тюркским словом «ясырь». Совершая набеги на земли Крымского ханства, Османской империи и на Кавказ, донцы уводили с собой множество татар, турок, ногайцев, калмыков, черкесов и представителей других народов. Решающее значение имел религиозный фактор – большинство ясырей были мусульманами. При захвате добычи казаки отпускали единоверцев – к примеру, православных греков.
Однако это правило было не абсолютным. В начале XVIII века число донских невольников пополнили шведы-христиане из армии Карла XII. Обратить «в ясырь» могли и преступников из числа самих казаков. Такая участь ждала, например, тех, кто подымал бунт против атаманов – они считались уже не казаками, а «врагами донского казачества». После удачных походов количество ясырей измерялось сотнями. Советский историк казачества Николай Янчевский приводил следующие цифры:
«В 1650 году близ Царьгорода взято 150 человек «ясырю», в 1653 году в Крыму и Анатолии – около 600 человек, в 1655 году в Тамани – 100 человек, в 1657 году около Гезлева (Евпатория) – 600 человек, 1659 году в Керче, Булыклее, Керчи и Анатолии – 200 человек».
Единовременно в Земле Войска Донского могло содержаться до нескольких тысяч невольников. Донцы предпочитали держать в плену женщин, детей, подростков. Захваченных взрослых мужчин казаки часто казнили, чтобы в случае нападения врага ясыри не превратились в «пятую колонну».
По обычаю, в течение определённого времени пленных имели право выкупить их родственники и соотечественники. Поэтому казаки обращались с невольниками сравнительно гуманно, не нанося им увечий.
В течение XVI-XVII веков выкуп ясыря был одной из главных статей доходов Тихого Дона. В низовьях реки существовали особые площадки, где держали пленников, к примеру, известный Окупной Яр. На месте одного из таких невольничьих «рынков», предположительно, возник хутор Ясырев.
Однако если к пленнику никто не проявлял интереса, казак получал право убить его или продать «на сторону» – с этой целью на Дон приезжали торговые люди из Московии. Самые дешёвые ясыри продавались по цене степных коней – за 20 рублей. В книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в середине XVII века» рассказывается, что татарских и турецких пленников нередко можно было встретить в домах московских богачей, а порой и простолюдинов. Они были крещены, но содержались на положении холопов.
Немалую часть ясыря казаки оставляли в своей собственности.
«Рабство [на Дону] носило патриархальный характер, – утверждает доктор исторических наук Олег Усенко. – Мужчины использовались в качестве слуг или работников на промыслах. Их труд наиболее широко применяли «домовитые казаки».
Атаман Пётр Краснов в «Исторических очерках Дона» перечисляет отрасли, в которых были задействованы ясыри. Пленники ковали казакам оружие, стерегли лошадей, вытёсывали лодки, строили избы и военные укрепления. С началом распашки земель Дона часть ясырей была обращена в крепостных.
Особый интерес для казаков представляли захваченные в плен женщины. В ранний период казачества они становились рабынями-наложницами, причём одну женщину часто заставляли сожительствовать сразу с несколькими мужчинами. Позднее казаки стали крестить «потурчанок» и жениться на них. Приток турецкой, татарской и кавказской крови определил многие антропологические и культурные особенности низовых казаков. Если казак уже был женат, его жена могла взять рабыню в качестве домашней прислуги, помощницы по хозяйству. Даже в XIX веке служанки и горничные в Новочеркасске по традиции назывались «ясырками».
С конца XVII века московское правительство взяло вопрос «размена полона» под свой контроль. При Петре I набеги «за ясырём» на Османскую империю были официально запрещены. Как раз с этого периода казаки всё чаще стали не отдавать пленников за выкуп, а обращать их в личных рабов, не видя в этом ничего зазорного. Только в конце XVIII века российскому правительству удалось искоренить рабовладение на Дону.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.