Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными
ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза?
Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли
класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы
зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином
регионе. Разодранная рубахаРодственники
отстранялись от многих обязанностей по организации проводов в последний
путь умершего. Им запрещалось выносить гроб — это была обязанность
добровольцев из числа односельчан, друзей, сослуживцев. Родные
также не могли омывать и одевать тело. Делали это вдовы, которые
сохраняли траур по почившему мужу и не вышли замуж повторно. По
наблюдениям этнографа М. И. Осокина, в Малмыжском уезде Вятской губернии
перед омовением запрещалось снимать с умершего рубаху через голову. Ее
раздирали вдоль тела. В Киргинской слободе Ирбитского уезда Пермской
губернии умерших одевали в ту одежду, которую они любили носить при
жизни. Беспрерывная молитваЗакрыть
глаза испустившего последний дух в идеале должен был священник. На
худой конец, это дозволялось сделать врачу или близкому человеку, не
связанному с почившим кровным родством. В Сибири же только родным
разрешалось оставаться на ночь у гроба покойного, чтобы при
необходимости закрывать ему глаза. При этом спать или дремать рядом с
гробом запрещалось. Священники объясняют запрет на оставление покойника
одного и сон рядом с ним тем, что над новопреставленным необходимо без
перерывов читать молитвы, чтобы его душа прошла мытарства и отправилась в
Царствие Небесное через 40 дней после смерти. Щепа от гробаВ
одном из своих очерков известный земский врач Иван Моллесон писал, что в
Пермской губернии щепу и куски дерева от изготовленного гроба строго
запрещалось сжигать в печи. Их следовало бросить «на волю» — например,
отнести вместе с навозом в поле или бросить в лесу. Запрет на сжигание в
печи объяснялся тем, что от разведенного огня покойнику будет жарко на
том свете. К слову, пермякам запрещалось рассчитываться с гробовщиком
деньгами. Только вином. Дьявольские гнездаПо
традиции захоронение умершего проводилось на третий день после кончины.
Копать могилу родственникам также запрещалось. Но в Оренбургской
губернии никогда не оставляли вырытую могилу на ночь. По наблюдениям
краеведа В. Малмецкого, местные жители верили, что в оставленной на ночь
могиле «дьявол заведет свои гнезда». Поэтому могилу копали
непосредственно в день похорон. Обман смертиДля
обмана смерти, которая не должна вернуться и забрать оставшихся в
живых, существовали многочисленные ритуалы. Один из них описан в статье
Светланы Голиковой «Похоронные обряды русских Урала середины XIX —
начала XX в.». Так, в селе Мурзинском Верхотурского уезда сразу после
выноса гроба затворяли двери комнаты, где лежало тело. В селе
Спасобардинском Кунгурского уезда домашним запрещалось сразу же
следовать за выносимым гробом. Они должны были остаться внутри избы и
после выноса гроба на короткое время закрыть все окна и двери.
Считалось, что нарушение этого ритуала не позволит покойнику уйти одному
из дома, и в скором времени последует новая смерть. Кому сидеть на гробеФольклорист
и этнограф Павел Богословский описывал обряд «проводничества». Гроб
ставили на дровни и направлялись на погост, при этом родственники во
время пути могли сесть на закрытый гроб. Если скончавшийся был мужчиной,
то сесть к нему на гроб разрешалось детям. А вот жене запрещалось. Если
же скончавшаяся была женщиной, то дети и муж могли ехать на погост,
сидя на ее гробе. Многочисленные запреты при шествии похоронной
процессии сохраняются и сегодня. Ее нельзя опережать и пересекать
дорогу, а завидев на пути, стоит остановиться и снять головной убор. Последняя разлукаБытует
мнение, что в гроб к покойному нельзя опускать личные вещи, чтобы они
«не утянули» хозяина на тот свет. А вот на Урале перед закрытием крышки в
гроб опускали огарки свечек, которые горели во время отпевания. Верили,
что с ними душа покойного «выйдет навстречу Христу». По наблюдениям
историка и этнографа А. Топоркова в Екатеринбургском уезде, близкие и
родственники при опускании гроба в могилу совершали обряд «последней
разлуки», бросая в могилу носовые платки. Брошенные дровниПравилу,
что нельзя забирать с кладбища вещи, следуют все русские. Именно
поэтому никогда не берут использованные во время погребения полотенца,
платки, посуду. Известный пермский краевед XIX века Василий Шишонко в
своих летописях отмечал, что обрусевшие пермяки шли еще дальше — они
оставляли на кладбище дровни, на которых был привезен гроб. В Вятской
губернии бытовало поверье, что дровни, на которых везли покойника,
больше нельзя использовать, поэтому их всегда бросали неподалеку от
погоста. Этнограф и пермский краевед И. Я. Стяжкин подметил еще одну
интересную деталь: если в доме было несколько дверей, возвращающимся с
погоста запрещалось входить в ту, через которую выносили покойника. Прощай!По
традиции, существует время, когда запрещается навещать умершего. Нельзя
ходить на кладбище в день рождения почившего, а также в Пасхальное
воскресение. Считается, что эти дни покойники проводят у Божьего
престола, и беспокоить их посещением не следует. Входить
на само кладбище нужно в калитку, а не в большие ворота, которые
открываются для прохода траурного шествия. Как поясняет в одной из
статей фольклорист и этнограф В. Добровольская, в народе бытует мнение,
что вошедшего в ворота «самого скоро повезут». В архиве
научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии
сохранилось подтверждение на запрет плотного закрытия калиток оград,
которыми огорожены конкретные места захоронения. При нарушении этого
правила мертвые начинают приходить к живым и просить «оставить хоть
маленькую щелочку». При уходе с кладбища нельзя оглядываться, а
при расставании с покойником во время похорон и при посещении могилы не
стоит говорить: «До свидания». Только: «Прощай!».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|