Торговля людьми в современной России, как и в большинстве стран мира,
считается преступлением. Но до отмены крепостного права в 1861 году
крестьяне являлись такой же собственностью помещика, как и лошади,
собаки, охотничьи ружья, мебель и т.п. Людей можно было не только
продавать целыми семьями или поодиночке, но и закладывать, дарить, а
также обменивать на другое имущество. Крестьяне – это товарИзвестный
историк Борис Тарасов в своей книге «Россия крепостная. История
народного рабства» (Москва, 2011 г.) отметил, что полное закабаление
крестьян и превращение их в собственность помещиков произошло при явном
попустительстве со стороны государственной власти. «Торговля
людьми в России с начала XVIII и до середины XIX столетия была
совершенно обыкновенным делом. Владельцы продавали крепостных крестьян
точно так же, как любое другое имущество, давая объявления об этом в
газетах или приводя свой живой товар на рынки», – написал Б.Ю. Тарасов. Не
менее суровая оценка закабаления крестьян содержится в книге
«Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти?» (Москва, 2016
г.), которую в соавторстве написали Сергей Кара-Мурза, Михаил Шевченко и
Александр Чаянов. «Разложение
феодализма сопровождалось не только непомерным ростом эксплуатации
труда закрепощенных масс, но и чудовищным надругательством над их
личностью и человеческим достоинством. В это время частновладельческие
крестьяне и дворовые по существу перестали считаться людьми... Их
свободно меняли на собак, проигрывали в карты, дарили, завещали и
закладывали», – посетовали авторы исторического исследования. От 50 копеек до 5 тысячСтоимость
каждого конкретного человека в России варьировалась в зависимости от
пола, возраста и профессиональных навыков. Б.Ю. Тарасов указал, что в
середине XVIII века средняя цена крестьянина составляла около 30 рублей,
а к 80-м годам она выросла до сотни «целковых». Больше всего
платили за людей искусства. Талантливого музыканта могли продать за 800
рублей, а за актрису крепостного театра, если она была молода и хороша
собой, просили до 5 тысяч. Хотя где-нибудь в Новгородской губернии
обычную девушку можно было купить всего за 5 рублей, а годовалый ребенок
оценивался в 50 копеек. В книге «Крепостная Россия. Мудрость
народа или произвол власти?» приводятся, как пример, такие объявления,
печатавшиеся в газетах второй половины XVIII века: «Некто продает 11 лет девочку и 15 лет парикмахера, да сверх того 4 кровати, перины и прочий домашний скарб». «Продается малый 17 лет и мебель». «Продается малосольная осетрина, семь сивых меринов и муж с женою». «За отъездом продается лошадь, две горничных девушки и т. п.». Люди поставлены в один перечень со скотом и предметами домашнего обихода. И отношение к ним было соответствующим. На породистых собакХотя
животных нельзя причислять к вещам, все же, в современной России они
считаются собственностью своих хозяев, и породистых щенков покупают и
продают за весьма значительные суммы. Доктор исторических наук
Сергей Нефëдов в своей монографии «История России. Факторный анализ. Том
2. От окончания Смуты до Февральской революции» (Москва, 2010 г.)
процитировал слова некоего сельского священника: «Всем известно, что
помещики-псари за одну собаку меняли сотню людей. Бывали случаи, когда
за борзую отдавали деревни крестьян. Один продавал девушек-невест по 25
рублей, другой в то же время покупал борзых щенков по 3000 рублей. Стало
быть, 120 девушек равнялись одной суке». Порой особо породистые щенки по прихоти богачей, неумеренно соривших деньгами, своей стоимостью доходили до 10 тысяч. В
ростовской газете «Приазовье» 4 апреля 2018 года была опубликована
статья журналистки Татьяны Стаценко «Когда людей меняли на собак». В ней
рассказывается об исследовании, которое провел местный историк Дмитрий
Зенюк. Он выяснил, что предки жителей села Маргаритово Азовского района
Ростовской области, вероятнее всего, были в конце XVIII века обменены на
породистых собак. И легенда, бытующая среди старожилов, имеет под собой
реальное основание. Как пояснил Дмитрий Зенюк, село было основано
в 1783 году неким «греко-албанским переселенцем» Маргаритом
Мануиловичем Блазо. По рассказам местных жителей, он профессионально
занимался разведением собак и нередко обменивал их на крестьян. Первыми
жителями села Маргаритово стали шесть семей, которых М.М. Блазо
переселил в Приазовье из Рязанской губернии, получив крестьян в обмен на
породистых четвероногих питомцев. Эти сведения подтверждаются
записями священника местной Благовещенской церкви Диомира Шамраева. В
1901 году в ответ на запрос XII археологического съезда он написал:
«Маргаритовка образована из крепостных крестьян, переселённых из
Рязанской губернии, сохранивших и теперь свой великорусский язык». Как
предполагает историк Дмитрий Зенюк, владельцем обмененных крестьян был
генерал-лейтенант Лев Дмитриевич Измайлов (1764-1834 гг.), которому
принадлежало обширное поместье на Рязанщине. Согласно достоверным
свидетельствам, у генерала было около 700 породистых собак, для которых
он ничего не жалел. И в обмен на нового замечательного щенка дворянин
был готов отдать столько крестьян, сколько запросят. На лошадейПомещиков,
которые превыше всего ценили породистых скакунов, в России было никак
не меньше, чем увлеченных собаководов. Поэтому никого не удивляло, что
крестьян меняли на лошадей. Причем, стоили эти благородные животные
заметно больше, чем люди. В нескольких номерах журнала «Русский
архив» за 1869-1870 годы были напечатаны мемуары адмирала Павла
Васильевича Чичагова, которые так и называются: «Записки адмирала
Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал».
