Почему Тайвань является взрывоопасной точкой для войны США и Китая
Статус Тайваня уже давно является весьма спорным и потенциально
взрывоопасным. Однако в течение четырех десятилетий после того, как США и
Китай установили дипломатические отношения в 1979 году, напряженность
вокруг Тайваня в значительной степени регулировалась и сдерживалась в
рамках деликатно сбалансированных договоренностей.
Начиная с
администрации Трампа, эти соглашения, дипломатические протоколы и
негласные договоренности все чаще разрывались. Самым вопиющим шагом до
сих пор была провокационная утечка в этом месяце через Wall Street
Journal о том, что спецназ США находится на Тайване, обучая войска более
года.
В 1979 году США в рамках своих договоренностей с Китаем
вывели все свои вооруженные силы с Тайваня, разорвали дипломатические
отношения и свой военный договор с Тайбэем. Размещение американских
войск на Тайване является вопиющим нарушением того, что было статус-кво
на протяжении десятилетий, и ставит под сомнение основу дипломатических
отношений между США и Китаем.
Чтобы понять большую опасность,
которую представляют преднамеренно подстрекательские действия
администрации Байдена, необходимо изучить исторические предпосылки этого.
Дабы
оправдать свое угрожающее наращивание военной мощи в регионе и
разжигание этой чувствительной горячей точки, США изображают Тайвань как
процветающую демократию, столкнувшуюся с растущей угрозой агрессии со
стороны Китая.
На самом деле американский империализм никогда не
испытывал ни малейшего беспокойства по поводу демократии на Тайване или
где-либо еще в регионе. После поражения Японии во Второй мировой войне в
1945 году США поддержали расширение диктаторского режима Гоминьдана Чан
Кайши. В октябре 1945 года ВМС США перебросили войска Гоминьдана на
Тайвань, который был японской колонией после поражения Китая в
Китайско-японской войне 1895 года.
Жестокий гоминьдановский режим
Администрация
Гоминьдана под руководством генерала Чэнь И с самого начала была
жестокой, поскольку обострение экономического кризиса взвинтило
отношения между местными тайваньцами и вновь прибывшими китайцами с
материка. Расстрел гражданского протеста 28 февраля 1947 года
спровоцировал волнения по всему острову, которые были жестоко подавлены
военными Гоминьдана. По оценкам, число убитых колеблется от 18 000 до 30
000 человек.
Жестокие репрессии на Тайване были частью более
широкого кризиса режима Чан Кайши, который был пронизан коррупцией. Он
использовало меры полицейского государства против растущей оппозиции.
После победы КПК в 1949 году и провозглашения Китайской Народной
Республики Гоминьдан и сторонники бежали на Тайвань.
Массовый
исход примерно двух миллионов человек включал руководство Гоминьдана,
солдат, чиновников и богатую деловую элиту. Золотые и валютные резервы
Китая, а также многие национальные культурные ценности были вывезены на
Тайвань. Правительство Гоминьдана провозгласило Тайбэй временной
столицей Китайской Республики (КР).
Тайвань сегодня, отделенный от Китая, является творением американского империализма.
После начала корейской войны в 1950 году тогдашний президент Трумэн передал остров под защиту Седьмого флота США. Гоминьдан мог позиционировать себя как правительство в изгнании всего Китая только при поддержке Соединенных Штатов.
Точно
так же, как США поддерживали диктаторские и автократические режимы по
всей Азии, они полностью поддержали диктатуру Гоминьдана, которая ввела
военное положение в мае 1949 года, которое продолжалось почти четыре
десятилетия, до 1987 года. Гоминьдан безжалостно подавлял всю
политическую оппозицию. По одной из оценок, это повлекло за собой
тюремное заключение или казнь 140 000 человек за предполагаемые
прокоммунистические настроения.
Провокации Гоминьдана против
Пекина при поддержке США, включая воздушную и морскую блокаду китайского
побережья, были постоянным источником напряженности. Тайбэй
контролировал и продолжает контролировать ряд укрепленных островков
всего в нескольких километрах от материковой части Китая и недалеко от
крупных китайских городов.
В 1950-х годах разразились два крупных кризиса.
В
августе 1954 года Гоминьдан разместил десятки тысяч военнослужащих на
островках Мацу и Кинмэнь и начал строительство военных объектов, на что
Народно-освободительная армия (НОАК) ответила обстрелом Кинмэня. В
разгар кризиса Конгресс США санкционировал применение военной силы
против Китая, а Пентагон выступил за нанесение ядерных ударов.
Второй
кризис в Тайваньском проливе разразился в августе 1958 года после
обстрела Мацу и Кинмэня и столкновений между силами Гоминьдана и НОАК
близ острова Дундин.
