При старом режиме
осуждённых к смертной казни вешали либо расстреливали. После
большевистской революции власти остановились на расстреле как наиболее
быстром и удобном способе, идеальном для массовых экзекуций. Поскольку
до начала 1920-х гг. судебного кодекса и прокурорского
надзора не существовало, то в процедуре осуждения, исполнения приговора и
захоронения могли быть различные варианты. Так, осуждённых к высшей
мере наказания могли подчас казнить публично. Именно таким образом были
расстреляны бывшие царские министры в сентябре 1918 г. В те же дни по
указанию председателя ВЦИК Я.М. Свердлова комендантом Кремля П.Д.
Мальковым в присутствии жившего в Кремле поэта Демьяна Бедного прямо в
гараже была расстреляна Фанни Каплан, причём труп террористки не был
захоронен, а сожжён в железной бочке с помощью керосина.
Процедура
исполнения смертной казни в 1922 – 1924 гг. регламентировалась
циркуляром Верховного трибунала РСФСР от 14 октября 1922 г., который в
реальности постоянно нарушался. Изучение расстрельной практики вынудило
власти ещё раз напомнить карательным структурам о следовании
установленному порядку. В начале 1924-го на места прокурорам,
председателям трибуналов и губсудов было разослано распоряжение
Наркомюста СССР «о порядке расстрелов», из которого хорошо видны те
нарушения, которые допускались при казнях. В соответствии с этим
документом Сибпрокуратура 5 февраля 1924 г. получила предписание «не
допускать публичности исполнения», абсолютную недопустимость мучительных
для осуждённого способов исполнения приговора, «а равно и снятия с тела
одежды, обуви и т. п.». Предлагалось не допускать выдачи тела
казнённого кому-либо, а предавать его земле «без всякого ритуала и с
тем, чтобы не оставалось следов могилы».
Техника расстрелов и
даже сами казни обычно тщательно скрывались от общества. Печатно о них
объявляли исходя из политической конъюнктуры; в газетах периода
гражданской войны постоянно с целью устрашения печатали списки
осуждённых контрреволюционеров, впоследствии объявляли о расстрелах
после открытых процессов, в том числе по чисто уголовным делам. Но
получить документы о казни близкого человека его родственники обычно не
могли. В декабре 1925 г. прокурор Сибкрая П.Г. Алимов отвечал на запрос
красноярской окружной прокуратуры: «Сообщаю, что объявлять о приговорах
по внесудебной расправе при применении высшей меры наказания может, на
основании имеющихся сведений, Прокуратура в устной форме, выдача же по
этому поводу письменных справок не допускается».
Ачинский
окружной прокурор Г.Н. Митбрейт 7 марта 1927 г. запрашивал
крайпрокуратуру, что делать с обращениями родственников расстрелянных в
период кампании борьбы с бандитизмом. Он сообщал, что Ачинский окротдел
ОГПУ, «ссылаясь на директиву… по линии ПП ОГПУ, указывает на то, что
расстрелы, произведённые в кампанию по борьбе с бандитизмом, объявлению
не подлежат вообще».
Расстрелы, которые осуществлялись тройками в
первой половине 1930-х гг., также были строго секретными. В июле 1937
г. приказ НКВД СССР №00447, положивший начало «массовым операциям»,
особо предписывал сохранять полную секретность с вынесением и
объявлением приговоров троек. В соответствии с директивой НКВД СССР
№424, подписанной М.П. Фриновским, осуждённым тройками и двойками
приговор не объявлялся – чтобы избежать возможного сопротивления – и о
расстреле они узнавали только на месте казни. (Неизвестно, существовала
ли подобная директива в практике ЧК, но в первые годы советской власти
осуждённых зачастую «ликвидировали», не сообщая им о приговоре.)
25
августа 1937 г. наркомвнудел Татарской АССР А.М. Алемасов отдал
распоряжение начальнику Чистопольской опергруппы П.Е. Помялову
расстрелять десятерых осуждённых. Алемасов особо указал, что объявлять
осуждённым решение тройки не нужно. Это правило часто действовало и в
отношении тех, кого судила военная юстиция – тайные приговоры о высшей
мере наказания выездной сессии Военной коллегии Верхсуда СССР,
вынесённые в Орле в августе 1938 г., маскировались словами
председательствовавшего на заседаниях А.М. Орлова: «Приговор вам будет
объявлен». В Новосибирске работники военного трибунала говорили
обвиняемым, что приговор им будет объявлен в камере.