Среди всего прочего адмирал отметил: «При Императоре Александре я пустил
на выкуп своих крестьян, ради их освобождения; за каждую душу мужского
пола, кроме женщин, мне выдали по 150 рублей. Цена была назначена самим
правительством. Желая в то же время избавиться от конского завода,
устроенного в моем имении, я продал старых английских маток за триста,
четыреста рублей каждую, т. е. более, нежели вдвое против стоимости
людей». Даже старая кобыла стоила дороже, чем крестьянин. А за молодых и породистых скакунов отдавали целые села вместе с населением. На виолончель, часы и мебельВ
своей книге «Крепостной Петербург пушкинского времени» (Ленинград, 1937
г.) известный искусствовед Андрей Яцевич подчеркнул, что помещики могли
обменивать крестьян и на различные предметы. Например, на музыкальные
инструменты. «Пушкин, как известно, был дружен с Михаилом и
Матвеем Виельгорскими. Последний был прославленным музыкантом своего
времени, владевшим замечательной виолончелью итальянской работы, которую
он получил в обмен «на тройку лошадей с экипажем и кучером в придачу».
На портрете Виельгорского кисти Карла Брюллова художник запечатлел и эту
замечательную виолончель», – написал А.Г. Яцевич. То есть, за свой инструмент музыкант Матвей Виельгорский отдал человека, трех лошадей и экипаж. Впрочем,
за крестьян получали и более прозаичные вещи. Так, некий казачий есаул
Попов обменял принадлежавшую ему женщину на часы. Об этой истории
упомянул известный философ Александр Герцен в своей газете «Колокол» за
1860 год. В целом, за человека можно было получить любой
необходимый предмет домашнего обихода: от мебели до сервиза. А
разорившиеся помещики часто продавали свой личный скарб вместе со
слугами. На охотничьи ружьяПомимо
всего прочего, дворяне очень ценили охотничьи ружья иностранного
производства. В XVIII веке они импортировались в Россию из Европы и
могли стоить по нескольку сотен рублей. Стоит ли говорить, что за такое
огнестрельное оружие, часто украшенное металлическими вставками с
растительным орнаментом, любители охоты с легкостью отдавали своих
крепостных. Некоторые дворяне екатерининской эпохи увлекались
коллекционированием французских, английских, испанских и греческих
ружей, а также замечательных дамасских сабель, ножны которых были
оправлены в золото и богато декорированы драгоценными камнями. За такую
красоту иному помещику было не жаль отдать какое-нибудь сельцо. На разные услугиОчень
часто крестьян обменивали не на конкретные предметы или скотину, а на
различные услуги, необходимые помещикам. Людей дарили чиновникам в
качестве взятки, купцам – за тот или иной товар, священникам – за
обещание помолиться о душе дворянина. Например, в книге
«Крепостной Петербург пушкинского времени» приведен отрывок из мемуаров
известного дипломата Дмитрия Николаевича Свербеева, которые были изданы в
Москве в 1899 году. Он написал: «... крестьянских мальчиков и девочек
дарилось, особенно барынями, порядочное количество. Набожные барыни
любили награждать своих духовных отцов или поступались знакомым купцам
или купчихам, хотя ни те, ни другие не имели права иметь у себя
крепостных и держали их у себя в рабстве, часто весьма тяжелом, на имя
дарителей. По недостатку в деньгах или по скупости дарили людей
судейским и приказным за их одолжения по тяжебным и следственным делам». То
есть, если нужно было за что-то отблагодарить чиновника, купца или
священника, а денег на подарок тратить не хотелось (свои, кровные), то
помещик мог отдать взамен за оказанную услугу нескольких крестьян.
Например, просто отняв детей у их родителей. А.Г. Яцевич отметил,
что гвардейские офицеры в пушкинскую эпоху нередко обменивали своих
крепостных на продолжительный отпуск от службы у непосредственного
начальства.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|