Воздушные и морские стычки и артиллерийские
перестрелки продолжались в течение трех месяцев, потери составили сотни
погибших с обеих сторон. США усилили вооруженные силы Гоминьдана,
сопроводили военно-морские суда Гоминьдана к осажденным островам, и
Пентагон снова поднял вопрос о необходимости применения ядерного оружия.
Враждебное
противостояние между Китаем и режимом Гоминьдана на Тайване,
поддерживаемое военными силами США, продолжалось на протяжении 1960-х
годов.
Сближение Вашингтона с Пекином
Визит
президента США Никсона в Китай в феврале 1972 года ознаменовал собой
серьезный сдвиг в геополитических отношениях. О поездке было объявлено в
предыдущем году на основе секретных переговоров, которые советник
Никсона по национальной безопасности Генри Киссинджер провел с
высокопоставленными лидерами КПК. Никсон и Киссинджер рассчитали, что
США могут использовать китайско-советский раскол начала 1960-х годов и
резкую напряженность между Москвой и Пекином, для создания квазиальянса с
Китаем против Советского Союза.
Встреча Никсона с китайским
лидером Мао Цзэдуном и публикация совместного Шанхайского коммюнике
проложили путь к установлению дипломатических отношений. Это было
реакционное партнерство, в котором режим КПК поддерживал правых
союзников США, таких как диктатура Пиночета в Чили и репрессивный
иранский режим шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Пакт также открыл двери для
реинтеграции Китая в мировой капиталистический рынок в качестве
платформы для дешевой рабочей силы.
Резкий поворот Вашингтона
имел далеко идущие последствия для диктатуры Гоминьдана на Тайване.
Статус Тайваня был центральным вопросом в затянувшихся переговорах,
которые в конечном итоге привели к официальным дипломатическим
отношениям между США и Китаем в 1979 году. КПК настаивала на том, чтобы
США признали «Единый Китай» с Тайванем частью Китая и разорвали его
военные и дипломатические связи с Тайбэем.
В Шанхайском коммюнике США признали:
«Все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива утверждают, что
существует только один Китай и что Тайвань является частью Китая.
Правительство Соединенных Штатов не оспаривает эту позицию. Оно
подтверждает свою заинтересованность в мирном урегулировании
тайваньского вопроса самими китайцами». Кроме того, в нем была
подтверждена «конечная цель вывода всех американских войск и военных
объектов с Тайваня».
В 1979 году, когда были установлены
дипломатические отношения, Вашингтон разорвал дипломатические отношения с
Тайбэем, вывел свои войска и отменил свой военный договор – фактически,
хотя и неформально, признав «Единый Китай» с режимом КПК в Пекине
законным правительством.
В то же время Конгресс США принял Закон
об отношениях с Тайванем, который выступил против любых попыток Пекина
воссоединить Тайвань силой, разрешил продажу Тайваню «оборонительного»
военного оружия и учредил Американский институт на Тайване, через
который можно было поддерживать неофициальные связи.
Вашингтон
занял позицию «стратегической двусмысленности» в отношении конфликта
между Китаем и Тайванем – то есть он не дал гарантии относительно того,
будет ли он вмешиваться. Это было направлено на сдерживание, как
китайской агрессии, так и провокационных действий Тайваня.
Конец диктатуры Гоминьдана
На
протяжении 1960-х и 1970-х годов США оказывали Тайваню экономическую
помощь, предоставляя финансовую помощь, инвестиции и доступ к
американскому рынку, что способствовало его индустриализации при
поддержке государства.
В 1970-е годы Тайвань был самой
быстрорастущей экономикой в Азии после Японии. С поворотом к
глобализированному производству с конца 1970-х годов Тайвань стал одной
из основных платформ дешевой рабочей силы в Азии. Тайвань, Гонконг,
Южная Корея и Сингапур – четыре азиатских тигра – рассматривались как
новая модель экономического развития.
Диктатура Гоминьдана была
основана на регулируемой на национальном уровне экономике, которая была
связана с коррупцией, связанной с близкими друзьями Гоминьдана. Под
давлением США режим начал открывать свою экономику в 1980-х годах,
приватизируя государственные корпорации и устраняя государственное
экономическое регулирование – шаги, которые привели к ослаблению
политической базы поддержки Гоминьдана.
Политическая оппозиция
оставалась незаконной в условиях военного положения, но все чаще
выражала протесты против антидемократических мер режима. Стремительный
экономический рост Тайваня также привел к огромному росту рабочего
класса, который становился все более воинственным и проводил волну
забастовок, требуя улучшения заработной платы и условий труда.
