Установкой багажников на крышу еще несколько лет назад занимались многие
мастерские. Порой водители могли в гаражах самостоятельно приварить на
крышу рейлинги и закрепить на них ригеля и рейки. Использовалась
электродуговая сварка, крепкие болты или наоборот съемные скобы, с
помощью которых рамный багажник фиксировался к верхним направляющим
крыши. Некоторые автомобилисты порой очень гордились тем, что на них
можно перевозить до полутонны груза. Сейчас эти усовершенствования
машины вызывают вопросы у инспекторов ГИБДД.
Запрещенные багажники
В 2020 году вступили в силу новые требования Технического регламента
Таможенного союза, в соответствии с которыми любые изменения в
конструкцию транспортного средства должны утверждаться в ГИБДД и
сертифицироваться в специализированных лабораториях. Установка
нештатного фаркопа, изменение фар, а также монтаж самодельного багажника
теперь не допускаются. Если не пройти процедуру регистрации изменений,
то в соответствии с Перечнем неисправностей, изложенным в Правилах
дорожного движения (ПДД), автомобиль будет считаться непригодным к
эксплуатации. И за это действительно предусмотрено наказание.
В соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ, «управление транспортным
средством при наличии неисправностей или условий, при которых
эксплуатация транспортного средства запрещена влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Поэтому нештатные багажники на крыше использовать нельзя, и
остановивший автомобиль наряд ГИБДД не только выпишет штраф, но и
потребует «устранить неисправность на месте», то есть попросит
демонтировать багажник.
Разрешенные багажники
Между тем, все это не касается штатных багажников, изготовленных на
заводах автопроизводителя или поставщиками комплектующих. Для многих
моделей автомобилей предусмотрены штатные рейлинги, на которые уже
монтируются приспособления для перевозки крупногабаритных грузов. Они
прикручиваются к рейлингам специальными скобами, которые прошли
испытания и сертифицированы во время подготовки к продажам. Багажники
продаются уже с полным комплектом документов и эксплуатировать их
разрешается.
Правда необходимо следить за количеством груза, размещенного на
крыше. Обычно производители указывают грузоподъемность багажника в
пределах 100 кг. Больший вес размещать сверху машины нельзя из-за
опасности нарушения развесовки. Центр тяжести перегруженного автомобиля
поднимается, отчего управляемость в поворотах ухудшается. На высокой
скорости автомобиль начнет сильно крениться и будут наблюдаться проблемы
со сцеплением внешних колес. На скользкой дороге можно почувствовать
эффект заноса.
В общем, на автомобилях теперь можно использовать только штатные
багажники, предусмотренные конструкцией транспортного средства. Если на
заводе их не устанавливали, а автомобилисту необходимо переоборудовать
автомобиль, то придется инициировать процедуру регистрации изменений в
конструкцию машины и получать разрешение в ГИБДД.