Специфическим
образом в 1937 – 1938 гг. оформлялись приговоры на многих видных
сотрудников НКВД, в том числе бывших. В их следственных делах
отсутствуют как протоколы об окончании следствия, так и приговоры.
Чекистов уничтожали в так называемом «особом порядке»: после утверждения
Сталиным и ближайшими членами его окружения расстрельного приговора
жертву без всякой судебной процедуры несколько дней спустя выдавали
коменданту военной коллегии Верховного Суда СССР с предписанием
расстрелять. Все эти предписания выполнялись от руки, что говорило об
особой секретности данной категории расстрелов. В качестве основания для
приведения в исполнение приговора в подшитой к делу справке давалась
глухая сноска на некие том и лист. Когда исследователи получили в своё
распоряжение 11 томов «сталинских списков», то оказалось, что номера
томов и листов из справок полностью совпадают с номерами тех томов и
листов данных списков, где значились фамилии осуждённых.
Что
касается объявления о судьбе расстрелянных по 58-й статье УК, то с 1937 –
1938 гг. родственникам дежурно сообщалось об осуждении их на «десять
лет лагерей без права переписки». Новосибирский облпрокурор А.В. Захаров
в 1940 г. критиковал этот порядок как дискредитирующий прокуратуру, ибо
многие родственники, запросив ГУЛАГ и получив официальную справку, что
такой-то среди заключённых не числится, добивались от работников НКВД
устного признания о том, что осуждённый на самом деле был расстрелян, а
потом устраивали скандалы в прокуратуре и, жаловался Захаров, обзывали
прокурорских работников «манекенами».
«Лишних», то есть
прокурора, судью и врача, присутствовать при внесудебной казни обычно не
приглашали. Если казнь совершалась на основании судебного решения,
прокурор мог присутствовать. В Москве прокурорские работники высшего
ранга, включая А.Я. Вышинского, наблюдали за процедурой уничтожения
видных государственных и военных деятелей, осуждённых военной коллегией
Верховного Суда СССР. В апреле 1950 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков
приказал ответственному контролёру КПК при ЦК ВКП(б) Захарову
присутствовать при расстреле сотрудника охраны Сталина подполковника
И.И. Федосеева, обвинявшегося в разглашении гостайны. Маленкову
требовалось знать, не признается ли Федосеев перед казнью в разглашении
неких важных сведений.
На местах при казнях зачастую
присутствовал начальник отдела управления НКВД – если казнь
производилась в областном или республиканском центре. Обычно это был
глава учётно-статистического отдела. Начальник учётно-статистического
отдела УНКВД по Новосибирской области Ф.В. Бебрекаркле (его как
«подозрительного латыша» перед арестом уже не пускали на оперсовещания,
но ещё доверяли присутствовать при казнях) рассказывал сокамернику, что
расстреливаемые кричали: «Мы не виноваты, за что нас убивают?!» и «Да
здравствует товарищ Сталин!»
В Татарии в сентябре 1937-го был
отдан приказ фотографировать осуждённых и перед расстрелом сличать
смертника с фотографией. При этом была ссылка на приказ НКВД №00212 от 9
июля 1935 г. В следственных делах управления ФСБ по Новосибирской
области наблюдается большой разнобой: в большинстве дел фотографии
отсутствуют, что касается осуждённых к высшей мере наказания, то
фотокарточки налицо во многих делах 1921 г. и (не всегда) в делах первой
половины и середины 1930-х. Что касается периода «Большого террора», то
фотографии обычно можно найти в делах только тех лиц, которых осуждала
выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР. В делах
номенклатурных лиц, казнённых по приговорам военной коллегии Верхсуда в
Москве в 1937 – 1941 гг., фотографии встречаются примерно в половине
случаев.
Факт смерти казнённого обычно устанавливали сами
оперативники, приводившие приговоры в исполнение, тогда как по правилам
это должен был делать врач. Между тем известно, что практика расстрелов
сталкивается порой с необычайной живучестью казнимых. Отсутствие врача
во время казней приводило к захоронению живых людей, которые «на глазок»
считались мертвыми.
Вот красноречивая выдержка из письма
баптиста Н.Н. Яковлева председателю коллегии Всероссийского союза
баптистов П.В. Павлову от 29 августа 1920 г., в котором живописалась
расправа над отказниками от военной службы: «В Калаче были арестованы из
4 общ[ин] братья – одна часть баптисты и три евангельские христиане,
всего 200 человек. Приехал трибунал 40(-й) дивизии и 100 братьев судили…
34 человека расстреляны, сначала ночью 20 человек, а потом на следующую
ночь 14 человек; братья молились перед казнью, которая совершалась у
могил. Некоторые, еще раненые, в агонии были брошены в могилу и
зарывались живыми наскоро, одному удалось бежать, он, как очевидец,
может лично подтвердить…»
А вот один из крайне редких для
Западной Сибири 1930-х гг. случаев расстрела в присутствии врача. 8
августа 1935 г. начальник Каменской тюрьмы Классин, начальник раймилиции
Кулешов, прокурор Добронравов и нарсудья Шулан расстреляли Г.К.