В
ответ Гоминьдан допустил ряд ограниченных демократических реформ.
Буржуазная политическая оппозиция, возглавляемая коренными тайваньскими
элитами, смогла сформировать Демократическую прогрессивную партию (ДПП) в
1986 году, а в следующем году было отменено военное положение.
Основные
законодательные органы – Законодательный Юань и Национальное собрание –
были заполнены неизбранными представителями Гоминьдана от провинций
материкового Китая на основе фикции, что правительство все еще
представляло весь Китай. В 1991 году были проведены полные выборы в
реформированную Национальную ассамблею, а в 1992 году – в
реформированный Законодательный Юань. Первые прямые выборы президента и
вице-президента состоялись в 1996 году.
Статус Тайваня, который неразрывно связан с отношениями с материковым Китаем, все больше доминирует в тайваньской политике.
Президент
Ли Тен Хуэй инициировал ограниченные демократические реформы. Хотя он
был членом Гоминьдана, он стремился продвигать тайваньскую идентичность,
чтобы противостоять влиянию ДПП и выставлять Тайвань как отдельное
государство.
Ли бросил вызов давним дипломатическим протоколам
США против визитов тайваньских официальных лиц высокого уровня в США,
приняв в 1995 году приглашение Корнельского университета выступить с
речью «Опыт демократизации Тайваня». В то время как администрация
Клинтона отклонила его просьбу о визе, Конгресс поддержал этот визит.
Со
своей стороны, режим КПК при Дэн Сяопине продвигал воссоединение
Тайваня на основе формулы «одна страна, две системы» – то есть Тайвань
сохранил бы значительную степень автономии в политике, государственных
структурах и экономике.
Пекин враждебно отнесся к любому
предложению о том, чтобы Тайвань мог объявить формальную независимость, и
расценил визит Ли в США как нарушение обязательств, данных Вашингтоном в
1979 году.
Этот визит спровоцировал третий кризис в Тайваньском
проливе 1995–1996 годов, подчеркнув опасность преднамеренных нарушений
Соединенными Штатами своих договоренностей с Китаем.
Пекин
объявил о ракетных испытаниях и наращивании вооруженных сил в Фуцзяни
–китайской провинции, прилегающей к Тайваню через Тайваньский пролив.
Администрация Клинтона ответила крупнейшей демонстрацией военной мощи в
Азии со времен войны во Вьетнаме, направив две боевые группы авианосцев в
воды вблизи Тайваня и отправив одну через узкий Тайваньский пролив.
Пекин отступил.
Поляризация
тайваньской политики между ДПП, выступающей за независимость, и
Гоминьданом, ориентированным на Китай, коренится в экономике острова.
С
одной стороны, отсутствие дипломатического признания является
препятствием для вступления Тайваня в международные органы, включая
экономические институты, и затрудняет экономические и торговые
отношения. Выборы 2000 года первого президента ДПП Чэнь Шуйбяня, который
выступал за большую автономию Тайваня, усилили напряженность в
отношениях с Пекином, который предупредил, что отреагирует на любое
официальное провозглашение независимости Тайваня силой.
С другой
стороны, восстановление капитализма в Китае с 1978 года открыло огромные
экономические возможности для тайваньских корпораций. Тайваньские
предприятия инвестировали в Китай 118 миллиардов долларов США в период с
1991 по начало 2020 года, а объем торговли через пролив в 2019 году
составил 149,2 миллиарда долларов.
Гоминьдан стремится облегчить
отношения с Китаем. При президенте Ма Инцзю, который был избран в 2008
году, торговое соглашение открыло прямые рейсы и грузовые перевозки
между Тайванем и Китаем, а экономические отношения укрепились.
В
2015 году в Сингапуре состоялась первая в истории встреча президентов
Тайваня и Китая – Ма и Си Цзиньпина. Оба придерживались так называемого
консенсуса 1992 года, согласно которому КПК и Гоминьдан согласны с тем,
что существует один Китай, но все еще не согласны с тем, кто им
управляет.
США усиливают напряженность вокруг Тайваня
Избрание
Обамы президентом в 2009 году ознаменовало резкий поворот к
конфронтации с Китаем, отражая критику демократов в адрес предыдущей
администрации Буша за игнорирование Азии при ведении войн в Афганистане и
на Ближнем Востоке.
В то время как «поворот в Азию» был
официально объявлен в 2011 году, администрация Обамы начала
широкомасштабное наступление, направленное на укрепление позиций США в
Азии, подрыв экономики Китая и укрепление военного присутствия и
альянсов США во всем регионе.
К 2020 году 60 процентов
военно-морских и воздушных сил США должны были быть размещены в
Индо-Тихоокеанском регионе в соответствии со стратегией Пентагона по
ведению войны с Китаем на море.