Овотова. Врач судмедэкспертизы Соколов констатировал, что смерть
осуждённого наступила только «по истечении 3-х минут». Это лишнее
свидетельство того, что огнестрельное ранение головы далеко не всегда
приводит к мгновенной гибели...
Местные власти, исходя из
региональных особенностей, могли вносить определённые коррективы в
процедуру расстрелов. Так, в Средней Азии в конце 1920-х – начале 1930-х
гг. во время подавления басмачества приговоры над осуждёнными
повстанцами полагалось исполнять только лицами той же национальности. С
точки зрения чекистов, такая «политическая корректность» помогала
избегать возможных нежелательных толков среди многонационального
населения о «пришлых чужаках», которые расстреливают «наших».
*** «Небрежность при расстреле» ***
Документы
свидетельствуют, что в период гражданской войны во многих губчека
практиковались расстрелы политзаключённых без всякого приговора. Так,
работник Енисейской губчека Дрожников весной или в начале лета 1920 г.
расстрелял в Красноярске (в подвале губчека) без суда и следствия
гражданина Дергачёва, обвинённого в участии в контрреволюционной
организации. Следователь Тюменской губчека Василий Колесниченко и
несколько его коллег в ночь на 7 мая 1920 г. без суда и следствия
расстреляли троих арестованных прямо во дворе губчека.
*** Терминология ***
Коммунистическая
власть нередко избегала прямого наименования способа казни своих
врагов. Слово «расстрел» считалось не совсем подходящим (кроме периода
гражданской войны и 1930-х гг., когда газетные заголовки кричали о
необходимости расстреливать врагов народа). Секретность казней
отразилась на терминологии. От лица государства официально употребляли
термины «высшая мера наказания» или «высшая мера социальной защиты». В
обиходе чекисты и военные массовые убийства также маскировали различными
уклончивыми терминами: «разменять», «отправить в штаб Духонина
(Колчака)», «пустить в расход». В 1920-е годы в чекистском жаргоне
появился особенно циничный термин для конспиративного обозначения
расстрела – «свадьба» (надо полагать, имелось в виду венчание со
смертью). Но расстреливавшие могли позволить себе и более «изысканные»
выражения, вроде «переведены в состояние небытия».
В тридцатые
писали так: «убытие по первой категории», «десять лет без права
переписки», «спецоперация». Исполнители в объяснениях могли
недоговаривать фразу, опуская уточняющее слово – дескать, «я приводил
приговор». Характерно, что эсэсовцы также маскировали слово «убийство»,
употребляя такие эвфемистические выражения, как «особая акция»,
«чистка», «приведение в исполнение», «исключение», «переселение».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
В Настоящее время нужно по приговору суда расстреливать на Болотной площади педофилов,душегубов, Предателей и казнокрадов. В субботу вечером при прямой трансляции по всем телеканалам. Билеты можно продавать на это мероприятие. Желающих думаю будет много. И когда обосавшихся и обосравшихся поведут к месту расстрела то многих это отрезвит и заставит жить по ЗАКОНУ
Если желающих будет много, то это будет говорить о нашей деградации. Раньше лишь в европах люди ходили на казни как на представление, а на Руси народ силком сгоняли.
"Наблюдавший за казнью народ был сосредоточен, серьезен, а подчас казни проходили в полной тишине, которую нарушали лишь всхлипывания и шепот молящихся. Пришедшие на казнь нередко покупали у священника свечи, которые горели в течение казни и после нее, а также подавали милостыню близким осужденного. По окончании казни зрители молча расходились. Если в ходе казни, непосредственно перед приведением приговора в исполнение, сообщалось о помиловании преступника, то народ не возмущался тем, что его лишили «самого интересного», а наоборот, испытывал облегчение и радость." "Восприятие смертной казни в России и Западной Европе" "Для Западной Европы же было характерно принципиально иное восприятие смертной казни. Если русские смотрели на нее, прежде всего, как на акт правосудия, то для общества средневекового Запада она была в первую очередь пусть и кровавым, но зато таким увлекательным и манящим шоу. Как верно указывает В.Мединский, «в Средние века присутствие на публичной казни было своего рода досугом для взрослого человека. В Европе казнь была развлечением, зрелищем. На казни сходились и съезжались, как на театральное представление, везли с собой жен и детей. Считалось хорошим тоном знать по именам палачей и с видом знатоков рассуждать, что и как они делают».
Не стоит говорить об деградации народа. . Народ МУДР И давно за то что бы восстановить смертную казнь Но Дума и правительство против . Спрашивается почему? Почему с таким рвением власть против оружия. А все потому что за 30 лет накуролесили и не видят выхода кроме как закручивание гаек. Но ведь как бывает что можно и резьбу сорвать. И тогда мало не покажется.
"Общественное восприятие высшей меры наказания, то, как вели себя русские и западноевропейцы во время казней, несомненно, является одной из тех «лакмусовых бумажек», с помощью которых раскрываются нравственно-психологические особенности разных народов. При этом, конечно, не стоит забывать, что из каждого правила есть исключения, и наверняка и в России, и в Европе были люди, чье отношение к высшей мере наказания не совпадало с общепринятым. Но наличие таких «белых ворон» в статистическом плане не представляет интереса, поскольку, растворяясь в общей гигантской массе, они не могли заслонить собой «доминанту народного характера».
Поведение наших предков во время приведения смертных приговоров в исполнение бесспорно свидетельствует о том, что жестокость и кровожадность не были присущи не только русской власти, но и русскому народу. Ни в отечественных исторических документах, ни в сочинениях иностранцев о России, даже в тех из них, которые принадлежат перу наиболее русофобски настроенных авторов, не зафиксировано случаев, чтобы казни в Московском Государстве сопровождались восторженным ревом толпы, смехом и пением песен, швырянием в осужденного всякой дрянью и прочими неистовствами."
Но не забывай о том что в большинстве на казнь шли защитники народа И народ по ним скорбил. Своих власть не сдавала. А народ всегда ждал ЛУЧШЕЙ доли. И верил в эту долю.
— Я хотел... я пришел... было проведать, всё ли дома,— тихо отвечал Архип запинаясь.
— А зачем с тобою топор?
— Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники — того и гляди...
— Ты пьян, брось топор, поди выспись.
— Я пьян? Батюшка Владимир Андреевич, бог свидетель, ни единой капли во рту не было... да и пойдет ли вино на ум, слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барскогќ двора... Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду.
Дубровский нахмурился. «Послушай, Архип,— сказал он, немного помолчав,— не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети-ка фонарь ты, ступай за мною».
Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца и пошли около двора. Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.К«Кто сторожа?» — спросил Дубровский. «Мы, батюшка,— отвечал тонкий голос,— Василиса да Лукерья».— «Подите по дворам,— сказал им Дубровский,— вас не нужно».— «Шабаш»,— примолвил Архип. «Спасибо, кормилец»,— отвечали бабы и тотчас отправились домой.
Дубровский пошел далее. Два человека приблизились к нему; они его окликали. Дубровский узнал голос Антона и Гриши. «Зачем вы не спите?» — спросил он их. «До сна ли нам,— отвечал Антон.— До чего мы дожили, кто бы подумал...»
— Тише!— прервал Дубровский,— где Егоровна?
— В барском доме, в своей светелке,— отвечал Гриша.
— Поди, приведи ее сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось, кроме приказных, а ты, Антон, запряги телегу.
Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных, никто в доме не смыкал глаза.
— Все ли здесь?— спросил Дубровский,— не осталось ли никого в доме?
— Никого, кроме подьячих,— отвечал Гриша.
— Давайте сюда сена или соломы,— сказал Дубровский.
Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.
— Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню!
Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину.
— Постой,— сказал он Архипу,— кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.
Архип побежал в сени — двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так, отопри!» — и возвратился к Дубровскому.
Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.
— Ахти,— жалобно закричала Егоровна,— Владимир Андреевич, что ты делаешь?
— Молчи,— сказал Дубровский.— Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином.
— Отец наш, кормилец,— отвечали люди,— умрем, не оставим тебя, идем с тобою.
Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики:«Горим, помогите, помогите».— «Как не так»,— сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. «Архипушка,— говорила ему Егоровна,— спаси их, окаянных, бог тебя наградит».
— Как не так,— отвечал кузнец.
В сию минуту приказные показались в окнах, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли.
Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
— Теперь всё ладно,— сказал Архип,— каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть.
В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. «Чему смеетеся, бесенята,— сказал им сердито кузнец.— Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь»,— и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте,— сказал он смущенной дворне,— мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]