Администрация Обамы намеренно
нагнетала напряженность в Южно-Китайском море, заявляя, что у нее есть
«национальный интерес» в сдержанных территориальных спорах между Китаем и
его соседями. Она не предпринимала никаких попыток положить конец
нагнетанию напряженности на Корейском полуострове из-за ядерных программ
Северной Кореи. В то же время, однако, Обама избегал дестабилизации
статус-кво в отношении Тайваня, признавая его центральную роль в
отношениях США с Китаем и потенциально взрывоопасные последствия.
У Трампа не было таких сомнений.
Еще
до своей официальной инаугурации Трамп провокационно ответил на
телефонный звонок президента Тайваня Цай Инь Вэня, который вступил в
должность в середине 2016 года. Хотя телефонный звонок был номинально
организован для того, чтобы поздравить Трампа с победой на выборах, он
нарушил установленные протоколы.
В администрацию Трампа входил
ряд высокопоставленных чиновников, которые имели давние связи с Тайванем
и были глубоко враждебны Китаю, в том числе его первый глава
администрации Рейнс Прибус и торговый советник Белого дома Питер
Наварро. При Трампе США увеличили продажи оружия Тайваню, нарастили
количество американских военных кораблей, проходящих через Тайваньский
пролив, поддержали антикитайскую позицию тайваньского президента Цая и
усилили контакты с тайваньскими официальными лицами – и все это,
несмотря на возражения Китая.
В августе 2020 года министр
здравоохранения Алекс Азар стал самым высокопоставленным американским
чиновником, посетившим Тайвань с 1979 года.
Отнюдь не пытаясь
наладить отношения с Китаем, администрация Байдена еще больше усилила
напряженность, в том числе из-за Тайваня.
Байден дал понять о
своих намерениях развивать тесные отношения с Тайванем, став первым
президентом, пригласившим фактического посла Тайваня в Вашингтоне Сяо
Би-Хима принять участие в его инаугурации.
В последние дни
правления администрации Трампа госсекретарь Майк Помпео объявил, что
отменяет все ограничения на контакты между американскими и тайваньскими
официальными лицами, гражданскими и военными, на всех уровнях.
С
незначительными изменениями администрация Байдена продолжила эту
политику. В июне с благословения Байдена группа сенаторов США номинально
посетила Тайвань, чтобы объявить о пожертвовании вакцин против
COVID-19.
Военные и экономические угрозы США
Спор между Китаем и США по поводу Тайваня связан не просто с дипломатическими протоколами.
Укрепление связей США с Тайванем представляет определенные угрозы для Китая – стратегические и экономические.
Секретное
развертывание инструкторов спецназа США на Тайване совпадает с более
зловещей возможностью, раскрытой японским информационным агентством
Nikkei, того, что США рассматривают вероятность размещения
наступательных ракет средней дальности в Азии, в том числе на Тайване.
Остров
Тайвань не только стратегически расположен близко к материковой части
Китая, но и является частью первой островной цепи, простирающейся от
Японии до Филиппин, которую американские стратеги считают жизненно
важной для сдерживания китайских военно-морских сил в случае войны. Во
время корейской войны генерал Дуглас Макартур заявил, что Тайвань был
«непотопляемым авианосцем», способным проецировать американскую мощь
вдоль побережья Китая в рамках стратегии сдерживания.
Экономически
Тайвань является родиной Тайваньской полупроводниковой производственной
компании (TSMC), на долю которой приходится 55 % мирового производства
микросхем и 90 % самых современных микросхем, необходимых как для
промышленного, так и для военного использования.
В военных кругах США идет интенсивная дискуссия об опасности войны с Китаем из-за Тайваня.
В
марте адмирал Фил Дэвидсон – уходящий глава Индо-Тихоокеанского
командования США, которое будет находиться на переднем крае любого
конфликта с Китаем – предупредил, что США могут вступить в войну с
Китаем менее чем через шесть лет, и призвал к огромному увеличению
бюджета своего командования. Указывая на достижения Китая в области
военных технологий, Дэвидсон и другие призвали к ускоренной разработке
новых систем вооружений для использования в конфликте с Китаем.
За
военным порывом американского империализма против Китая стоит как страх
Вашингтона из-за экономического кризиса, так и глубокий политический и
социальный кризис внутри страны.
В условиях огромной социальной
напряженности и растущей борьбы американского рабочего класса правящий
слой мог бы прибегнуть к войне как средству направить социальную
напряженность «наружу», против внешнего врага, и в то же время обратить
вспять свой исторический упадок и восстановить региональную и глобальную
гегемонию, которую он получил после Второй мировой войны.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.